Русское мыло на французский лад
Русское мыло на французский лад

В музее-усадьбе «Люблино» открылась уникальная выставка «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века»

Далеко не всем известен такой факт, что парфюмерию в России «не употребляли» вплоть до XVIII столетия.

Большинство знатных особ и простых людей удовлетворяло посещение традиционной русской баньки с похлопываниями традиционными русскими веничками.

Проникновение же в Россию напудренных париков, нюхательных солей и прочих косметических помад произошло исключительно в связи с расширением бесконтрольных контактов с Европой.

Именно тогда столичное дворянство впервые испытало на себе «всю прелесть» французских благовоний (как тогда называли духи) и стало умываться не водой березовой, а исключительно «марсельским» или «венецианским мылом»

С крупными фабриками по производству косметических изделий было в России туговато. Но к середине 19 века наша страна стала настоящим магнитом, притягивающим к себе гениальных аптекарей, садовников, мыловаров и, в том числе, никому не известных парфюмеров.

Молодые иноверцы искали славы, мечтали скопить денег и уже став именитыми, уехать обратно во Францию. Однако многие так и остались здесь навсегда.… Именно они создали русскую парфюмерную историю, о которой  сегодня рассказывается на выставке в Люблино.

Куратор экспозиции, Наталья Полонникова отмечает, что именно конец XIX – начало ХХ века по праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии». Тогда к созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, а к работе над этикетками могли привлекаться известные художники того времени.

«Кстати, уже тогда успех продаж зависел во многом не только от высокого качества продукции, сколько от высоких качеств креативной рекламы», – улыбается Наталья. 

Так, гением рекламы можно назвать Шарлотту Брокар, которая играла в парфюмерном деле своего мужа роль руководительницы в отношениях с русскими покупателями.  А также была активным участником рекламных компаний фирмы «Брокар».

Самый необычный рекламный ход был проделан ею для запуска в продажу легендарного одеколона «Цветочный». Для его рекламы в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке построили фонтан. Из которого били струи нового одеколона!

Молодые люди старались искупать в нём с вои сюртуки, а дамы – носовые платки.  Такой ход имел ошеломляющий успех, что в итоге, сделал одеколон золотым медалистом. 

Кстати, тот самый «Цветочный» на долгие годы стал первым массовым одеколоном в России. Более того, он выпускается фабрикой «Новая Заря» (бывшее «Товарищество Брокар») до сих пор!

В целом, на выставке представлено более   300 уникальных экспонатов. Среди них, –  парфюмерные флаконы из стекла, фарфора, эмали, в том числе фирм «Ралле» (фабрика «Свобода»), «Броккар» («Новая Заря»), «Сиу и К», «Бодло», русско-французской парфюмерной компании «Модерн».

Есть среди них настоящие находки. Так, Наталья показывает так называемый флакон – ароматник. Небольшой по размеру, он наполнялся нюхательными солями, в состав которого входил нашатырный спирт и эфирные масла. В свое время ароматники были такими же  атрибутами туалета, как пудреница или тюбики с помадой… 

Ещё один интересный артефакт  – мыльная палочка. От обычного мыла её отличает состав – при лёгком трении палочки по увлаженному лицу наносится тонкий слой мыла, который легко превращается в густую пену.

На сегодняшний день многие российские производства более уверенно повернулись лицом к  своей истории. Тема ретро – коллекций стала весьма популярной и модной.

Например, ретро - серия фабрики «Свобода» была сделана в честь последней русской императрицы Александры Фёдоровны. 

PR Директор фабрики, Владимир Мироненко, отмечает, что данный выпуск был осуществлён в сотрудничестве с музеем –заповедником «Царское село», в прошлом одной из любимых летних резиденций русских императоров:

«Специалисты из Царского села любезно предоставили нам образцы  вощёного ситца, которым украшалась мебель и стены Александровского дворца. Таким образом, каждый из футляров серии украшен подлинным рисунком»  

Говоря о самой  фабрике «Свобода», Владимир комментирует, что  своё предприятие парфюмерных изделий Альфонс Ралле открыл в Москве ещё в 1843 году. А на парижской выставке 1878 года продукцию фабрики признали «выше всякой награды».

 К 1910 году компания Ралле имела в своем активе 60 высших наград и выпускала 675 наименований продукции. В советское время фабрика  получила название «Государственный мыловаренный завод №4», сменив его затем на более революционное название, имеющее хождение до сих пор: «Свобода». 

 Выставка открыта до 31.03.2019 г.

Французское счастье Игоря Костолевского Далее в рубрике Французское счастье Игоря КостолевскогоОдин из главных романтиков советского кино, празднуя 70-летний юбилей, вспоминает, как попал в театр, «перепутав его с баней». Какой была главная секунда в его жизни? Ответы в материале «РП»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»