Русское мыло на французский лад
2 мин чтения
Русское мыло на французский лад

В музее-усадьбе «Люблино» открылась уникальная выставка «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века»

Далеко не всем известен такой факт, что парфюмерию в России «не употребляли» вплоть до XVIII столетия.

Большинство знатных особ и простых людей удовлетворяло посещение традиционной русской баньки с похлопываниями традиционными русскими веничками.

Проникновение же в Россию напудренных париков, нюхательных солей и прочих косметических помад произошло исключительно в связи с расширением бесконтрольных контактов с Европой.

Именно тогда столичное дворянство впервые испытало на себе «всю прелесть» французских благовоний (как тогда называли духи) и стало умываться не водой березовой, а исключительно «марсельским» или «венецианским мылом»

С крупными фабриками по производству косметических изделий было в России туговато. Но к середине 19 века наша страна стала настоящим магнитом, притягивающим к себе гениальных аптекарей, садовников, мыловаров и, в том числе, никому не известных парфюмеров.

Молодые иноверцы искали славы, мечтали скопить денег и уже став именитыми, уехать обратно во Францию. Однако многие так и остались здесь навсегда.… Именно они создали русскую парфюмерную историю, о которой  сегодня рассказывается на выставке в Люблино.

Куратор экспозиции, Наталья Полонникова отмечает, что именно конец XIX – начало ХХ века по праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии». Тогда к созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, а к работе над этикетками могли привлекаться известные художники того времени.

«Кстати, уже тогда успех продаж зависел во многом не только от высокого качества продукции, сколько от высоких качеств креативной рекламы», – улыбается Наталья. 

Так, гением рекламы можно назвать Шарлотту Брокар, которая играла в парфюмерном деле своего мужа роль руководительницы в отношениях с русскими покупателями.  А также была активным участником рекламных компаний фирмы «Брокар».

Самый необычный рекламный ход был проделан ею для запуска в продажу легендарного одеколона «Цветочный». Для его рекламы в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке построили фонтан. Из которого били струи нового одеколона!

Молодые люди старались искупать в нём с вои сюртуки, а дамы – носовые платки.  Такой ход имел ошеломляющий успех, что в итоге, сделал одеколон золотым медалистом. 

Кстати, тот самый «Цветочный» на долгие годы стал первым массовым одеколоном в России. Более того, он выпускается фабрикой «Новая Заря» (бывшее «Товарищество Брокар») до сих пор!

В целом, на выставке представлено более   300 уникальных экспонатов. Среди них, –  парфюмерные флаконы из стекла, фарфора, эмали, в том числе фирм «Ралле» (фабрика «Свобода»), «Броккар» («Новая Заря»), «Сиу и К», «Бодло», русско-французской парфюмерной компании «Модерн».

Есть среди них настоящие находки. Так, Наталья показывает так называемый флакон – ароматник. Небольшой по размеру, он наполнялся нюхательными солями, в состав которого входил нашатырный спирт и эфирные масла. В свое время ароматники были такими же  атрибутами туалета, как пудреница или тюбики с помадой… 

Ещё один интересный артефакт  – мыльная палочка. От обычного мыла её отличает состав – при лёгком трении палочки по увлаженному лицу наносится тонкий слой мыла, который легко превращается в густую пену.

На сегодняшний день многие российские производства более уверенно повернулись лицом к  своей истории. Тема ретро – коллекций стала весьма популярной и модной.

Например, ретро - серия фабрики «Свобода» была сделана в честь последней русской императрицы Александры Фёдоровны. 

PR Директор фабрики, Владимир Мироненко, отмечает, что данный выпуск был осуществлён в сотрудничестве с музеем –заповедником «Царское село», в прошлом одной из любимых летних резиденций русских императоров:

«Специалисты из Царского села любезно предоставили нам образцы  вощёного ситца, которым украшалась мебель и стены Александровского дворца. Таким образом, каждый из футляров серии украшен подлинным рисунком»  

Говоря о самой  фабрике «Свобода», Владимир комментирует, что  своё предприятие парфюмерных изделий Альфонс Ралле открыл в Москве ещё в 1843 году. А на парижской выставке 1878 года продукцию фабрики признали «выше всякой награды».

 К 1910 году компания Ралле имела в своем активе 60 высших наград и выпускала 675 наименований продукции. В советское время фабрика  получила название «Государственный мыловаренный завод №4», сменив его затем на более революционное название, имеющее хождение до сих пор: «Свобода». 

 Выставка открыта до 31.03.2019 г.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Французское счастье Игоря Костолевского Далее в рубрике Французское счастье Игоря КостолевскогоОдин из главных романтиков советского кино, празднуя 70-летний юбилей, вспоминает, как попал в театр, «перепутав его с баней». Какой была главная секунда в его жизни? Ответы в материале «РП» Читайте в рубрике Остров Русский может стать «территорией киборгов»Высокотехнологичные компании объединятся во Владивостоке для создания новых программ помощи людям с ограниченными возможностями Остров Русский может стать «территорией киборгов»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!