Культура
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Культура
Культура

Русское мыло на французский лад

В музее-усадьбе «Люблино» открылась уникальная выставка «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале ХХ века»
Виктор Мартынюк
2 мин
Далеко не всем известен такой факт, что парфюмерию в России «не употребляли» вплоть до XVIII столетия.
Большинство знатных особ и простых людей удовлетворяло посещение традиционной русской баньки с похлопываниями традиционными русскими веничками.
Проникновение же в Россию напудренных париков, нюхательных солей и прочих косметических помад произошло исключительно в связи с расширением бесконтрольных контактов с Европой.
Именно тогда столичное дворянство впервые испытало на себе «всю прелесть» французских благовоний (как тогда называли духи) и стало умываться не водой березовой, а исключительно «марсельским» или «венецианским мылом»
С крупными фабриками по производству косметических изделий было в России туговато. Но к середине 19 века наша страна стала настоящим магнитом, притягивающим к себе гениальных аптекарей, садовников, мыловаров и, в том числе, никому не известных парфюмеров.
Молодые иноверцы искали славы, мечтали скопить денег и уже став именитыми, уехать обратно во Францию. Однако многие так и остались здесь навсегда.… Именно они создали русскую парфюмерную историю, о которой  сегодня рассказывается на выставке в Люблино.
Куратор экспозиции, Наталья Полонникова отмечает, что именно конец XIX – начало ХХ века по праву можно назвать «Золотым веком русской парфюмерии». Тогда к созданию некоторых флаконов были причастны знаменитые ювелирные фирмы, а к работе над этикетками могли привлекаться известные художники того времени.
«Кстати, уже тогда успех продаж зависел во многом не только от высокого качества продукции, сколько от высоких качеств креативной рекламы», – улыбается Наталья. 
Так, гением рекламы можно назвать Шарлотту Брокар, которая играла в парфюмерном деле своего мужа роль руководительницы в отношениях с русскими покупателями.  А также была активным участником рекламных компаний фирмы «Брокар».
Самый необычный рекламный ход был проделан ею для запуска в продажу легендарного одеколона «Цветочный». Для его рекламы в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке построили фонтан. Из которого били струи нового одеколона!
Молодые люди старались искупать в нём с вои сюртуки, а дамы – носовые платки.  Такой ход имел ошеломляющий успех, что в итоге, сделал одеколон золотым медалистом. 
Кстати, тот самый «Цветочный» на долгие годы стал первым массовым одеколоном в России. Более того, он выпускается фабрикой «Новая Заря» (бывшее «Товарищество Брокар») до сих пор!
В целом, на выставке представлено более   300 уникальных экспонатов. Среди них, –  парфюмерные флаконы из стекла, фарфора, эмали, в том числе фирм «Ралле» (фабрика «Свобода»), «Броккар» («Новая Заря»), «Сиу и К», «Бодло», русско-французской парфюмерной компании «Модерн».
Есть среди них настоящие находки. Так, Наталья показывает так называемый флакон – ароматник. Небольшой по размеру, он наполнялся нюхательными солями, в состав которого входил нашатырный спирт и эфирные масла. В свое время ароматники были такими же  атрибутами туалета, как пудреница или тюбики с помадой… 
Ещё один интересный артефакт  – мыльная палочка. От обычного мыла её отличает состав – при лёгком трении палочки по увлаженному лицу наносится тонкий слой мыла, который легко превращается в густую пену.
На сегодняшний день многие российские производства более уверенно повернулись лицом к  своей истории. Тема ретро – коллекций стала весьма популярной и модной.
Например, ретро - серия фабрики «Свобода» была сделана в честь последней русской императрицы Александры Фёдоровны. 
PR Директор фабрики, Владимир Мироненко, отмечает, что данный выпуск был осуществлён в сотрудничестве с музеем –заповедником «Царское село», в прошлом одной из любимых летних резиденций русских императоров:
«Специалисты из Царского села любезно предоставили нам образцы  вощёного ситца, которым украшалась мебель и стены Александровского дворца. Таким образом, каждый из футляров серии украшен подлинным рисунком»  
Говоря о самой  фабрике «Свобода», Владимир комментирует, что  своё предприятие парфюмерных изделий Альфонс Ралле открыл в Москве ещё в 1843 году. А на парижской выставке 1878 года продукцию фабрики признали «выше всякой награды».
 К 1910 году компания Ралле имела в своем активе 60 высших наград и выпускала 675 наименований продукции. В советское время фабрика  получила название «Государственный мыловаренный завод №4», сменив его затем на более революционное название, имеющее хождение до сих пор: «Свобода». 
 Выставка открыта до 31.03.2019 г.
темы
культура
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин