Новости – Культура












Культура
От «Подкидыша» до Воланда

В день 84-летия легендарного актёра о его уникальной судьбе, лучших ролях и о том, почему он обходит стороной свой родной дом на Покровке
26 сентября, 2018 18:56
12 мин
Первая любовь настигла Олега Басилашвили ещё до войны. Он родился 26 сентября 1934 года в Москве, в респектабельной советской семье Валериана Нашревановича Басилашвили, директора Московского политехникума связи и доктора филологических наук Ирины Сергеевны Ильинской, дочери русского архитектора, реставратора церквей Сергея Михайловича Ильинского, удостоенного до революции звания почетного гражданина Москвы.
Их семья жила в пятикомнатной квартире деда на Покровке, куда в ходе «уплотнения» в одну комнату подселили потомственную пролетарку в красной косынке с мужем, сыном и котом, а в другую – к величайшему благу семейства — акушерку Марию Исааковну, принявшую у Ирины роды.
Межклассовых ссор и неприязни не было. Так — бытовые неурядицы!
Мать, желая привить сыну любовь к прекрасному и расширить его кругозор водила Олега по театрам. Там, в этих московских «лабораториях параллельной реальности», творили великие мастера. Занавес открывался, и маленький Олег понимал, что кроме реального мира, в котором любая попытка самовыражения карается по суровым законам сталинской эпохи, есть и другие миры.
Любое творчество было потенциально опасно. Для кого-то «инженерия человеческих душ и предлагаемых обстоятельств» заканчивалась сравнительно благополучно, как для Станиславского и Немировича-Данченко. Кто-то, как Мейерхольд, получал за труды пытки и расстрельный приговор.
Но не влюбиться в этот бесконечно прекрасный мир театра маленькому Олегу было невозможно. Это был шанс. Сквозь призму театрального искусства можно было не только соприкоснуться с великим искусством, которое в те годы было действительно великим, но и восполнить дефицит истины и её ключевого продукта – нравственности, благородства.
Приобретённые человеческие качества Олег Валерианович сумел пронести через всю жизнь, через все менявшиеся одна за другой «сталинско-хрущевско-брежневско-горбачёские» эпохи.
До войны, если это, конечно, не «байка», ему удалось «промелькнуть» (именно промелькнуть, а не сняться) в культовом советском кино.
Фильм назывался «Подкидыш». Помните? По вине нерадивого брата-пионера маленькая девочка теряется в Москве и кочует по добрым рукам советских людей, готовых чуть ли не удочерить обаятельную «потеряшку».
Сценарист Рина Зелёная, сыгравшая в этой картине скромную роль домработницы, конечно же, не прописала для маленького Олега роль. В кадр мальчик попал совершенно случайно, гоняя с друзьями по Москве на велосипеде.
Грянула война. И детство ещё не достигшего 7-летнего возраста малыша вдруг закончилось. От войны остались чувство дичайшего ужаса, испытанного во время бомбёжки, когда казалось, что бомба летит именно на тебя, и вкус бабушкиной картошки, приготовленной на рыбьем жире.
Воевал отец. Воевал старший (сводный) брат Жора, который получил звание капитана, когда глава семейства, потомок грузинских крестьян Валериан Нашреванович Басилашвили, ещё числился старшим лейтенантом. Георгий пропал без вести на Курской дуге.
В эвакуации семья жила в Грузии, в доме дедушки Нашревана, пережившего пытки в НКВД и спасшегося каким-то совершенно немыслимым чудом. «Ежовые рукавицы» не прошли для побывавшего в них в 1939 году старика бесследно. Рассудок был помутнён, многие слова произносились пожилым человеком «задом наперёд». В одночасье повзрослевшему Олегу запомнилось, как дед долго смотрел на «советские иконы» — портреты Сталина и Берии.
— Это кто? — прищурился Нашреван и показал пальцем на «образ» Иосифа Виссарионовича.
—Наш любимый учитель и вождь, — привыкшая к странностям пережившего страшные муки человека ответила Ирина Сергеевна, мама Олега.
— Это бандит, — вдруг сказал дед.
И мгновенно воцарилась пронзительная и ужасная тишина, не предвещавшая ничего хорошего.
Спустя много-много лет, будучи известным всей стране, Олег Басилашвили вернётся в село Карби Цхинвальского района и попросит людей показать ему землю, на которой жил дед. Никто из них не узнает Олега Валериановича, как актёра, но услышав про дедушку Нашревана, его сразу же отведут на то место, где когда-то стоял его дом, предложив построить на нём свой.
Всё на свете когда-нибудь кончается. И ужасы Второй мировой войны миновали, позволив семье Олега вернуться в Москву. И вновь мальчик погрузился в эти незабываемые театральные миры — «Синей Птицы» Метерлинка, «Трёх сестёр» Немировича-Данченко, других театральных шедевров.
Ему снилась война. Олег боялся её возвращения. Паренёк часто представлял себе: если враг опять нападёт на его страну, он заляжет с пулемётом на крыше МХАТа, защищая то место, которое было так дорого для него.
Юный мечтатель плохо учился в школе. И на вопрос о соотношениях катетов и гипотенуз простодушно отвечал: «Хорошие». Учителя ставили двойки и, принося их домой, он с ужасом слышал о планах отца отдать его на физмат, где из парнишки — однозначно! — сделают математического гения.
«Почему люди не могут заниматься тем, что им нравиться?» — взрослея, недоумевал Олег.
— Ты… хочешь стать актёром?! — вознегодовал отец-фронтовик, услышав о намерениях сына посвятить всего себя служению Мельпомене. И глава семьи Басилашвили высказал сыну всё о ненавистной для него профессии, вынуждавшей нормальных с виду мужчин красить волосы и губы, наносить на лицо пудру и корчить из себя на сцене мальчиков, когда им уже далеко за 40.
Актёрство было сопоставлено в этом неприятном разговоре с «древнейшей в мире профессией». Но такая позиция ничуть не умалила рвения Олега и не смогла погасить его желания стать актёром.
Ирина Сергеевна к выбору сына была, конечно же, более благосклонна. Имея «непролетарскую биографию» и папу «белогвардейского архитектора», она когда-то «пролетела» мимо филфака МГУ. Но тайком посещала лекции, пока профессура не сжалилась над девушкой и, смилостивившись, не зачислила на курс официально.
Отношение отца к избранной профессии стало для актёра своеобразной точкой возврата, а точнее «невозврата». Как бы ни было тяжко в школе-студии МХАТ, куда без проблем поступил Олег Басилашвили, что бы не происходило в театрах, куда заносила его судьба, о возвращении домой «с повинной головой» не было и речи. Пройдут годы. И БДТ приедет на гастроли в Москву. Пересилив себя и побывав на спектакле с участием сына, отец возьмёт свои слова обратно.
Сокурсниками начинающего актёра были Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Татьяна Доронина, завораживавшая мужскую часть группы своим обаянием. Вскоре творческие взаимоотношения Олега и девушки, которая была старше его ровно на 1 год, переросли в нечто большее. И тайком от родителей была сыграна «студенческая свадьба». Когда всё вскрылось, родители Олега смирились и выделили молодожёнам крохотную комнату в квартире деда на Покровке. Там, где раньше ютилась прислуга.
По окончании школы-студии МХАТа и хотелось, и мечталось остаться в родном театре. Но… суровые законы распределения гнали Олега в Сталинград. Обойти их было никакой возможности, так как вмешался папа Олега Валериановича, участник Сталинградской битвы, посчитавший аморальным уклоняться от государственной повинности и предписания Родины.
Впрочем, работы в Сталинградском театре не было. Залы пустовали.
— Отпустите нас! — взмолились Таня и Олег.
И, пойдя им навстречу, дирекция театра пожалела молодых актёров, опрометью метнувшихся в Ленинград.
В городе на Неве, на Родине Татьяны Дорониной, жилищных условий не было. Её родители жили в коммуналке. Молодые поселились в гримёрной комнате Театра имени Ленинского комсомола, лелея надежду работать под руководством самого Георгия Александровича Товстоногова. Но мэтр — невезение! — в день их трудоустройства уволился, возглавив БДТ.
Пройдёт немного времени. Из весёлого молодёжного «Ленкома» пара перекочует в Большой драматический, где Таня окажется в фаворе, а Олег будет прозябать на вторых ролях уровня «Кушать подано».
Он не подозревал, что мастер взял за правило «выдерживать» актёров, словно хорошее вино, ожидая, пока они дойдут до «точки сборки». А затем предлагать хорошие и разноплановые роли.
Актёр подумывал об уходе, когда Товстоногов вызвал его к себе и сказал: «Мне кажется, вы хотите уйти из театра. Не делайте этого. Вы мне очень нужны».
Появилась собственная квартира, выданная от БДТ. Спасло ли это брак, просуществовавший 7 лет? Увы. Татьяна Доронина и Олег Басилашвили расстались. Причина? Несовпадение взглядов? Разность понимания театральной практики? Но, скорее всего, усталость друг от друга, свойственная многим союзам творческих людей, большинство из которых в какой-то момент настигает сокрушительный кризис.
Ещё не достигнув 30-летнего возраста, но уже обретя известность и даже реноме «плейбоя» советского времени, Олег Валерианович встретит Галину Евгеньевну Мшанскую, работавшую музыкальным редактором на канале «Культура».
На сей раз у пары были все условия для создания семейного очага на десятилетия. Квартира. Работа, честно исполняя которую не нужно было конкурировать друг с другом. И, главное, взаимопонимание.
В этом браке родятся дочери Ольга и Ксения. После появления Ксюши на свет актёру придётся взвалить на свои плечи весь диапазон вопросов, связанных с бытом молодой семьи. Здоровье супруги, на которой нерадивые медики одного из ленинградских роддомов испытают препарат для улучшения лактации, пошатнётся. Женщина, испытавшая аллергический шок, надолго утратит возможность заниматься детьми и домашним хозяйством.
И в этот момент Олег Басилашвили совершит поистине мужской поступок, рискнув карьерой. Он сумеет всё объяснить Георгию Товстоногову. А тот пойдёт навстречу, устроив молодому отцу «трёхмесячный декрет». И временно введёт на его роли актёров.
Ролей в кино, по которым мы знаем Олега Валериановича Басилашвили, и за которые любим и ценим этого замечательного актёра, на сегодняшний день в районе сотни. И отрицательных образов создано больше, чем положительных.
Он запомнился нам в фильме «Вокзал для двоих» в роли музыканта Платона Рябинина, который едет проститься со смертельно больным отцом перед отсидкой за убийство по неосторожности, совершённое его женой (диктором «А теперь о погоде!»).

Но разве менее интересен граф Мерзляев (он же Мерзяев), этот «сущий подлец» из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Ну а полиглот, талантливый переводчик, запутавшийся в отношениях с женой и любовницей, по фамилии Бузыкин из «Осеннего марафона»?
И пусть сам Олег Валерианович не считает роль Воланда самой главной и значимой в своей жизни, но для многих именно эта работа в многосерийном фильм Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова является главным откровением актёра, сыгравшего в 72-летнем возрасте «часть той силы, которая вечно хочет зла, но… вечно совершает благо».
Вспомните монолог о Москве и москвичах. Тех самых, которые «напоминают прежних…».
А сохранились ли те, прежние? Если речь о плеяде славных актёров, подаривших нам неустаревающие фильмы, то их почти не осталось. На экранах кич и безвкусица. И от этого грустно.
Тоскливо и от того, что прежней Москвы нет. Бывая в столице, постоянно проживающий в Санкт-Петербурге Олег Басилашвили старается не ходить по Покровке мимо родного дома, из которого после ухода из жизни родителей он забрал бесценные книги по филологии, написанные мамой, включая уникальный Словарь языка Пушкина в 4-х томах. А ещё дедушкин шкаф с зеленым стеклом. Память о тех временах, тех москвичах, которых уже нет.
И, к сожалению, не будет.
Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Олега Валериановича Басилашвили с Днём рождения! Здоровья и долголетия, бодрости духа и новых ролей!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости