Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Оттепельное кино. Как рождались великие советские фильмы

Фото: Youtube
Фото: Youtube
Развитие постсталинского кинематографа было во многом стихийным и интуитивным полётом авторской мысли
Степан Зайцев
3 сентября, 2021 12:23
9 мин

65 лет назад после поворотного XX съезда ЦК КПСС на «Мосфильме» начались съёмки картины, ставшей символом оттепели в советском кинематографе. Речь идёт о легендарном фильме «Летят журавли», получившем в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» — высшую награду престижного Каннского кинофестиваля.

Прологом к запуску съёмок послужила пьеса «Вечно живые», которая в 1956 году вышла на подмостках «Современника» с участием Олега Ефремова и Светланы Мизери.

Это произведение было написано ещё в 1943 году драматургом Виктором Розовым. Режиссёр Михаил Калатозов, специализировавшийся в основном на документальном кино, разыскал автора пьесы и попросил его написать сценарий к фильму. Однако сценарий будущей картины имел множество отличий от оригинала. Более того, изменения в него вносились прямо на съёмочной площадке.

«Летят журавли» произвёл самую настоящую культурную революцию, причём не только благодаря блестящей актёрской игре Алексея Баталова и Татьяны Самойловой, а также выдающей операторской работе Сергея Урусевского, который успешно экспериментировал с нестандартными визуальными приёмами.

Картина Калатозова наилучшим образом отразила взгляд войну, судьбу, личное счастье и предназначение человека в постсталинскую эпоху. Это был совершенно новый, местами наивный, но необыкновенно искренний гуманистичный взгляд на прошлое и настоящее.

«Летят журавли» окончательно разорвал шаблоны, которыми пестрил кинематограф сталинской эпохи. Хотя сам инициатор оттепели Никита Хрущёв раскритиковал новаторские нарративы фильма и назвал героиню Самойловой со всем её глубоким внутренним конфликтом «обычной шлюхой».

Новая волна

Некоторые исследователи считают, что на самом деле оттепель в советском кинематографе началась раньше XX съезда ЦК КПСС и даже ещё при жизни вождя. 23 марта 1953 года, сразу после кончины Сталина, на экраны вышел невероятно смелый по тем временам фильм «Возвращение Василия Бортникова», активную роль в создании которого сыграл упоминавшийся выше Сергей Урусевский.

Картина повествует о том, насколько тяжело советские люди возвращались к мирной жизни. Главный герой, мужчина средних лет Василий, получил на фронте контузию. Он считался пропавшим без вести. Его, как и миллионы мужиков, записали в погибшие.

Василий, долгое время проведя в госпитале, пошёл на поправку и решил вернуться в родной колхоз, которым он руководил до войны. Однако герой сталкивается с большими проблемами по налаживанию нормальной работы в коллективном хозяйстве и самое страшное, что его не ждут дома — супруга нашла нового мужчину — Степана.

Драматичная линия в фильме проходит достаточно узкой полоской на фоне демонстрации колхозных хлопот. Картина снималась при жизни вождя и потому наполнена портретами Сталина, идеологическими клише и нафталиновыми сценами.

Тем не менее, режиссёру удалось неплохо показать личные переживания героев, их конфликт и взаимоотношения в ситуации, когда война надолго разлучила людей, а мирная жизнь часто даёт призрачные надежды на воссоединение.

Пожалуй, самой успешной пробой сил советской новой волны, помимо «Летят журавли», можно назвать «Июльский дождь» (1966) Марлена Хуциева. Это была эстетическая вершина развития оттепельного кинематографа.

Фильм отличает фантастическое для советской эпохи изящество, воплощённое в эпизоды жизни 30-летних московских интеллектуалов.

Главная героиня Лена (актриса Евгения Уралова) мало чем напоминает типичную советскую женщину. У неё привлекательные наряды, очень смелая и стильная причёска. В значительной мере вестирнизирован и образ Володи, героя неподражаемого Александра Белявского.

В картине мелькают дорогие автомобили, рестораны, постоянно звучит французская и американская музыка, мужчины носят костюмы, а женщины — красивые, видимо, сшитые на заказ облегающие платья и рубашки с игривым декольте. Персонажи любят собираться в просторных помещениях, выпить, потанцевать, поучаствовать в ненавязчивых философско-культурных дискуссиях и без политики обсудить жизнь в «буржуазных» странах.

В «Июльском дожде» крупными мазками показана драма двух взрослых, красивых, подающих большие надежды людей. Картина заставляет задуматься о сложности выбора спутника жизни и превратностях любовных чувств.

Критики по-прежнему сравнивают «Июльский дождь» с работами режиссёра Франсуа Трюффо, одного из ключевых деятелей французской новой волны. Считается, что Хуциева вдохновили «Четыреста ударов» и «На последнем дыхании» с Бельмондо, которое снял Трюффо в коллаборации с Жан-Люком Годаром.

Оттаявший кинематограф

Массовому зрителю оттепельное кино больше знакомо по сказкам и таким шедеврам, как «Весна на Заречной улице» (1956), «Карнавальная ночь» (1956), «Приходите завтра…» (1962), «Я шагаю по Москве» (1963), «Три плюс два» (1963), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Живые и мёртвые» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Доживем до понедельника» (1968).

При этом мало кто знает о фильмах: «Дело Румянцева» (1955), «Человек родился» (1956), «Тугой узел» (1956), «Дорогой ценой» (1957), «Дом, в котором я живу» (1957), «Шумный день» (1960),«Чистое небо» (1961), «А если это любовь» (1961), «Планета бурь» (1961), «Мир входящему» (1961), «Девять дней одного года» (1962), «Мне двадцать лет» (1964), «До свидания, мальчики» (1964), «Застава Ильича» (1964), «Крылья» (1966).

Взлёт советского кино был во многом стихийным и интуитивным процессом, хотя в условиях существования цензуры этот культурный подъём в немалой степени опирался на первые плоды десталинизации. В стране уже зарубцевались раны от Великой Отечественной, началась реабилитация, подросло не опаленное войной поколение молодых людей с другим мировоззрением.

Авторы пропускали через свои работы задавленную войной и жёсткой сталинской цензурой тягу к радости мелочам повседневной жизни, демонстрации простых человеческих эмоций и чувств, осмыслению ключевых вопросов бытия.

Именно поэтому в картинах оттепели такое обилие эпизодов с дождём и ясными солнечными днями; сцен с окнами и дверями, непременно распахнутыми тёплым ветром. Режиссёры полюбили планы с акцентом на изменчивую мимику персонажей и молчаливые лица, полные задумчивости и переживаний.

Человекоцентризм — главная черта оттепельного кинематографа. Персонажи постсталинского кино постоянно рефлексируют, ищут ответы на простые и сложные вопросы, допускают ошибки, истерзаны противоречиями, порой замыкаются на мыслях о трудностях и нереализованных желаниях.

Однако чаще всего, несмотря на все невзгоды, герои второй половины 50-х и 60-х испытывают огромное внутреннее вдохновение. Они искренние, отзывчивые, поэтичные, несколько простодушные и наполнены желанием строить светлый мир без злобы, ненависти и преград для самовыражения.

Нередко режиссёры шли дальше и в стремлении переосмыслить тему войны. В оттепельном кино Великая Отечественная предстаёт перед нами как тяжелейшая победа неготового к смертельным испытаниям простого мужика и недавнего мальчишки.

Подвиги, как это хорошо показано в «Балладе о солдате» (1959), совершались от страха перед более сильным противником, растерянности, желания выжить. В оттепельном кино нет пафоса, нет непоколебимой уверенности в своих силах, нет знающих всё наперёд мудрых офицеров и полководцев.

Переносом на плёнку классики (например, «Гамлета» с Иннокентием Смоктуновским) советским режиссёрам удавалось продвигать альтернативный взгляд на взаимодействие власти и личности, а с помощью комедий — высмеивать морализаторство, перегибы в партийной идеологии и стукачество.

В ряде фильмов оттепельный кинематограф смог затронуть болезненную тему репрессий, под катком которых оказались идейные коммунисты и военные, пострадавшие из-за того, что не по своей вине попали в немецкий плен.

Советская новая волна закончилось с началом эпохи застоя. Оттепельное кино выдохлось, но за почти 15-летний период существования подарило советскому человеку долгожданную эмоциональную и философскую разгрузку, вдохновило на жизнь, в которой нет простых ответов, но есть живые противоречивые чувства, рождающие искренность, добро, любовь и настоящую дружбу.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ