Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Что не так с фильмом «Блокадный дневник»?

Кино
Фото: Film.ru/movies/blokadnyy-dnevnik
Спустя более 75 лет в нашей стране так и не сняли достойный фильм о жизни в блокадном Ленинграде
Алексей Капустин
8 октября, 2020 15:26
8 мин

В программу Московского международного кинофестиваля (ММКФ) попал фильм «Блокадный дневник» режиссёра Андрея Зайцева. Последнее время эту картину активно нахваливают некоторые критики и негосударственные СМИ, хотя её художественная ценность вызывает немало сомнений.

«Русская Планета» решила разобраться в том, почему современные отечественные киноделы не в состоянии снимать адекватные фильмы, посвящённые драматичным страницам нашей истории, скатываясь либо в чернуху, либо в циничный фарс.

От подростковой обнажёнки к теме блокады

Андрей Зайцев получил широкую известность благодаря фильму «14+», о котором неоднократно писала РП. Картина якобы натуралистично рассказывает про подростковую любовь, но по ходу действия становится понятно, что цель у режиссёра была мягкой говоря несколько иной.

На момент съёмок Ульяне Васькович, которая сыграла роль школьницы Вики, было 16 лет. Столь нежный возраст и, казалось бы, строгое российское законодательство не помешало автору с помощью камеры постоянно акцентировать внимание на полуобнажённых частях тела юной актрисы.

Вика носила исключительно откровенные наряды, эротично облизывала в кадре пальчики, болталась без дела по улице, флиртовала с противоположным полом, создавая на пустом месте проблемы себе и своему робкому четырнадцатилетнему ухажёру Лёше (Глеб Калюжный). Финалом приключений героини стала отнюдь не любовь, а первый секс с таким же несовершеннолетним ребёнком.

В сцене после полового акта героиня Васькович лежит практически топлес с лицом, которое абсолютно ничего не выражает. Для зрителя остаётся загадкой какие вообще чувства Вика испытывает к своему ухажёру, что происходит внутри неё самой. При этом картина вроде бы повествует о сложных и трогательных отношениях между подростками.

Конечно, отсутствие эмоций на лице героини Васькович можно объяснить слабой актёрской игрой. Действительно похвалить начинающую актрису в «14+» не за что, если не считать умения эротично одеваться и хлопать голубыми глазками в разные стороны.

Однако, как представляется, главная проблема фильма в самом режиссёре, который поставил в центр картины несовершеннолетнюю секс-бомбу. И ставка на эту провокационность принесла результаты — фильм стал участником престижного Берлинского кинофестиваля в 2015 году.

Помимо «14+», за свою карьеру Зайцев снял «Бездельников» (фильм также посвящён подростковой тематике и спекулирует на памяти о Викторе Цое), несколько короткометражек и документальных картин.

Неправильно делать вывод о том, что режиссёр, работавший в жанре игрового кино, не в состоянии «переключиться» и снять качественную драму. Таких случаев в мировой кинематографии немало. Однако 45-летний Зайцев явно не похож на гения, чей талант ещё не успел раскрыться.

Искусственность и карикатурность

«Блокадный дневник» якобы основан на воспоминаниях поэтессы Ольги Берггольц, писателя Даниила Гранина и других представителей творческих профессий, которые пережили блокаду.

Сюжет ленты (как и предыдущих работ Зайцева) до банальности прост — главная героиня Ольга должна похоронить умершего от голода мужа и пройти через зимний Ленинград до госпиталя, где работает её отец.

По пути она наблюдает страшные картины — обледенелые труппы людей, очереди из тех, кто остался в живых и держится на ногах из последних сил. Для увеличения контраста немцев изображают сытыми и довольными палачами, которые обстреливают несчастный город.

В конце фильма, когда Ольга встречает отца, он произносит какую-то несусветную псевдофилософскую ерунду о том, что «мы стали настоящими людьми с большой буквы» и «блокада была послана нам не случайно».

Естественно, эти изречения являются самодеятельностью, плодом фантазии господина Зайцева или его соратников по творческому цеху. Никто из блокадников не говорил и не мог позволить себе ни сказать, ни написать такую ханжескую ересь.

В этом фильме люди в принципе не похожи на людей. Например, в эпизоде, где переворачиваются санки с буханками хлеба, ленинградцы наподобие зомби из дешёвых голливудских фильмов медленно идут и ползут к ним с монотонным бормотанием: «Хлеб, хлеб, хлеб».

Однако хлеб везут детям и его нельзя отбирать. Часть горожан отступает, но находится мужчина, который забирает с собой несколько буханок и удостаивается стыдливых оценок со стороны героини.

Эта сцена, запечатлённая в трейлере «Блокадного дневника», преподносится как одна из самых драматичных и жёстких. Она призвана показать борьбу между волей и животным инстинктом человека, но по-настоящему сильных эмоций данный эпизод не вызывает.

Причина заключается в полной искусственности и карикатурности как самого сюжетного поворота, так и поведения людей, которых в этот момент должны были раздирать противоречивые устремления. Крупных планов, которые помогли бы раскрыть всю палитру мучительных чувств ленинградцев, в этой сцене (впрочем, как и во всём фильме) практически нет.

Автор редко делает акцент на лицах, а те, что попадают в кадр, как под копирку одинаково хмурые и пустые. На них неинтересно смотреть, потому что они, выполняя установку режиссёра, абсолютно ничего не выражают. В связи с этим невольно вспоминается лишённая эмоций мина школьницы Вики, которую должны были переполнять противоречивые чувства после первой взрослой ночи.

Не получилось у Зайцева и создать атмосферу блокадного Ленинграда. Режиссёр с помощью чёрно-белой картинки и обилия графических приёмов погрузил северную столицу в мрачное царство льда и снега. Но в итоге город смотрелся также искусственно, как и его жители.

Жертва обезличенности

Безусловно, кому-то «Блокадный дневник» может понравиться, причём искреннее. В конце концов изложенная в данном материале точка зрения является субъективным взглядом на картину Зайцева. Например, известный кинокритик Антон Долин, наоборот, похвалил режиссёра за «трогательный и живой» пересказ ужасов блокады и разглядел в фильме элементы роуд-муви и древнегреческого эпоса.

Однако формула того, что принято называть искусством, во все времена остаётся неизменной: глубина авторского замысла и сложность его исполнения в художественном произведении.

Стремясь показать замороженный город Зайцев пренебрёг натуралистичными декорациями и качественной актёрской игрой. Всё в картине одинаково угрюмо, пусто и лишено смысла. За что боролись люди? Почему они смогли выжить, превозмогая немощь и горе от утраты близких? Как жизнь победила смерть?

Очень сложно говорить о какой-то духовной и эстетической ценности «Блокадного дневника», где к тому же присутствуют вымышленные еретические размышления о том, почему Ленинград должен был страдать от голода, артобстрелов и бомбёжек.

Понятно, что посредством тотальной обезличенности Зайцев хотел продемонстрировать кошмар, который пережили ленинградцы, создать атмосферу безысходности, пожирающей тела и души людей.

Но эксперимент явно не удался. Фильм сквозит искусственностью и нереалистичностью происходящего.

При этом суть испытаний, которые выпали на долю Ленинграда, заключается как раз в том, что город жил, несмотря на катастрофическую военную и продовольственную обстановку. Вопреки всем невзгодам горожане воодушевляли себя и окружающих готовностью к взаимовыручке, совершению подвигов, проведению футбольных матчей и концертов классической музыки.

В голодном блокадном Ленинграде находилось место живым эмоциям, дружбе и любви. Эта тяга к прекрасному, пусть и в несколько пафосно-наивной манере, неплохо отражена в советском фильме «Мы смерти смотрели в лицо» (1980) режиссёра Наума Бирмана.

Кстати, в СССР так и не появилось фильма, который бы откровенно рассказывал об ужасах блокады и силе человеческого духа. Но и современные киноделы (как тут не вспомнить нашумевший фильм «Праздник») оказались бесконечно далеки от понимания того, чем жили ленинградцы и почему город на Неве стал символом несгибаемой воли нашего народа.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ