Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Николай Крючков. Человек без детства

Николай Крючков
Николай Крючков
26 лет назад ушёл из жизни великий русский актёр
Андрей Карелин
13 апреля, 2020 10:01
12 мин

Письма с адресом, в котором были всего три слова — «Москва. Николаю Крючкову» — каким-то немыслимым чудом доходили до адресата – человека, который был не просто всенародно любим, а стал настоящим кумиром, героем, образом поколения тех, чья молодость пришлась на 30-е.

Николай Крючков – настоящий «self made man» советской эпохи, достигший в этой жизни беспрецедентной популярности, колоссальной любви, узнаваемости не только у тех, кто видел и любил его фильмы, но даже у пресловутых «миллениалов», которые никогда не смотрели «Трактористы».

Вряд ли можно найти русского человека, хотя бы раз в жизни не слышавшего легендарного «Забодай тебя комар!».

Неизменный успех фильмов с участием Николая Крючкова может породить обманчивое впечатление о том, что в жизни этого человека, с лица которого на экране редко сходила улыбка простого и честного советского парня, всё шло, как по маслу. Нет. Крючков состоялся в жизни не благодаря, а вопреки.

Он родился в сочельник, 24 декабря 1910 (а по новому стилю 6 января 1911 года). Даже при огромном желании семью этого замечательного артиста нельзя было бы назвать средой, где у мальчугана развивалось природное творческое начало.

Мальчик с Пресни

Отец Николая – Афанасий Крючков, здоровье которого было подорвано кровавой революцией и Первой мировой войной, был разнорабочим, грузчиком, работавшим на знаменитой «Трёхгорной мануфактуре» - старейшем текстильном предприятии Москвы. Мама-домохозяйка, которую звали Олимпиада, подрабатывала на «Трёхгорке» ткачихой. Нередко Крючковы голодали. И Николаю, организм которого остро нуждался в еде, ночами снился хлеб.

Афанасий умер, когда Николаю было всего 14 лет. В том же году Коля стал «фзушником» - поступил в школу фабрично-заводского ученичества при родном родительском предприятии и стал осваивать профессию гравёра-накатчика.

При ФЗУ была художественная самодеятельность. Там Колька Крючков стал настоящей звездой – бил чечётку, пел залихватские песни, играл на баяне. Уже подростком он пошёл работать на «Трёхгорную мануфактуру», чтобы не быть обузой для овдовевшей матери. И работал наравне со взрослыми.

За три года Николай Крючков самый высокий для рабочего разряд, но и кличку «Артист». Его знали и любили не только товарищи, восхищавшиеся талантом паренька. Не обделённого талантом Николая заприметило руководство, рекомендовавшее его для поступления в школу актёрского мастерства при театре рабочей молодёжи. Эта рекомендация перевернула жизнь Крючкова с ног на голову.

Мать смотрела на выбор юноши с явным не одобрением. Шутка ли! Её Колька отлично работал. Мог бы стать авторитетным человеком, настоящим

передовиком советского производства. А увлёкся художественной самодеятельностью.

Но Крючков, на свой страх и риск, всё же, пришёл поступать в школу актёрского мастерства при Театре рабочей молодёжи. Переступив порог, за которым восседала приёмная комиссия, разволновался так, что чуть не выскочил обратно.

Ему задавали какие-то вопросы. А он не знал, как на них отвечать. Бледнел, затем краснел, понимал, что близок к провалу. Спасла… отцовская гармошка, которую он принёс с собой. Взяв её в руки, Крючков спел несколько куплетов.

И его приняли единогласно!

В Театре рабочей молодёжи он работал истово, совсем как в родном цеху. Но, наверняка, так и остался бы на вторых и эпизодических ролях, если бы не прекрасная балерина того времени — Наталия Александровна Глан.

Талантливый молодой юноша вызвал у неё симпатии. И она предложила своему супругу, режиссёру Борису Барнету, прийти, взглянуть на актёрскую игру Николая Крючкова.

На дворе стоял 1930-й год. Барнет запускался в производство с картиной «Окраина», где главные роли были заняты. Но с «неглавной», на которую Борис Васильевич пригласил талантливого начинающего актёра, Крючков справился блестяще. Он сыграл в этом фильме простого парня – сапожника.

Первая роль для самородка с Пресни могла стать последней

В фильме «Окраина» Николай настолько увлёкся своей работой, что ушёл в роль с головой. И как-то раз бросил обратившемуся к нему Барнету резкое:

«Не мешай работать!»

Барнет сперва опешил. В адрес исполнителя крошечного эпизода могла последовать крайне жёсткая реакция. Обратиться к режиссёру, как к мастеру-одногодке, «на ты», в ультимативной форме? Будь на месте Барнета вспыльчивый, а порой и мстительный Иван Пырьев, Николаю Крючкову пришлось бы вернуться в родной цех к профессии гравёра-накатчика.

Едва не осерчавший Борис Васильевич вдруг понял, что для бывшего рабочего с фабрики съёмочная площадка на всю жизнь станет «стахановским забоем». Местом, где актёр вместо угольных пластов актёр будет «рубить» — образ за образом! — характеры славных советских парней – рабочих, военных, милиционеров, колхозников (в хорошем смысле этого слова).

А если надо – создавать образы совершенно противоположные – кулаков, бандитов и прочей несоветской шушеры.

«Окраина» стала «трамплином» для Николая Крючкова, который впоследствии говаривал: таких важных моментов в его творческой биографии и жизни в целом было только два. Первый – работа в «Трёхгорке». Второй – съёмки в «Окраине». Именно там парень убедился в том, что актёрство – это его. А на съёмочной площадке он может чувствовать себя, как рыба в воде.

И вот ведь чудо! Зайти в «актёрскую» обойму с первого фильма?
Это практически нереально. С первого фильма, в котором сыграна далеко не самая главная роль? Это и вовсе невозможно.

Но завораживающая харизма Николая Крючкова «бежала» впереди него. Предложения от режиссёров после выхода «Окраины» сыпались, как из рога изобилия.

Этот русский парень с голливудской внешностью, которая на Западе могла бы сделать его мультимиллионером, сыграл в фильме «У самого синего моря», где два спасённых после кораблекрушения в Каспийском море паренька вступают в бригаду рыболовецкого колхоза и оказываются влюблены в одну девушку.

Кадр из фильма «У самого синего моря»
Кадр из фильма «У самого синего моря»

Безусловно, удачной и запоминающейся была роль шахтёра Степана Кулагина, несправедливо обвинённого во взрыве на шахте (картина «Ночь в сентябре»).

На вторых ролях он продолжал блистать в фильме «Член правительства»

Но впереди был фильм-сенсация. Фильм-эпоха. Речь о картине «Трактористы», где впервые прозвучала песня, ставшая настоящим гимном тридцатых «Три танкиста, три весёлых друга». Её поёт Николай Крючков.

Крючков производил впечатление простоватого человека в каждой из картин. Но на деле он был личностью утончённой. Не только ценил и мог назвать любое произведение Чайковского или Шостаковича, но и сам писал музыку, стихи.

Картина «Трактористы», где он лихо играет на баяне, во многом пророческая: «Опять немца, забодай его комар, на нашу землю тянет. Драться будем!» - говорит один из героев в фильме, снятом в год подписания пресловутого Договора о ненападении между Германией и СССР – в 1939-м!

Ещё как будем. И Крючков, отчаянно рвавшийся на фронт, будет драться с врагом, как и вся страна, отчаянно и непримиримо, с риском для жизни. Но на экране. Там его миссия была ничуть не менее важна, чем в окопе.

Да. История знает немало историй, как замечательные, в том числе юные советские артисты, героически погибали на поле боя. За примерами далеко ходить не надо. Погиб «Мишка Квакин» (актёр Борис Ясень) из снятого накануне войны «Тимура и его команды». Пал смертью храбрых Лёша Лярский, сыгравших юного Максима Горького в ряде картин. В самом начале войны, в июле 1941 года, оборвалась жизнь Валентина Литовского, сыгравшего Пушкина в фильме «Юность поэта».

Но в годы военного лихолетья стране были нужны эти неунывающие, никогда не падающие духом экранные чудо-богатыри. Их было раз, два – и обчёлся. Николай Крючков и Марк Бернес.

Армейской лямки Николай Крючков не тянул. Ему просто не разрешили идти на фронт, вызвав и строго разъяснив, что такие актёры нужны, там, где, несмотря на голод, бомбёжки и лишения, работали маховики советского производства.

И он стал героем фронта. Былинным чудо-богатырём, которого не брала ни пуля, ни снаряд. Не имея, по большому счёту, никакого актёрского образования, он снялся в годы войны в 11 фильмах. И многие роли были сопряжены с риском для жизни.

Крючков сам водил машину, трактор, танк, управлял самолётом. Пусть это и был всего лишь «Кукурузник».

Фильм «Фронт», опять-таки, мог бы стать в его карьере последним. Помните момент, когда герой Крючкова бросается под танк? Многие думают, что это монтаж. А это реальность. Глядя на этот трюк, специалисты говорили, что шансов уцелеть в такой ситуации нет. От слова «совсем».

- И о чём ты только думал, когда бросился под «Тигра»? – спрашивали у актёра впоследствии.

- Знаешь, увидел свастику на танке и не удержался. Решил сцену доиграть до конца.

Но, конечно же, самой славной из картин военной эпохи стал удостоенный Сталинской премии фильм «Свинарка и пастух». История о свинарке Глаше, знатном советском пастухе Мусаибе (Владимир Зельдин), а также ушлом и хитром вологодском конюхе Кузьме (Николай Крючков), мешающем их союзу, снималась уже в тот момент, когда на столицу СССР летели бомбы.

Вглядевшись в этот кадр, можно заметить на актёрах надетые под рубахи металлические щитки. От прямого попадания они, конечно бы, не спасли. А от случайного осколка? Может, и повезёт.

Предлагаемые обстоятельства этой последней «невоенной», но снятой уже в годы войны работы, были впечатляющими. Выли сирены, гремели взрывы бомб, а режиссёр Иван Пырьев командовал: «Камера, мотор!» - и новый дубль снимался с неизменными счастливыми улыбками.

Каждый советский мальчишка, которому не суждено было по возрасту попасть на фронт, был взращён на образах Николая Крючкова. Вот вам танкист Луконин из фильма 1942 года «Парень из нашего города»

Вот лётчик Булочкин из «Небесного тихохода» (1945). Уже в «царских» погонах.

Интонации, походку, манеру речи, взгляды, улыбки этих героев копировали абсолютно все, потому что всем хотелось выжить. Всем хотелось, если придётся, сбить четвёрку вражеских истребителей, дотянуть до родного аэродрома «на одном крыле» или броситься под танк, но выжить, вернуться к мирной жизни, найти любимую и жить счастливо. С этой задорной песней на устах, которую пел Николай Крючков.

Но в жизни всё было решительно иначе. И если кто-то думает, что жизнь Крючкова, перед которым почтительно склонялись и козыряли маршалы Советского Союза, привечавшие актёра почтительно «Здравия желаю, товарищ танкист!», была безоблачной – это заблуждение.

Да. Рабочий паренёк с Пресни был настоящим русским героем ХХ века. И это геройство было увенчано наградами. Он был кавалером ордена Ленина, Октябрьской революции, имел три ордена Трудового красного знамени, премии, награды, звания.

Но в жизни великого актёра случались трагедии, о которых не писали глянцевые журналы. Их попросту не было в те годы. Николай Крючков любил красивых женщин. Это факт. Первые два брака, заключённые с коллегами Николая Афанасьевича, нельзя назвать неудачными, ведь у Крючкова родились сыновья Борис и названный в честь отца Николай.

Когда Николая Афанасьевича не станет, уже в эпоху новой России, в 1994 году, эти люди не захотят прийти проститься с отцом.

Актёр тяжело переживал предательство второй супруги, Аллы Парфаньяк, и несколько лет не решался заводить новые отношения с женщинами, боясь измены. Любовь к третьей жене – спортсменке Зое Кочановской – была ослепляющей и спасительной. Но произошла трагедия.

Женщина, которая боготворила великого Николая Крючкова и трепетно опекала его, погибла на глазах у актёра – её сбила машина.

Уже в 50-летнем возрасте актёр свяжет себя узами брака с четвёртой супругой, Лидией Николаевной. С ней проживёт до конца жизни. И до конца жизни останется верен кинематографу. В своём последнем фильме со страшным названием «Ангелы смерти» снявшись в 83-летнем возрасте, уже очень немолодым и очень серьёзно больным человеком.

Николай Афанасьевич Крючков умер от рака гортани 13 апреля 1994 года. Но картины с его участием, вошедшие в золотой фонд отечественного кинематографа, с нами поныне.

Такая история.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ