Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

«Никола Питерский» памятника не заслужил

Как сложилась жизнь и судьба колоритного мастера эпизода?
Андрей Карелин
24 января, 2019 16:00
13 мин
Только в советском и больше ни в каком кино можно было войти в историю, сказав всего лишь одну — максимум! — две фразы. Наш рассказ об уникальном мастере эпизода и прекрасном русском (и даже, волею судьбы, белорусском) актёре Романе Филиппове.  
Его имя сегодня, пожалуй, вспомнят только знатоки отечественного кинематографа. А две «исторические» реплики знают все поколения российских телезрителей.
Первая — из «Бриллиантовой руки»:
— Ты зачем усы сбрил, дурик?
Вторая — истошный вопль Миколы Питерского, которому показал «козу» «Доцент» (а на деле директор детского садика Евгений Иванович Трошкин) из незабвенных «Джентльменов удачи»:
— Хулиганы зрения лишают!
Вот, собственно, и всё. Их тысячи – неизбалованных судьбой, но памятных нам этими запоминающимися фразочками, которые и спустя более чем 50 лет после выхода на экраны славных советских кинокомедий мы не только помним, но и употребляем ради красного словца в повседневном обиходе.
Жизнь Романа Филиппова началась с величайшей трагедии
Но осознать её он, в силу младенческого возраста, не мог. Его папа Сергей Александрович и мама Анна Григорьевна служили в Большом драматическом театре (Ленинград). Тот, кто служил Мельпомене хотя бы недолго, прекрасно знает, что уважительной причиной невыхода актёра на сцену может быть только смерть.
А беременность? Аня, посвятившая себя сцене, полагала, что беременность таковой причиной быть не может и… выступала до последнего. Костюмеры, вздыхали, но, волнуясь за молодую актрису и сочувствуя ей, перешивали платья, ухищряясь каким-то немыслимым образом камуфлировать её всё более заметный живот.
— Может быть, не поедешь, Анюта? — отговаривал её Сергей от гастролей в Крым.
— Надо ехать, заменить меня некем, — вздыхала она, забывая, что живёт в стране, где вождь и учитель двумя годами ранее, в 1934 году, изрёк: «Незаменимых у нас нет».
И гастроли в Крыму состоялись
Схватки начались прямо на сцене. Она доиграла спектакль до конца. Слишком поздно оказалась в роддоме. В процессе появления на свет младенца, оказавшегося настоящим богатырём, многое пошло наперекосяк. Медицина была еще не так хорошо оснащена, как сегодня. И… Ани не стало. Она умерла от заражения крови.
— Ваша супруга умерла. К сожалению, мы ничего не смогли сделать. С ребёнком всё хорошо. Мальчик. Четыре с половиной килограмма, — скороговоркой произнёс доктор чеховского типа и ушёл по коридору.
А по лицу Сергея лились всамделишные, не театральные слёзы самой горькой в его жизни утраты. Он пересилил себя и прорвался к ребёнку, невольно своим появлением на свет навеки разлучившему его с женой. Малыш лежал, плача, не понимая, где та, кто подарил ему жизнь…
В первые годы Романа воспитывали папа и бабушка
Имя было навеяно, конечно же, театром и классической драматургией. Роман, Ромео… Сергей долго и безутешно горевал. Спустя три года в его жизни появилась другая женщина. Ирина Сергеевна не имела никакого отношения к театру, но была мягким и добрым человеком. Она взяла на себя заботу об актёре-вдовце и о трёхлетнем мальчонке, которому очень нужна была мама.
Горький…
Сегодня этот замечательный город называется, как старые времена, Нижним Новгородом. Сергей перевёз семью туда. Именно там повзрослел Ромка. Став постарше, он очень полюбил книги. А ещё шахматы. Впоследствии актёр, которому было, увы, не так уж много отмеряно судьбой, сам признавался, что, если бы не пошёл по стопам родителей, то уж наверняка стал бы новым Ботвинником.
Хотел ли быть актёром? Даже не мечтал!
Но дело решил случай. Однажды в Горький на гастроли приехали актёры Малого театра, среди которых была живая легенда императорской драматической сцены Вера Николаевна Пашенная, сыгравшая Ларису Гудалову в самой первой, экранизированной ещё в царской России, «Бесприданнице» 1912 года.
Она была приглашена в школу (в те времена существовала практика поиска юных дарований). Директор отобрал ребят, среди которых был не по годам рослый и статный здоровяк Ромка Филиппов.
Можно было бы с три короба наврать о том, как лихо он спел и сплясал либо продекламировал басню высоким гостям. Но великой Вере Пашенной юный великан успел лишь растерянно сказать одно слово:
— Здравствуйте...
Посмотрев на внушительного молодого увальня и услышав этот великолепный русский бас, Пашенная сразу же «прониклась» и закричала:
— Юноша, вы просто обязаны поступить в театральное!
И самую малую толику в этом деле сыграл тот факт, что актёром Ромка Филиппов был династийным! 
Запомнив её слова хорошенько, Филиппов окончил школу и приехал поступать в Москву. Пашенная, как оказалось, его не забыла. И с радостью приняла паренька к себе на курс, где он водил дружбу с Юрием Соломиным.
После «Щепки» были годы работы в Малом театре, и, вполне возможно, карьера молодого актёра была более ровной
Если бы не случай…
1960 год. 24-летний актёр приглашён для исполнения роли диверсанта Пауля в картине «Человек не сдаётся». Съёмки проходят на киностудии «Беларусьфильм». Роман знакомится с девушкой, по имени Катя, которая не имеет никакого отношения к съемочному процессу. Просто дочь режиссёра. Просто напросилась посмотреть, как снимают кино. А тут — колоритный богатырь Роман Филиппов.
Ну, как такого не полюбить?
Тем более, Роман уже был известен. Годом ранее он снялся в самой первой (уже позабытой сегодня) версии «Зелёного фургона» (1959), сыграв роль «медвежатника» Федьки Быка.
Они объяснились друг другу в любви со скоростью света. И съемочный период был отягощён этой любовью молодого актёра и дочери режиссёра. Нет-нет, на съемки он не опаздывал. Однако отец его юной избранницы посматривал на этот роман (и на Романа, как его главного фигуранта) с опаской.
Всё закончилось. Она осталась в Минске. Он уехал в Москву и не смог её забыть.
Настоящая любовь — жертвоприношение!
И жертву принёс именно он, двумя годами позже оставив работу в Малом и театре имени Пушкина, переметнувшись в Минск и устроившись в театр имени Янки Купалы.
Сегодня это отреставрированное здание возвышается рядом с резиденцией белорусского президента. Театр национальный. Главная площадка страны. Но зарплаты актёров сопоставимы разве что с заработком начинающих актёров в уездных российских театрах.
Что выручает, а точнее выручало белорусских актёров? Съёмки очередного сезона сериалов а-ля «Каменская». Ведь ни для кого не секрет, что большинство российских сериалов до 2014 года (до момента обвала российского рубля) снимались именно в Минске.
В те годы, когда здесь работал Филиппов, актёрский заработок был тоже крайне невысок. Вот только сериалов не было. И ловить в Минске было совершенно нечего. Тем не менее, Роман Сергеевич решился на переезд и трудоустроился актёром главной театральной площадки БССР.
Любой человек, связанный с актёрской профессией, назовёт такой шаг профессиональным суицидом.
Но Филиппов этот шаг сделал, предложив руку и сердце своей любимой Катюше.
Тогдашний главреж и директор Купаловского силились понять, что здесь забыл этот молодой и перспективный русский парень. То ли набедокурил в столице, то ли его выгнали за известную «актёрскую болезнь»? Но ничего такого за Филипповым не наблюдалось. И… главный режиссёр произнёс.
— Видите ли, молодой человек, у нас театр белорусский… национальный… все спектакли идут на белорусском языке, которым вы по всей видимости не владеете…
— На белорусском? — оживился Филиппов, видимо, не знавший, что в километре от Купаловского стоит еще один – тоже государственный и академический, но… русский театр. — Давайте я его выучу.
— То есть, как? — посмеялись над ним руководители театра.
— Да очень просто.
Ему дали срок. И через неделю он вышел на сцену с монологом на чистейшем белорусском языке.
Языковая проблема была снята с той лёгкостью, которой ожидать было просто невозможно!
Супруга Филиппова к тому времени работала педагогом. Они сыграли беспрецедентно скромную свадьбу с присутствием на ней родных невесты и одного-единственного друга жениха, выступившего в роли свидетеля.
В шестидесятые годы парень разрывался между театром, где он быстро стал одним из ведущих актёров, и киностудиями союзного значения, одной из которых в те годы был и «Беларусьфильм». Здесь он сыграл Барона в сказке «Город  мастеров».
Была в этот период (60-е) и замечательная роль в «Трёх толстяках», снимавшихся на «Ленфильме».
А потом, в год 32-летия Романа Филиппова вышел легендарный советский фильм «Бриллиантовая рука», где от «сбритых усов» и «Будете у нас на Колыме — заходите!» угорала многомиллионная советская аудитория, мгновенно запомнившая и полюбившая актёра.
Снимали «Бриллиантовую руку» на «Мосфильме». И тягостное понимание того, что пора возвращаться в Россию, где перспектив было значительно больше, охватило актёра.
Он поговорил с Катей и… в 1969 году уволился из Купаловского, вернувшись в столицу, где ему были рады в Малом театре.
В 1971 году он вновь появился в картине «на все времена». Пасующий перед директором детского садика дюжий здоровяк и вор в законе с «порванной пастью» и татуировкой «Коля» на лбу и «СЛОН» на груди запомнился одним кадром и вошёл в историю советского кино.
«СЛОН» в кадре — недоработка отечественной цензуры. Эта аббревиатура далеко не безобидна и означает «смерть легавым от ножа».
Он брался за любую работу. Озвучивал своим уникальным басом-профундо людоедов и медведей в культовых постановках «Союзмультфильма».
И, конечно же, это был один из самых замечательных Дедов Морозов всесоюзного значения!
В кинотеатральных кругах не первое десятилетие ходит анекдот о том, как русский актёр с негодованием отказывается от приглашения поработать в Голливуде. Почему? Не подошла дата. «С декабря по январь у меня ёлки!» —кричит он в трубку телефона условному «Спилбергу» и кладёт её на рычаги.
Роман Филиппов совмещал работу в театре и кино с почётной ролью «кремлёвского» Дедушки Мороза. И эту миссию он выполнял на протяжении целых 20 лет – с 1972 по 1992 год.
Роман Сергеевич ещё застал перестройку и закат советской эпохи. Впереди было тягостное для всех русских актёров время съёмок в пошлых комедиях, боевиках и другой «кинодребедени» 90-х.
На кремлёвской ёлке Нового 1992 года он работал дедом Морозом в последний раз.
Конферансье под финал допустил оговорку, сказав вместо предусмотренных сценарием слов «Дед Мороз не прощается с вами», «Дед мороз прощается…».
Филиппов, которому на днях исполнялось 56 лет, с грустной улыбкой выдохнул за кулисами: «Значит так тому и быть, последний раз отработал». 
Все лишь посмеялись над актёрским суеверием. И, может быть, зря? Ведь спустя всего лишь полтора месяца у Романа Сергеевича оторвался тромб.
Он был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
Сегодня над его могилой стоит простейший памятник из гранита.
Увы, без фото.
— Роман Филиппов… народный артист России! — морщат лоб прохожие. — Ты помнишь его? — и тянутся за мобильниками, чтобы «загуглить».
А ведь стоит помнить.
Актёр был замечательный.
Такая история.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
13 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ