Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Нет повести печальнее на свете: как покупали и продавали машины в СССР

ЗИМ
Фото: Drive2.ru
Я ковал тебя железными подковами. Я коляску чистил, лаком покрывал
Валерий Бурт
30 ноября, 2020 14:39
1 мин

В 50-х годах на улицах Москвы, которые сегодня бурлят от потока автомобилей и автобусов, было спокойно. Транспортных средств было мало, к тому же водители никуда не спешили.

К примеру, Садовое кольцо или какой-то из проспектов можно было без опаски перейти в любом месте.

По улицам столицы раскатывали немецкие «мерседесы», «оппели», БМВ – следы недавней войны. Эти машины победители привезли из поверженной Германии. Встречались американские «линкольны» с фигуркой собаки на пробке радиатора, американские «доджи», «шевроле», итальянские «фиаты».

Немало было грузовиков-«студебеккеров», которые СССР получал во время войны. Они, между прочим, находились на «нелегальном» положении, ведь по соглашению с США всю технику, полученную по ленд-лизу, после войны полагалось вернуть.

Было еще одно экзотическое сооружение – инвалидные автомобили на трех (!) колесах. Их обладатели – с трудом вылезавшие из кабин люди ловили на себе завистливые взгляды. Ничего, что водитель одноногий или однорукий - зато на машине!

Позже появился С1Л – двухместный кабриолет, который собирали на Серпуховском мотоциклетном заводе. Через некоторое время этот автомобиль заменила другая машина того же предприятия – СЗА, она была тоже двухместная, но более устойчивая, четырехколесная.

В те же 50-е годы в единственном на весь Советский Союз автомобильном магазине в Москве на Бакунинской улице граждане всех возрастов с завистью разглядывали сверкающие автомашины, стоящие на подиуме. Купить их было можно, но… невозможно – «Москвич-401» стоил 9 тысяч рублей, «Победа» и «ЗИМ» - 16 и 40 тысяч соответственно. Понятно, что при средней зарплате 600-800 целковых в месяц – цена автомобилей казалась очень высокой.

Известный актер и режиссер Александр Ширвиндт рассказывал, что ходил в автомобильный магазин, как в галерею. Смотреть, восхищаться, мечтать. И думать: неужели в стране есть человек, который может купить «ЗИМ»?

Конечно, такие люди были. Ширвиндт видел, как из двора магазина выезжал на новеньком «ЗИМе» народный артист СССР Игорь Ильинский. Орденоносца, лауреата трех Сталинских премий провожали аплодисментами, словно он сыграл очередную замечательную роль

Кстати, на ЗИМах и ЗИСах, которые не поступали в продажу, в сталинские и хрущевские времена раскатывало большое начальство. В отличие от своих хозяев, автомобили не уходили на пенсию по старости. В них меняли отделку, перекрашивали в белый цвет и отправляли дослуживать на «Скорую помощь».

В старой, пожелтевшей «Вечерней Москве», датированной августом 1950 года, автор этих строк нашел в разделе объявлений несколько интересных предложений. Кто-то хотел купить рояль, иные - гараж. Одни мечтали об автомобиле, другим он надоел. Например, «мерседес» в хор. сост. - гражданке Пономаревой». Откуда у нее такая машина? Может, муж-фронтовик привез из Германии? Впрочем, что гадать? Можно набрать телефон - К-2-75-28 и все узнать.

Другой гражданин – Зайцев готов был приобрести мотоцикл с коляской, а гражданин Горовой - «опель». А вот товарищ Бушин – патриот: он хотел сесть за руль отечественной «эмки».

Люди покупали и продавали машины по объявлениям или через знакомых. И еще - на авторынке, куда со всего города свозили машины, мотоциклы, велосипеды и различные детали. Это торжище шумело в районе Коптева, которое было московской окраиной

…В старом советском фильме «Большая семья» один из героев – смешной и нескладный инженер Скобелев (его роль исполняет Павел Кадочников) разъезжает на «Москвиче»-кабриолете. Кстати, подобный автомобиль был «героем» и других картин. Одна из них - «Осторожно, бабушка!» В той комедии на «Москвиче» лихо гоняла Фаина Раневская. Она даже пыталась отремонтировать автомобиль с помощью… гаечного ключа.

Кадр, между прочим, знаковый – автосервисов тогда не было, а потому владельцы машин устраняли неполадки сами. И берегли своих «железных коней» пуще глаза. Как, например, герой фильма «Москва слезам не верит» Николай. Многие, в том числе, главная героиня Катерина Тихомирова, давно раскатывали на «Жигулях», а он был верен старенькому «Москвичу»…

Кстати, очень долго женщина в роли водителя была редким, почти экзотическим явлением. И потому рекламный проспект ВАЗа, выпущенный в 70-х годах, на котором изображены дамы в модных костюмах, гордо восседающие за рулем «Жигулей», выглядел далеким от жизни. Но прошло время и все изменилось…

Покупать машины стали по-другому – на них стали записывать работе. Но поток шел неравномерно. Скажем, в какой-нибудь «почтовый ящик – секретное предприятие - поступали десятки машин в год, а в НИИ средней руки – лишь несколько. Кто из сотрудников мог встать в очередь, решал «треугольник», состоявший из представителей администрации, парткома и месткома

От бесконечного ожидания до счастливого момента получения открытки проходило несколько лет. Этого времени хватало, чтобы накопить на машину. Кому не хватало денег, бегали по родным и друзьям и умоляли дать в долг. Стоит заметить, что кредиты, между прочим, беспроцентные, которые выдавались в СССР на многие товары, получить на машину было невозможно.

В автосалоне водителю выдавали счет, после этого он направлялся в сберкассу, чтобы оплатить стоимость машины. Возвращался в магазин за чеком и только после этого торопился на склад. Там его ждала долгожданная покупка.

Небольшая ремарка. Иногда в очередь на автомобили нагло и бесцеремонно вторгались «блатные» - так, как в фильме «Гараж». И тогда время ожидание в очереди еще больше увеличивалось.

Теперь - о ценах. В середине 70-х годов ВАЗы («Жигули») различных модификаций стоили от пяти с половиной до семи с половиной тысяч рублей, «Москвичи» - от пяти до семи тысяч. Цена «Волги», самой престижной машины в СССР, достигала почти десяти тысяч. Но купить ее можно было только по знакомству и с переплатой. Со временем цены на машины росли, но это не влияло на спрос, потому что все больше людей хотели приобрести личный транспорт

В конце 60-х годов в журнале «Крокодил» была опубликована карикатура, которая довольно точно отражала нравы времени. На рисунке было изображено огромное стадо машин, которые три веселых джигита гнали в сторону Кавказских гор.

Небольшое пояснение. В то время машины – новые, старые и угнанные - перегоняли в южные республики. Чтобы купить автомобиль быстро и без особых хлопот, нужно было отправиться, например, в Грузию. Правда, там цена машины в три или в четыре раза превышала магазинную.

Но ведь покупали! Обычно на нетрудовые, как выражались в СССР, доходы. Как, например, спекулянт-продавец комиссионного магазина Дима Семицветов, герой фильма «Берегись автомобиля». Поэтому на всякий случай, он приобрел «Волгу» на имя жены…

Счастье на колесах можно было обрести – при большой доле везения – играя в «Спортлото» или по лотерее. Везло, конечно, единицам, но ведь были же такие! Известно, что на «Запорожце», который выиграла его мама, ездил студент юридического факультета ЛГУ, будущий президент РФ Владимир Путин.

В 70-е годы по стране разливалась задорная песенка Аллы Пугачевой, где были такие слова:

В доме волнение, шум, удивление,

Это не сказка, а быль.

Где-то за городом очень недорого

Папа купил автомобиль.

С треснутой фарою, с дверцами старыми,

Века прошедшего стиль.

Где-то за городом очень недорого

Папа купил автомобиль…

Герой песни, возможно, купил машину с рук или в комиссионном магазине. Но в этом случае, как ни парадоксально, подержанная машина могла стоить дороже, чем новая. Ничего не поделаешь – дефицит.

…Иностранная машина была для советских людей мечтой, однако некоторые люди сумели сделать сказку былью. Между прочим, первым официальным владельцем импортного автомобиля в СССР стал поэт Владимир Маяковский, который в декабре 1928 года привез из Парижа Renault. Лиля Брик писал ему:

«Очень хочется автомобильчик. Привези, пожалуйста. Мы много думали о том – какой. И решили – лучше всех Фордик. 1) Он для наших дорог лучше всего, 2) для него легче всего доставать запасные части, 3) он не шикарный, а рабочий, 4) им легче всего управлять, а я хочу обязательно управлять сама…»

Маяковский привез «автомобильчик» и немножко этого стеснялся: «Не избежать мне сплетни дрянной, / Ну, что ж, простите, пожалуйста, / Что я из Парижа привез «Рено», / А не духи и не галстук»

Несколько слов о ценах на бензин. Его стоимость устанавливалась Государственным комитетом цен при Госплане СССР. Например, в 1968 году ведомство утвердило прейскурант, согласно которому устанавливались следующие цены на бензин за 10 литров: А-66 – 60 копеек; А-72 – 70; А-76 – 75; А-93 – 95; «Экстра» - 1 рубль; А-98 – 1 рубль 05 копеек.

Цены на бензин повышались трижды, в результате самый дорогой сорт бензина стал стоить 2 рубля за 10 литров. С тех пор стоимость топлива в СССР оставалась неизменной до развала государства...

Напоследок – занятная история. В середине 80-х годов в московском комиссионном магазине в Южном порту, неожиданно появилась партия новеньких автомобилей «Победа». Это было удивительно, поскольку выпуск такой марки прекратился еще в конце пятидесятых годов. Но все объяснилось просто – несколько десятилетий автомобили простояли на каком-то военном складе. Несмотря на то, что «Победы» морально устарели, а их цена была высока, на машины нашлось немало желающих.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ