Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Михаил Ромм. Роман с властью

Михаил Ромм
Фото: Соцсети
Иосиф Сталин был доволен – никаких отклонений от «Истории ВКП(б)» режиссер не допустил
Валерий Бурт
30 января, 2021 15:26
1 мин

Пятикратный обладатель Сталинской премии Михаил Ромм, родившийся 120 лет тому назад, был одним из самых известных и талантливых режиссеров советского кино. Это звучит не только почетно, но и уважительно.

Ведь работать тогда – многие свои фильмы он снял в эпоху Сталина, а это было очень опасно. Любая деталь могла быть превратно истолкована и в этом случае следовали оргвыводы: от разгромной статьи в «Правде» до исключения из партии и ареста.

Первая Сталинская премия была вручена Ромму в 1941 году за дилогию – фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». После Ленинианы Михаил Ильич попал в когорту признанных мастеров, успешно выполнивших важный государственный заказ.

Советский «вестерн»

Дебютным фильмом Ромма, еще немым, стал «Пышка» по новелле Ги де Мопассана. В той картине, вышедшей на экраны в 1934 году, Михаил Ильич выступил в двух качествах - сценариста и режиссера. Оператором был Борис Волчек, отец актрисы и режиссера Галины Волчек.

Это был трамплин и, в общем, удачный. И не только для Ромма – в «Пышке» впервые снялась Фаина Раневская. По ее словам, от роли она не получила никакого удовольствия и заявила, что больше ноги ее не будет на съемочной площадке. К счастью, Фаина Георгиевна своего обещания не выполнила.

Затем Ромму пришлось снимать фильм совсем иного жанра. Не по своей воле, а по указанию кинематографического руководства. А оно получило приказ из самого Кремля…

Сталину, большому любителю кино, очень понравилась картина американца Джона Форда «Потерянный патруль» - о событиях Первой мировой войны в Месопотамии. И он поручил руководителю «Совкино» Борису Шумяцкому сотворить нечто подобное в СССР. Но, разумеется, с советским идеологическим уклоном.

Создать такой фильм поручили Ромму. И он качественно выполнил задачу, сняв фильм «Тринадцать» - советский «вестерн», рассказывающий о боях красноармейцев с басмачами в Средней Азии. Это была далекая предтеча «Белого солнца пустыни». Крошечная ремарка: в «Тринадцати» сняла Галина Кузьмина, будущая жена Ромма.

Этот фильм понравился – и не только Сталину. Спустя несколько лет лента попала на глаза американскому режиссеру Золтану Корда и он, под впечатлением увиденного, снял фильм «Сахара» с Хамфри Богартом – о боях американцев с немцами в Северной Африке.В 1944 году эта картина номинировалась на «Оскара».

Небольшое отступление. Во время, которое творил Ромм, большое значение имели не только профессиональные способности, но и удача. У Михаила Ильича было и то, и другое. Но к нему не только благоволила фортуна, она его хранила. Хотя и Ромм, наверное, не спал ночами, с замиранием сердца прислушиваясь к шагам на лестнице…

Ленинский укор

Ромму поручили снимать фильм «Ленин в Октябре». Не понятно, это было доверие или приглашение на эшафот? Успех, разумеется, означал почет, награды и уважение Сталина. Неудача же грозила всевозможными карами и, не исключено, потерей свободы. На дворе стоял 1937 год…

До этого образ Ленина в СССР воплощали на экране лишь в немом фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь». А тут Ильичу надо было говорить. Жить, действовать, звать за собой. Закрепить идею, согласно которой они - соратники. И Сталин – законный преемник Ленина. Так утверждала партия, так было сказано в «Истории ВКП(б)».

Сценарий фильма «Ленин в Октябре» написал друг Ромма Алексей Каплер. Они были соавторами, но могли стать соучастниками. Если бы картину признали вредительской, опасной…

Ромму нужно было изучить характер, привычки Ильича. И даже мысленно поговорить с ним. Между прочим, однажды он действительно перебросился с живым Лениным парой фраз.

В начале 20-х годов Ромм перебивался в Москве случайными заработками. Однажды торговал книгами в кинотеатре на Таганке. В зале начинался митинг, на который был приглашен Ленин. Он на минутку задержался возле книжного лотка, взял в руки какой-то том и спросил: «Это что за книга?». «Не знаю», - пожал плечами продавец. «Стыдно, молодой человек, - укорил его Ильич. – Как это вы не знаете, чем торгуете?!» Ромм что-то пролепетал, а Ленин пошел в зал...

Может, Ромм вспоминал этот ленинский укор и представил возможный сталинский. При этом содрогнулся. И тут же одернул себя: не надо думать о плохом, надо работать, изучать привычки вождя, его мимику и жесты. Важны были и другие нюансы – показ революционной ситуации, трактовка образов, внешний вид героев, монологи, диалоги.

Работы было много, а времени на раздумья катастрофически не хватало. Фильм нужно было снять за несколько месяцев - к 20-летию Октябрьской революции.

Не статуя, а человек

Ленин, естественно, стал главным героем картины. Сталина заманчиво было втиснуть на первый план, рядом с Ильичем. Но режиссер разумно избежал соблазна. Это было бы слишком грубым подхалимажем и откровенной ложью. Вождь пришел бы в ярость, и ее последствия были бы тяжелыми.

Ромм подчеркнул вклад Сталина в октябрьские события иначе – его нечастым появлением в кадре. Тем самым режиссер дал понять, что соратник Ленина - в гуще событий, ведет работу, без которой партия не сможет сместить Временное правительство.

Михаил Ильич не допускал – или упорно отгонял? - мысль, что снимает сказку. Он верил, что утверждает правду. Ну, а если где-то и отошел от истины, то самую малость. По заданию партии, для пользы дела…

Ленту успели снять, смонтировать, озвучить к сроку. И отправили в Кремль. Можно лишь представить, как чувствовали себя Ромм, Каплер, актеры и другие члены съемочной группы, ожидая реакции Сталина.

Но все вышло замечательно. Из Кремля пришли кое-какие мелкие поправки, но в целом фильм Сталину и его соратникам понравился. Кстати, Ромм никогда со Сталиным не встречался. Даже после триумфа режиссера вождь его к себе не приглашал…

С позиций сегодняшнего дня фильм «Ленин в Октябре» - наивный, прямолинейный. Тогда же это был почти шедевр. Но и сейчас понятно, что картина сделана профессионально. Ленин в исполнении Бориса Щукина - не статуя, а человек и вполне человечный. Тогда никто не сомневался, что пролетарский лидер был таким и в жизни. Сомнения появились потом…

Сталин высоко оценил и образ Ленина, и облик Сталина. Сценарий, режиссуру, игру других актеров - тоже. Но главное – не было никаких отклонений от истории ВКП(б). Ромм, Каплер, Николай Охлопков – большевик Василий, Василий Ванин – другой большевик - Матвеев, получили Сталинские премии.

Однако исполнитель роли Сталина – артист Кировского театра Семен Гольдштаб - остался без наград. Это произошло не потому что он плохо сыграл – Сталин такого бы не потерпел. Наверное, вождю просто неудобно было награждать премией своего имени артиста, сыгравшего его самого.

Гольштаб сыграл вождя еще в трех фильмах - «Первая конная», «Его звали «Сухэ-Батор» и «Александр Пархоменко». Но во втором фильме Ленинианы Ромма роль Сталина ему исполнить не удалось. Гольштаба заменил Михаил Геловани. Но и он награды не получил.

Геловани исполнил роль вождя и в других фильмах - «Великое зарево», «Оборона Царицына», «Клятва», «Падение Берлина». Однако за эти работы его удостоили Сталинской премией. Стало быть, вождь изменил свою позицию…

Не только соратники, но и друзья

В фильме «Ленин в 1918 году» по сценарию того же Каплера акценты изменились, появились отзвуки судебных процессов 30-х годов против видных партийных работников, военачальников, «превратившихся» в злодеев. Ленин предстал на экране более жестким, даже жестоким, чем в предыдущей картине. В беседе с Горьким, роль которого исполнил Николай Черкасов, вождь пролетариата поясняет: «Алексей Максимович, суровость наших дней вынуждена условиями борьбы.

Такая суровость будет понята и оправдана».

Эти слова подтверждает другой кадр – Ленин, узнав, что мать невесть как оказавшейся в Смольном девочки умерла от голода, звонит руководителю ВЧК Дзержинскому.

«Феликс Эдмундович, у вас арестованы крупные спекулянты хлебом, - с металлом в голосе говорит Ильич. - Необходимо их немедленно расстрелять и широко оповестить об этом население. Объявить, что мы и впредь будем расстреливать каждого спекулянта, как заклятого врага и организатора голода…»

Историю изменили: действия Ленина в 1918 году стали похожи на поведение Сталина в 1937-м. Образовалась связь времен - действия большевиков с самого начала были логичны и необходимы. Традиции, заложенные Лениным, должны жить до полного искоренения врагов Страны Советов.

Ленин и Сталин – уже не только соратники, но и почти друзья. Русский бросается в объятия грузина со словами: «Дорогой мой, здравствуй, голубчик!» Сталин с болью в сердце переживает известие о покушении на жизнь Ленина, с любовью смотрит на спящего Ильича. Зритель невольно соглашается с создателями картины – да, конечно, они всегда были близкими людьми, соратниками. И закономерно, что Сталин стал наследником Ленина…

«Ленин в 1918 году» - динамичнее, острее первого фильма. Артисты играли старательно, не жалея творческих и физических сил. Как, например, Наталья Ефрон, исполнившая роль Фанни Каплан. Она стала так ужасна, так безобразна, войдя в образ террористки, поднявшей руку на Ильича, что на массовку нашло умопомрачение. И «трудовой люд» поколотил ее в фильме не для вида, а всерьез, до крови, выбив несколько зубов. Вот такая суровая сила искусства.

Немного – об Каплере. Почет и слава - в 1938 году его наградили орденом Ленина - не защитили известного сценариста от лагеря. Впрочем, он позволил себе слишком много - ухаживал за юной Светланой – дочерью Сталина. Но романтические чувства разбились о каменную стену Кремля и стальной характер его хозяина…

Когда Каплер вышел на свободу в 1954 году, Ромм вручил ему огромную по тем временам сумму – 150 тысяч рублей. Он получал и хранил гонорары друга, когда тот был в заключении. Каплер даже не мечтал о таком подарке судьбы…

Времена не выбирают

Фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» - впрочем, схожая судьба была и у других лент той поры - кромсали, дополняли, смещали акценты. Ведь у нас издавна повелось, что история - не застывшее событие, а вечно движущееся, меняющее фон, окраску – в зависимости от настроений и вкусов власти, политической конъюнктуры…

Как уже было сказано, Ромм пять раз удостаивался Сталинских премий. Но лишь однажды - за фильмы по-настоящему значительные. Еще три награды режиссер получил за картины, которые сегодня знакомы лишь историку кино - «Человек № 217», «Русский вопрос», «Секретная миссия». Еще одной премии Михаил Ильич удостоился за документальный фильм «В.И. Ленин». В данном случае все понятно – создатель такой работы должен был непременно поощрен.

Без сомнений, Ромм мог справиться с любой задачей. Но, как говорил поэт, «времена не выбирают, в них живут и умирают». Во времена Ромма надо было без лишних разговоров делать то, что поручают Сталин и партия. А с мечтами - повременить. Или вовсе с ними расстаться…

Ромм создал еще две картины, которые вошли в историю советского кино. Это - документальная лента о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм», которую посмотрели сорок миллионов зрителей. Такой аудитории не знал до этого ни один историко-документальный фильм. Ромм объездил с этой картиной весь мир…

Режиссер снял лирическую драму – «Девять дней одного года» с Алексеем Баталовым, Татьяной Лавровой, Иннокентием Смоктуновским, Евгением Евстигнеевым. Лента рассказывала об молодых ученых, преданных любимому делу. И – о любви.

Этот фильм собрал множество наград на советских и международных конкурсах. По сути, он стал завершающим в карьере Михаила Ильича. Можно лишь с горечью повторить, что у режиссера, народного артиста СССР, была масса планов. В записях Ромма, оставшихся в его архиве, есть фраза:

«Мне нужно только десять лет жизни, и я все успею...»

Но судьба, которая всегда была благосклонной к режиссеру, ответила гробовым молчанием.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ