Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Михаил Кокшенов стал затворником после инсульта

О жизни и творческом пути любимого миллионами актёра
Андрей Карелин
18 марта, 2019 17:05
1 мин
Не каждый современный зритель вспомнит фамилию этого замечательного киноактёра. Но юные и более зрелые любители отечественного кино помнят его лицо. На экране он возникал с неизменной, чуть нагловатой улыбкой деревенского простака, ревнивого мужа, спекулянта или прощелыги.
Природа и архитектоника его творческой личности выходила далеко за грани созданного образа. Впрочем, обо всём по порядку.
Его родители познакомились во Владивостоке. Галина Васильевна была просто очарована театром. Играя в драмкружке, она лелеяла мечту стать настоящей актрисой. Но в родном городе её могли пригласить только в любительскую студию, поэтому, несмотря ни на какие споры со своим супругом, занимавшим солидный пост директора комбината, семья Кокшеновых решила переехать в столицу.
Там и родился 16 сентября 1936 года маленький богатырь. Его решено было назвать в честь отца. Семья Кокшёновых жила в Замоскворечье. Помните фильм «Прощай, шпана замоскворецкая»? В этой драматической картине не занят актёр Михаил Кокшенов. Однако атмосфера мест, которые, возможно, кому-то покажутся мрачными, а кому-то чарующими, воссоздана превосходно.
Актрисой Галина Васильевна так и не стала, хотя её природное очарование располагало к этому.
Переезд в Москву оказался для отца Михаила Кокшенова, тоже Михаила Михайловича, роковым.
Он был репрессирован и расстрелян в 1937 году. А его сын, маленький Мишка, который, конечно же, не помнил отца, жил на улице Софийской вместе с прибившейся к семейству дворнягой по кличке Чижек, мамой и бабушкой.
На долю их семьи в многолюдной коммуналке приходилась одна девятиметровая комната.
Галине, в одночасье потерявшей мужа, нужно было поднимать сына. Парень рос тем ещё сорванцом. Во время войны есть было нечего. Варили борщи… из крапивы.
Мишка приносил из школы то тройки, то двойки. Карманные деньги, которые выдавала мама на завтраки, тратил на походы в кино. Хулиганил? А то! Галину Васильевну часто приглашали к директору:
— Ваш сын в школьном дворе прицепил кошке консервную банку на хвост!
В 5-м классе будущий артист был оставлен на второй год в школе № 9 в Хвостовском переулке.  
Рос мальчуган романтиком. Мечтал пойти по стопам дедушки, который был бравым морским офицером и прошёл Русско-японскую войну. Миша представлял себя в морской форме, с кортиком на боку.
— Молодой человек, с вашим зрением в морфлоте делать нечего! — огорошил его главврач военно-врачебной комиссии Морского училища, куда парень отнёс документы.
А вот для армии «сын врага народа» Михаил Кокшенов сгодился. «Оттянув» армейскую лямку, он решил пойти по стопам отца и подался в инженеры-нефтихимики — поступил в Московский индустриальный техникум.
Студенческая жизнь
Посылаемые в георазведки студенты «оттягивались» по полной. Порой, пьянствовали у костра до утра. И Миша быстро понял, что геологическое поприще не для него. Позже, поясняя журналистам, почему он, всё же, не стал геологом, Михаил Михайлович был краток:
— Столько, сколько пьют геологи, я бы не выпил, — смеясь сказал он.
Первая запись в трудовой книжке Михаила Кокшенова скреплена печатью «Главнефтерудпрома». Работа как работа. Рутина. Утром, к 8-ми на службу, вечером домой. Пребывание за кульманом по 8-9 часов напоминало каторгу. Она пугала актёра ещё больше, чем перспектива заработать цирроз печени.
Очень скоро молодой Кокшенов понял, что проработать так всю жизнь не сможет. И отнёс документы в театральное училище имени Щукина.
Роковая ошибка абитуриента Кокшенова  
Изначально Михаил захотел предстать перед высокой комиссией в ипостаси лирического героя, чем, откровенного говоря, позабавил преподавателей «Щуки»:
— Молодой человек, с вашей внешностью героем-любовником вам не быть никогда, — вынесли свой вердикт эксперты театрального искусства.
Что ж это такое? В морское — «отворот поворот». В театральное училище — тоже «непротык». По совету «завернувших» его педагогов, Миша долго искал подходящий материал: хотел показаться во второй раз. Но так и не нашёл его.
Кокшенов – писатель и артист
Для второй попытки он сочинил свой собственный текст. Но бравировать литературным талантом было неудобно.
— Николай Лесков, — предварил он чтение своего произведения. И «сведущие» экзаменаторы одобрительно закивали головами, слушая рассказ, собственноручно написанный Михаилом Кокшеновым.
Никто не раскусил подвоха. И парню выписали путёвку в жизнь, совершенно не догадываясь, что принят в ряды студентов не только артист, но и писатель.
Впоследствии Михаил неоднократно инсценировал на курсе собственные сочинения. И ни разу не был «пойман за руку». Скажи он, что читает собственное произведение, обязательно началось бы «выискивание» стилистических блох и обсуждение литературных достоинств с указанием на то, что сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь пирожник.
Огорчённая мама…
Долгое время не могла смириться с тем фактом, что уже имеющий образование инженера сын, вдруг решил избрать одну из самых опасных для мужчины (да и для женщины!) профессий, где от востребованности или, напротив, невостребованности зависит вся твоя судьба
Галина Васильевна умоляла сына взяться за ум. Но назад ходу не было. Окончив «Щуку» в 1963 году, Кокшенов начал «паломничество» по столичным театрам. Молодому человеку с простецким русским лицом не были рады.
Для начинающего актёра открылись двери лишь театра имени Маяковского. Там он прослужил вплоть до 1967 года.
Положение было удручающим
И будь на месте Кокшенова молодой человек послабее духом – кто знает? – быть может, он и сломался бы. Вместо ролей ему предложили участие в массовке.  В одном из спектаклей он играл ворона без крыльев. Спустя три года он стал главным вороном. У того были не только крылья, но и реплики: «Кар-кар-кар!».
Его герой ходил в обтянутом трико. Это и породило досадную случайность, приведшую к завершению его театральной карьеры в «Маяковке». Надев трико, Михаил позабыл надеть плавки, чем немало удивил партнёров по сцене и произвёл неизгладимое впечатление на аудиторию.
Параллельно с работой в театре Кокшенов играл в кино. Вплоть до 1967 года в его послужном списке были роли, которые даже не удостаивались упоминания в титрах.
А вот в 1967 произошло знаковое событие. Оно отразилось на биографии актёра и стало своего рода революцией в советском кино о войне. На экраны вышел фильм…
Женя, Женечка и «катюша»
Уникальная постановка Владимира Мотыля по сценарию Булата Окуджавы. Рафинированного и утончённого интеллигента и интеллектуала в этой картине играл Олег Даль, а вот роль жадного солдата, который на просьбу «Захар, дай редисочки!» неизменно отвечал «Последняя!», исполнил Михаил Кокшенов.
Кокшенов стопроцентно попал в роль хамоватого простолюдина. С огромным успехом он будет играть её всю жизнь. Режиссёр Владимир Мотыль был первым, кто позволил актёру, вкрапить в сценарий Окуджавы и Мотыля, не соответствовавший генеральной линии партии и видению войны Главного политуправления армии, свои придумки.
— Ты, Захар, натура цельная, гармоничная, а я – увы! — говорил герой Даля, рядовой Женя Колышкин.
А ефрейтор Косых в ответ «на комплемент» заводился:
— Кто это цельная?! Кто цельная?! Тебя бы на лесозаготовки, я бы посмотрел, какой ты цельный!
Режиссёр просто ухватился за этого актёра. Количество сцен с ним было сразу же увеличено. «На лице у парня не было ни тени мысли, словно цивилизация прошла мимо него», — впоследствии вспоминал сам Владимир Мотыль.
А ведь на самом-то деле актёр был… публикующимся писателем. Можно сказать, коллегой автора сценария — самого Булата Окуджавы.  Вот только на съёмочной площадке об этом никто не знал.
Реальная гауптвахта
Прошвырнуться в магазин в киношных костюмах. Кто из актёров не делал этого, пугая продавцов «эсэсовским» нарядом? Милое дело! Даль и Кокшенов, отправившись на прогулку в перерыве между дублями «Жени, Женечки…».
И нарвались на самый настоящий военный патруль. Майор удивлённо посмотрел на актёров в форме рядового Колышкина и ефрейтора Косых, не узнав никого из них.
— Вы кто такие? – опешил начальник патруля, испугавшись солдат в шинелях Великой Отечественной. — Из каких войск?!
— Морская кавалерия! — отдал ему честь Михаил Кокшенов.
— Железнодорожный флот! — вторил ему Даль.
Не оценивший их юмора майор до выяснения личностей отправил актёров на гауптвахту. И режиссёру картины пришлось попотеть, чтобы вызволить невесть куда пропавших исполнителей главной и одной из центральных ролей.
Вчерашний романтичный школьник Колышкин и деревенский, приспособленный к любым предлагаемым обстоятельствам ефрейтор Косых, образовали тандем, на котором, собственно, и держался этот фильм. Один ухлёстывал за Земляникиной и читал ей стихи. Другой (герой Михаила Кокшенова) предпочитал в годину испытаний иметь в кармане редисочку, морковочку и сухарик. В случае чего, ими можно компенсировать тоску по дому и боль утраты боевых товарищей, включая… Земляникину, гибнущую в последних кадрах этой замечательной картины.  Такие вот «единство и борьба противоположностей».
Уже в этой, одной из первых своих работ, Михаил Кокшенов предлагал режиссёру и сценаристу не просто блистательное исполнение роли в своём «коронном» амплуа «деревенского жлоба», но и фактическое соавторство.
Годом позже на экраны вышел фильм «Хозяин тайги». Главную роль в нём играл Владимир Высоцкий.
Родники мои серебряные, золотые мои россыпи!
Михаил Кокшенов, исполнивший в этом фильме эпизодическую роль лесосплавщика, обеспечивал всю съёмочную группу провиантом и самогоном. 30-летний Высоцкий был в зените славы. И Кокшенов умело пользовался народной любовью к нему, показывая жителям окрестных сёл и деревень «живого Высоцкого». Местные жители умели благодарить за трёхчасовые концерты, которые устраивал бард и актёр с очень умелым «импрессарио».  
Роль этого злосчастного лесосплавщика едва не стала последней в биографии Кокшенова. В фильме был эпизод, где он бежит по брёвнам и прыгает в воду. По брёвнам бежал дублёр. А в воду прыгал Михаил, которому… забыли обмотать проволокой сапоги. В итоге они стали наполняться ледяной водой, утягивающей на дно молодого актёра. Но… дубль срывать было стыдно. Лихорадочно стаскивая с ног сапоги, захлёбываясь и отплёвываясь, он продолжал говорить текст на камеру, а окружающие не могли взять в толк — что за импровизация?
— Где сапоги?! — возмущённо кричал реквизитор, увидев Кокшенова босым.
— Утонули, — пробормотал наглотавшийся воды актёр. И упал. Только тут все поняли, что только что на их глазах исполнитель второстепенной роли совершил настоящий производственный подвиг.
«Синюшный алкоголик»
Когда Кокшенову было уже 36 лет, его фотографию в киоске «Союзепечати» увидел Леонид Иович Гайдай. Уже известный режиссёр зашёл за сигаретами и невольно улыбнулся, когда его взгляд упал на снимок всё ещё малоизвестного Михаила.
Из-за дефекта плёнки молодой актёр смотрелся на ней, как смешной алкоголик с абсолютно синюшным лицом.  
— Ну-ка дайте мне этого синенького! — сказал Гайдай киоскёрше.
И она протянула ему фотографию актёра. В первой же картине у Гайдая он, опять же, органично смотрелся со всё тем же блистательным Олегом Далем. Вспомните роль в новелле «Забавные приключения» из легендарной комедии «Не может быть» по произведениям Михаила Зощенко.
Роль простака, который застаёт в своей комнате героя Олега Даля, была безымянной. В сложном любовном четырёхугольнике, он назван «сосед Софьи, сослуживец и любовник Татьяны» — а проще «Рыбий глаз». Но картина заняла второе место во всесоюзном прокате, собрав беспрецедентную аудиторию в 1976 году. Её увидели 50 млн зрителей.
— Ко мне сейчас дама придёт, а тут… глядите! Какое-то мурло в моей комнате расположилось, — жаловался на жизнь «Рыбий глаз», вызывая своим искренним возмущением неподдельную симпатию зрителя.
Гайдай и Кокшенов понимали друг друга без слов. Актёр, истосковавшийся по работе, в которой можно проявить свой дар на полную катушку, буквально фонтанировал идеями. Так образовался впоследствии не раз и не два работавший тандем.
Актёр будет предлагать свои шутки и эпизоды. А режиссёр едва успевать соглашаться с ним. Гайдай был очень доволен, что пагубная привычка к курению привела его в тот день в киоск, где продавались фотографии советских актёров.
После премьеры фильма «Не может быть» Кокшенов проснулся с ощущением, что камень упал с души. Люди узнавали его на улицах. К нему подходили для того чтобы взять автограф.  Оказалось, что в ипостаси простака и увальня можно не только заслужить симпатии многомиллионной советской аудитории, но и реализоваться творчески.
Секрет Кокшенова работал безупречно
Он черпал образы из народа. Его чудаковатые герои имеют прототипов. Конечно, не исторических лиц. Работая над «архитектоникой» своих персонажей, он приходил на рынок, покупал фрукты и слышал:
— Кому апельсины?! Кому витамины? Рубль штучка, три рубля кучка, а в кучке три штучки!
— Совсем очумели! — фыркали покупательницы.
Рассказав об этой сцене Гайдаю во время съемок картины «Спортлото-82», Михаил Михайлович увидел, как лицо режиссёра озарила улыбка, что было, само по себе, хорошим предвестником.
Сегодня эта сцена и фильм «Спортлото-82», где Михаил Кокшенов играет спекулянта Степана, — милое напоминание о нашем славном советском прошлом. О временах, когда мы приобретали среди зимы зелёные бананы, доходившие до нужной кондиции в тёмных шкафах, и радовались каждому апельсину на столе.
В эпоху, когда кто-то из актёрской братии ушёл из профессии, кто-то умер или спился, Михаил Кокшенов не счёл возможным оказаться «в простое», ожидая пока «вернётся настоящее искусство». Что-то подсказывало: никогда. Да и один из его любимых режиссёров — Леонид Гайдай — снимал картины а-ля «Частный детектив, или Операция-кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».
Критики будут ужасаться, называя это безвкусицей и «поздней гайдаевщиной». А это было безвкусно ровно настолько, насколько были безвкусны мы. Ведь что, если не театр и кино является зеркалом реального положения вещей в стране?
Михаил Кокшенов — чёрное ухо
Когда снимали «Брайтон-бич» в Москве на Красной площади стояли танки. Было 19 августа 1991 года. СССР уходил в историю. Съёмочная машина, в которой сидел Миахил Михайлович Кокшенов, режиссёр Леонид Гайдай и другие актёры, занятые в этой картине, попыталась проехать через оцепление.
Милиционер с автоматом в камуфляже преградил им путь:
— Проезд закрыт.
Стекло «Рафика» опустилось и показался Михаил Кокшенов. Вот в таком виде:
— Старик, видишь, что у меня с ухом? Позарез нужно в больницу! — простонал он.
— А это кто? — сунул «служивый» нос в автомобиль.
— Родственники, — не моргнув глазом ответил Кокшенов. — Переживают за меня.
И, конечно же, киношников пропустили.
Кинематограф постепенно входил в «крутое пике»
Наступила эпоха безвременья и стагнации кино. Но смех и юмор оставались востребованы. Они были желанны не столько в развлекательных, сколько в терапевтических целях. Михаил Кокшенов снимался в кино, а после того, как не стало Гайдая, сам начал писать сценарии, режиссировать и продюсировать свои фильмы.
В «лихие 90-е», снимая «кооперативное» или «коммерческое» кино, а-ля «Русский бизнес» или «Русское чудо», он примерял на себя красный пиджак нового русского, приглашая к сотрудничеству оказавшихся было не у дел Наталью Крачковскую, Семёна Фараду и даже… Савелия Краморова, эмигрировавшего в США, но не обретшего там славы, которую он снискал в СССР.
Михаил Кокшенов в жизни
Сыграв в кино более 150 ролей, актёр воплотил невероятную палитру образов «умеренно отрицательных персонажей комедийного плана».
Его барыги, работяги, балбесы, обжоры, спекулянты да выпивохи резко контрастируют с настоящим Кокшеновым. В жизни он не пьёт и не курит. И во время съёмок комедии «Где находится нофелет?» это едва не рассорило его с режиссёром Геральдом Бежановым. Играя роль водителя троллейбуса, он категорически отказался от уговоров взять папироску в рот.
Актёр, празднующий в этом году 83-й день рождения, всю жизнь тяготел к здоровому образу жизни, контролировал физическую форму и… когда речь заходила о серьёзных вещах, в противовес своим юморным и взбалмошным героям, сразу же отбрасывал шутки в сторону.
Инсульт…
Тяжёлый недуг подстерёг его на улице. Случилось это вскоре после того, как Михаил Михайлович отметил свой 81-й день рождения. Прохожие не остались безучастны — вызвали актёру «Скорую». Вскоре он оказался в реанимации Первой градской. После был переведён в ЦКБ.
Три месяца на больничной койке. Медицинские препараты. Глубокий медикаментозный сон в момент боя курантов. Ему удастся победить недуг. После длительной терапии вернулась речь. Но… девятый десяток и кровоизлияние в мозг — плохая комбинация для возвращения в кино.
Одна из молодых актрис — Юлия Началова, которая в 20 лет, в 2001 году дебютировала в кино у режиссёра Михаила Кокшенова в фильме «Герой её романа» — трагически ушла из жизни значительно раньше — в возрасте 38-ми лет. Буквально позавчера.
Увидим ли мы Михаила Кокшенова вновь?
Кто-то из актёров делает из своего выздоровления показательное выступление, представая перед аудиторией в болезненном состоянии в окружении заботливых родных. Так сделали Николай Караченцов и Людмила Поргина.
Михаил Кокшёнов выбрал другой вариант. Он оборвал почти все связи с внешним миром. Отключил старые телефоны. И отказался от общения с коллегами по цеху и старыми друзьями. Такое «отшельничество» можно понять.
Буквально на днях СМИ взорвались сообщениями о том, что актёр Михаил Кокшенов находится при смерти. Дескать, давление падает ниже критической отметки. Кто-то даже поспешил заявить, что дни его сочтены. Известный приём, позволяющий «поднять просмотры», спекулируя на болезненном состоянии медийных персон.
Но вскоре Михаил Михайлович вышел на связь с корреспондентом ТАСС, дав исчерпывающе короткий комментарий по поводу своего состояния.
— Всё хорошо, — сказал он и положил трубку.
Слухи о смерти Кокшенова «сильно преувеличены»
Возраст даёт о себе знать. Давление скачет. Но о том, что с любимым актёром безвозвратно ушедшей эпохи всё в порядке, сообщила средствам массовой информации и помощница Михаила Михайловича — Феруза. Она не отходит от него после удара, перенесённого в 2017-м.

Нам остаётся пожелать Михаилу Михайловичу крепкого здоровья, бодрости духа и долгих лет жизни. А ещё новых ролей, которые — несмотря ни на какие болезни и невзгоды! — подарят зрителю огромную радость встречи с ним.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ