Новости – Культура
Культура
Над культурной Россией зависла тень Иосифа Сталина
Фильм «Похищенные сокровища Европы» разрешили, запретив. Кто блюдёт вопросы нравственности в нашей стране? И нужен ли сегодня цензорский аппарат?
6 сентября, 2018 17:00
14 мин
Перелистав Конституцию Российской Федерации, мы можем обнаружить в ней статью под номером 29, где чётко сказано, что цензура в нашей стране запрещена.
А как на деле? Есть ли цензура творчества? Цензура в интернете? Отличается ли от пресловутого партийного контроля 1930-х работа таких уважаемых ведомств, как Министерство культуры Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций («Роскомнадзор»).
До «риторики» 1930-х, когда творцов, к шеям которых дотянулась «справедливая коммунистическая критика», настигали суровые приговоры и расстрелы, дело не доходит.
Но далеки ли мы этого? Если вспомнить массовую истерию, которая была раздута по поводу прошлогоднего фильма «Матильда», где канонизированный самодержец был представлен зрителю в образе бабника, вопрос можно отнести к разряду дискуссионных. Дело дошло до погрома кинотеатров.
А двадцать лет назад, будучи студентами кинофакультета, мы смотрели фильм Александра Рогожкина «Чекист» по повести Владимира Зазубрина «Щепка». В ходе развития сюжета сотрудники ЧК Андрей Срубов, Ян Пепел и Исаак Кац восходили на пик «торжества революционной законности, расстреливая в подвальной душевой ими же приговорённых «врагов народа».
Посмотрев картину, мы, студенты, были полны ненависти и недоумения. Ненависти ко времени, резидентами которого являлись наши деды. К расстрелам. К репрессиям. К бесконечно кровавому морю боли и насилия, волны которого поглотили по данным оптимистов «всего лишь» полмиллиона, а по другим данным превзошли количество жертв, павших на полях сражений.
В тот преддефолтный 1997 год в наших студенческих душах сквозило досадное непонимание психологии людей, живших всего 60 лет назад. Была уверенность, что на нашем веку эта чудовищная метаморфоза уж точно не повторится.
Прошло 20 лет. Этот забытый, но достаточно глубокий фильм о страхе и нагнетающих его механизмах тоталитаризма, был выложен в интернет. Произошло это, кстати, в 2014 году, на пике всенародного триумфа.
Реакция нового российского общества на «интернет-премьеру» оказалась прямо противоположной. Комментарии на YouTube к подзабытой было картине опять исполнены праведного гнева. Но не к чекистам или, не дай Боже, к эпохе сталинизма, а к «проклятым либералам». По мнению зрителей дня сегодняшнего, создатели картины обижают сотрудников ЧК, дискредитируют их образ.
А раз обижают, надо извиняться. «Предлагаемые обстоятельства» за 20 лет изменились порядком. Сегодня принято гордиться Иваном Грозным, Николаем II, Владимиром Лениным, в бытность которого председателем Совета Народных Комиссаров, семья самодержца, канонизированного позже, была истреблена в таком же подвале, правда, без душевой.
«Сталина! Сталина нет на этих режиссёров!» — воздевают длани «восстановители исторической справедливости». И они, отчасти, правы. В период конфронтации России и Запада нам было катастрофически нужно противопоставить «загнивающему американо-европейскому миру» хоть что-то.
И мы противопоставили. Что? Всё. Всю нашу славную историю, подняв на щиты и хоругви царей да вождей, деяниями которых, наконец, настала пора гордиться не по отдельности, выискивая грехи и правителей, как это делали в 80-е и 90-е, а в комплексе.
- Вы считаете, что Иван Грозный был патологический садист? — Вы очернитель русской истории.
- Вам не нравится Николай II, доведший народ до «точки сборки», вылившийся в «Кровавое воскресенье» и две революции с интервалом в 12 лет? — Вы попиратель христианских ценностей и ненавистник группы православных монархистов.
- Вы не любите вождя мирового пролетариата и желаете его скорейшего перемещения с Красной площади на кладбище? Вы предатель советской истории и оскорбитель чувств социальной группы «коммунисты России».
- Вы критически смотрите на реальность? Вы либерал и русофоб. Вас надо лишить гражданства и выслать из страны.
Если вы не только так думаете у себя на кухне, но и так пишете, реализуя своё право на свободу мнения, но при этом используете неосторожные высказывания, статья 282 УК РФ вам всем вдогонку. Стоящие на страже демократических конституционных ценностей стражи порядка проследят, чтобы наказание за «горбачёвский плюрализм» было неотвратимо.
Как радостно, как здорово, что мы, наконец-то, встаём с колен, отряхивая с них вредные личинки инакомыслия. Мы вновь сливаемся в почти что симфоническом потоке подлинного единства мыслей и чувств. Кто не сливается – тех вон.
Плюрализм мнений, возникший в перестроечные времена, и давший надежду на общенациональное возрождение, на построение мыслящего гражданского общества, воспитания в качестве ключевой ценности уважения к личности и её правам, оказался… откровенно вреден. Какая личность? Какие частности? Государство. Держава. Вожди. Святые. Вот что должно быть превыше всего для русского человека. Всё остальное – вторично.
Виват, настоящий патриотизм — квинтэссенция всенародной верноподданнической любви к царям и вождям, правителям разных времён, симбиоз понятных народу идей величия.
Кому-то патриоты могут опять показаться чуточку безжалостными. Есть такое. Правда, немного. Да, порой «правдорубы» не щадят ни стариков, ни женщин, ни инвалидов, ни женщин-инвалидов.
За примерами далеко ходить не надо. Вот вам Юлия Самойлова, ключевая участница российско-украинских баталий на «Евровидении», национальный герой-2017. В чём её вина перед Родиной и обществом? Сегодня она осмелилась выложить в Instagram фото из аэропорта «Шереметьево» и намекнула на свою грядущую эмиграцию. «А что такого?» — спросят надоедливые «либерасты». — «За границей она получит лучшее лечение. Там созданы все условия для инвалидов».
Но девушка, внесённая в базу данных «Миротворца» и противопоставленная было «украинскому мракобесию», подвергается жесточайшей и «справедливой» критике. Звучат оскорбления и предложения отобрать у неё российский паспорт, запретив возвращаться назад. Не перегибчик ли?
Вспоминая о соседе слева, который, проживая на первом этаже, не может годами выйти на улицу (ну не подумал о нём застройщик, не подумал) проскальзывает подленькая мыслишка: «Перегибчик». Но вовремя ловлю себя на мысли, что ошибаюсь.
Так её, Самойлову! Мы тут воюем со всем продажным западным миром, а она вздумала не просто уехать, а демонстративно сказать, что уезжает. Подумаешь, не нравится ей в России. Нам вот всё нравится.
Жаль, власти пока не думают о воссоздании железного занавеса. Зато о нём думаем мы, общество. Пусть они (представители продажного западного мира) подыхают от осознания собственной ущербности «в своих америках и европах». Мы (представители сплочённого и многонационального российского этноса) оградимся от их тлетворной гнили. Помогут нам в этом Роскомнадзор и Минкульт — два нерушимых форпоста отечественной пропаганды (в лучшем понимании этого слова).
И они помогают. В Минкульте, к примеру, цензуры нет. Но она, спасибо большому брату, не изжита в нас самих, в деятелях нашей культуры. Им дали свободу в 1991-м. Но когда речь заходит о попытке демонстрации картины с неправильным идеологическим содержанием, и регулятор нашей культурной жизни не реагирует, то они ретиво исполнят работу канувших в лету партийных цензоров, не допустив оскорбления наших патриотических чувств.
В январе 2018 года был запланирован показ в российских кинотеатрах британско-французского фильма «Смерть Сталина». Картина в сатирическом ключе рассказывает о последних днях жизни вождя народов и борьбе за наследование «Советской Империи» представителей его окружения.
Прокатное удостоверение этой картине вначале, всё-таки, дали. Смалодушничали. Произошло это по чьей-то «чудовищной ошибке» 17 января 2018 года. Но потом, к счастью, спохватились.
Запланированная на 25 января премьера «Смерти Сталина», всё-таки, не состоялась. Кто среагировал на эту антисоветчину? Наши кинодеятели, которыми мы можем гордиться. Никита Михалков, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко, Александр Галибин. Отечественные кинематографисты направили исполненное праведного гнева письмо, в котором творцы назвали картину «пасквилем на историю нашей страны».
Бережнее. Бережнее, товарищи, надо относиться к личности Иосифа Виссарионовича, не только выигравшего войну, но и сгноившего толпы русских людей в лагерях. Ценить надо Никиту Сергеевича, по приказу которого 1-2 июня 1962 года состоялся расстрел мирной демонстрации, требовавшей улучшения условий труда и снижения цен.
Это всё наша история. И мы её в обиду никому не дадим. Правильно запретили. Что? В соседней Белоруссии картину разрешили, крамолы не усмотрев? Ну, мы ещё спросим у братьев-белорусов, почему так случилось. Обождите. У них Сталина любят почему-то чуть меньше. Полюбят. Время придёт.
А вот с фильмом Клаудио Поли «Похищенные сокровища Европы» получилась «досадная неувязочка». Картина рассказывает вообще не о России. Она о том, как проклятые нацисты брали и экспроприировали картины из частных коллекций. О «нацистской национализации», в общем.
За что запретили? Кто оказался обижен в этой картине? Образы Сталина, Николая II, Хрущёва в фильме не выведены. Но… как сообщил продюсер Олег Берёзин, камнем преткновения стала хроника Второй мировой войны. Там изображена нацистская символика.
Внимание. За опрометчивую публикацию исторических фотографий с изображением нацистской символики многие граждане России уже получили «соразмерное» совершённому проступку наказание.
Например, за такое историческое фото, где на месте, которое мы предвосхищая проблемы закрасили, реял флаг со свастикой, была осуждена в 2015 году жительница Смоленска Полина Данилевич.
Срока не было. Но к административной ответственности привлекли. Был штраф по статье КоАП РФ 20.3. «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами».
А что же кинематографисты? Пусть даже западные. Разве они лучше наших граждан? Ежу понятно, что и они должны привлекаться за такие деяния. При этом кому-то может показаться, что кинопродукция, в которой есть изображения нацистской символики, успешно попадает на экраны последние 74 года.
Кадр из фильма «Майор Вихрь»
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Но ведь эти фильмы сняты до вступления в силу Федерального закона от 04.11.2014 N 332-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и последовавших изменениях в статье 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений.
Что же их? Взять и уничтожить? Нельзя. Это золотой фонд советского кино.
В феврале 2018 года депутаты Госдумы, реализовавшие этот подчёркнуто важный и нужный «законопроект», задумались о его «декриминализации».
А не рано ли задумались? Может, создание искусственных трудностей кинематографистам, писателям, театралам, простым гражданам вернёт нам пряный ветер советских времён, когда, по мнению многих, «жить было лучше, жить было веселее»?
В советское время искусственно создаваемые мужланами-чиновниками цензорские препоны заставляли творческую интеллигенцию создавать поистине великие шедевры, не думая о распиле средств. Лучшей наградой им была свобода, потерять которую они так боялись. Умудрялся же драматург Евгений Шварц в период сталинского диктата и репрессий писать такие замечательные вещи, как «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона», где в форме аллегории, утончённой метафоры советским зрителям подавалась именно сталинская реальность.
Правда, вместо вождя там был дракон, а вместо многомиллионного сборища внимавших ему граждан – жители сказочного царства. И это была прекрасная история. Для повторения такого рода шедевров и появления авторов, способных их написать, нам так не хватает реалий, в которых разрешено говорить, но только вполголоса и шёпотом.
Цензуры нет. Но она должна быть. Обязательно. С неминуемым возрождением «Главлитов» и аналогичных ему организаций, руководители которых, как один из отцов советской цензуры и автор «Политграмоты» Сергей Ингулов, истово настаивали в 1928 году на «судебных расправах» и «моральных расстрелах» неугодных творцов. Правда, они и сами умирали в 1937-м, успев крикнуть перед выстрелом палача «Да здравствует Сталин!».
Без этих людей, без организованного ими мракобесия в России не было бы Булгакова с «Мастером и Маргаритой», Солженицына с «Архипелагом Гулагом», Довлатова с его шедеврами, высмеивающими смешную до ужаса и страшную до потери пульса реальность.
Такая история.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости