Новости – Культура
Культура
Иванушка из «Марьи-Искусницы» работал гробокопателем
Исполнилось 70 лет со дня рождения Виктора Перевалова, самого обаятельного юного артиста СССР
19 февраля, 2019 19:35
12 мин
Увидев это детское лицо, озарённое солнечной улыбкой, многие вспомнят добрые и красочные советские фильмы, где снимался запечатлённый на фотографии малыш. Почти никто не помнит его имени. А звали паренька Виктор Перевалов.
Он родился 17 февраля 1949 года в простой, не связанной с искусством советской семье. Отец — труженик системы торговли. Мать — санитарка. Вите Перевалову, позднему ребенку в семье, повезло куда больше, чем его старшим братьям, пережившим годы блокады.
Несмотря на то, что глава семейства работал в магазине, семья достатком похвастать не могла. Шумная коммуналка, в которой жили Переваловы, располагалась в самом конце Суворовского проспекта. Сегодня это один из элитных районов Петербурга, а в 40-50-е — рабочая окраина.
Однажды на «Ленфильме» сбились с ног в поисках исполнителя роли Вовки — одного из ключевых действующих лиц в истории о нашалившей ленинградской ребятне. По сценарию ребята пытаются понять смысл загадочной фразы «Тамбу-Ламбу», произнесённой незнакомцем в телефонной будке, и отправляются на поиски этого странного человека, обронившего свой блокнот.
Актёрский состав был практически сформирован. Не хватало кандидатуры на роль мальчишки-сорванца, принимающего самое деятельное участие в «розыске».
«МарьИванна», учительница 1 «А» класса, где учился Витя Перевалов, как раз привела группу ребят на «Ленфильм» посмотреть, как снимают кино. Витя смотрел во все глаза. Каждая деталь шумной киностудии и её суетливых коридоров, по которым непрерывно не шли, а бежали кинодеятели середины 50-х, была ему интересна.
И вдруг… в эти любопытные ребячьи глаза заглянул ассистент по актёрам фильма «Тамбу-Ламбу». Нет-нет. Фраза «Мальчик, хочешь сниматься в кино?» не прозвучала.
Время поджимало! Сбившийся с ног ассистент просто схватил его за руку и помчался вместе с мальчуганом по коридорам «Ленфильма», а «МарьИванна», ответственная за благополучие каждого из октябрят 1 «А», бежала следом, требуя «прекратить произвол».
—Вот он! — радостно сообщил ассистент, подбегая к 27-летнему Владимиру Бычкову, режиссёру-постановщику, снявшему впоследствии «Город мастеров» и «Полёт в страну чудовищ».
— Годится, — категорично заявил Владимир Сергеевич.
— Назначаем пробы? — обрадовано спросил ассистент.
— Не надо. Утверждает без проб, — отрезал режиссёр и пустился в объяснения с перепуганной «МарьИваннной».
Смысл большинства фраз молодого постановщика был пока ещё непонятен Витьке Перевалову. А уж семья и вовсе встретила бурным смехом вечерние заявления мальчугана о том, что теперь он будет сниматься в кино.
Его мама ещё не подозревала, что ей придётся уволиться из поликлиники, чтобы долгие годы сопровождать своего младшего сына по городам и весям, кочуя из гостиницы в гостиницу, из пункта «А» в пункт «Б», где будут проходить съёмки фильмов.
После короткометражки «Тумба-Лумба» на экраны вышла картина «Город зажигает огни», полнометражный фильм, где Витя сыграл вместе с ещё молодыми Олегом Борисовым и Алисой Фрейндлих. Но настоящим успехом для мальчика и «золотой путёвкой» в мир киноискусства стала картина «Марья-Кудесница».
Образ маленького Иванушки, у которого Водокрут Тринадцатый украл маму, а отставной солдат-барабанщик (актёр Михаил Кузнецов) помог пройти огонь, воду и медные трубы, отбив родительницу (актриса Нинель Мышкова) у водяного царя, полюбился не только зрителям.
Режиссёры звали юного актёра Виктора Перевалова наперебой. И про обучение в школе пришлось забыть.
«Звездный мальчик»
Большинство сверстников Вити добирались до школы пешком или на общественном транспорте. Маленький актёр, относившийся к своей новой жизни и приобретаемой профессии без «звёздной болезни» перемещался по городу на машинах киностудии.
Сыграв в детской картине «Собмреро», он получил приглашение играть во взрослом кино. Картина «Балтийское небо», где главные роли военных лётчиков-истребителей играли Михаил Ульянов, Пётр Глебов и Ролан Быков, рассказывала о судьбах жителей и защитников Ленинграда.
Девятилетний Славка не был главным героем этой взрослой картины. Но Витя Перевалов не подвёл, сыграв роль паренька, пережившего трагическую смерть мамы и дедушки, так, что слёзы градом лились из глаз зрителей этой картины.
Роль Сони, остающейся с братом в осаждённом городе на Неве, в «Балтийском небе» исполнила восходящая звезда советского кино Людмила Гурченко.
Эта работа была «в одном шаге» от главной роли в фильме «Старожил». Ну, как, спрашивается, жить на свете двоечнику, именем которого названа одна из главных улиц города?
Проспекты называют в честь героев, космонавтов, легендарных путешественников, писателей и летчиков. Но Андрюшка Крутиков был… всего лишь первым ребёнком, родившимся в городском посёлке. А теперь, когда посёлок вырос до масштабов городка, парень завалил контрольную, обижает товарищей. И поведение не в меру расшалившегося «тинейджера» начала 60-х вызывает большие вопросы у школьных педагогов.
Судьба Вити Перевалова и Андрюши Крутикова удивительным образом пересекалась. На момент выхода картины на экраны «звёздному мальчику» с ленинградской окраины было всего 12 лет. Он начал плохо учиться вовсе не потому, что был лодырем. Юному актёру банально не хватало времени для того, чтобы усваивать учебный материал, и… учителя ставили вопрос «ребром»:
— Или кино, или учёба!
И, конечно же, на семейном совете Переваловы сделали опрометчивый выбор в пользу кино, не подозревая, что уготовили младшему сыну очень уж нелёгкий удел актёра — человека, обречённого на непостоянную занятость.
Снимался «кровь из носу»
По законам СССР несовершеннолетние могли трудиться лишь 4 часа в сутки. Но рабочая съёмочная смена Вити Перевалова доходила до 20 часов. После команды «Смена закончена, всем спасибо!» мальчишка падал в обмороки не в переносном, а в прямом смысле слова: из его носа лилась кровь.
Перерыв в обучении достиг двухлетней отметки, но, благодаря письмам с киностудий «Просим освободить от занятий на время съемок фильма, снимаемого по заказу Министерства культуры СССР!» его переводили из класса в класс.
Внешность подраставшего Вити всё ещё оставалась детской, трогательно-милой, и впереди были легендарная «Республика ШКИД» с блистательной ролью беспризорника Гоги.
А ещё — трогательная картина «Я вас любил». В этом фильме мы видим, как из ребёнка герой Перевалова превращается в подростка. 18-летний Виктор сыграл восьмиклассника, который до безумия влюблён. Влюблён напрасно и, конечно же, безответно в балерину.
В 1968 году он еще успел появиться в роли Трубочиста в картине «Старая-старая сказка». Роль сыграна в творческом тандеме с Олегом Далем, Мариной Неёловой и Владимиром Этушем.
Но затем… в почтовом ящике Переваловых была обнаружена повестка в армию, и с кино пришлось проститься на целых два года.
Что такое два года для кинематографа? Вечность, в ходе которой даже об очень талантливом человеке могут забыть.
Про повзрослевшего Виктора Перевалова не забыли
После «дембеля» он снова рвался в кино. И получал роли. Уже не такие «звёздные» и не такие «сказочные», как прежде.
Мальчик с лицом ангела был всеми обожаем. Юноша — всеми сдержано любим. Но молодой мужчина с ангельской внешностью — тот еще оксюморон!
Список его «послеармейских» фильмов перечислять бесполезно. Его приглашали, когда было необходимо исполнить второстепенную роль молоденького «муровца», внедряющегося в банду в кинокартине «Трактир на Пятницкой» с Константином Григорьевым в одной из главных ролей.
Он играл лаборантов, солдат, участковых, у которых частенько не было даже имён. И зрители всё ещё называли его «по инерции» Иванушкой. Его «трагедия взросления», пережитая многими юными кинозвёздами, была необратима.
Уже в «Трактире на Пятницкой» было заметно, что шарм вчерашнего ребёнка с небесно-голубыми глазами и сквозящей в них наивностью коррелирует с ролью молодого оперативника как-то странно.
Поток ролей сначала измельчал, а потом иссяк
Наступили 80-е, когда Виктор сыграл лишь безымянного «старшину» в картине «Опасный возраст», затем водителя в фильме «Личная жизнь директора» и «под занавес» разбойника в сказке «Ослиная шкура».
Безвременье…
Кинематограф перестроечного периода не нуждался в сказочных лицах. О нём надёжно забыли. Перевалов напрасно ждал звонка, надеялся: «А вдруг позовут!». А затем, когда молодой семье Виктора остро нужны были деньги, трудоустраивался, куда придётся: в бригады путейцев, на уборку урожая и даже… на кладбище, где копал могилы, получая причитающиеся ему гроши и, конечно же, заливая вместе с коллегами по «гробокопательскому цеху» обиду «сорокоградусной».
Возвращение
В «нулевые» кинематографисты спохватились. Возникла «мода на забытые» имена. Про Виктора Перевалова вспомнили и пригласили его в картину с ультрасовременным названием «Граффити», в которой он сыграл роль философствующего деревенского забулдыги.
«Да ведь это же «Иванушка»!» — раздался клич среди киношной братии. Он появился на экранах постаревший, основательно «измученный нарзаном», но вновь обрётший некий иной — «бомжацкий»! — шарм, позволивший ему воплощать на экране эпизодические роли в «сказках» совершенно иного формата.
Пациент психушки, водитель запорожца. «Литейный-4», «Морские дьяволы-3» и другая «занимательная киноересь». Был ли он раздосадован? Скорее счастлив. Ведь это было триумфальное возвращение на экраны после стольких лет забвения.
Сердце не выдержало
В разгар инфернальной жары 2010 года его пригласили принять участие в картине «Хранимые судьбой», рассказывающей о незаслуженно забытых звёздах минувших десятилетий. Он приехал и снялся в немногословной роли, несмотря на пережитый недавно инсульт. Говорят, в гостинице выпил лишнего и поскандалил с кем-то. Актёра посадили на «Сапсан» и отправили восвояси.
Прибыв в родной Санкт-Петербург, он попал в больницу и через несколько дней скончался. Семья Виктора Порфирьевича пыталась судиться со съёмочной группой, которая по мнению супруги не оказала человеку, пережившему недавно тяжелое заболевание, надлежащего внимания.
Но без толку. Киносъёмочные процессы нашего времени – очень жесткая история, в которой «Иванушке», уставшему, обнищавшему и подорвавшему здоровье в ходе десятилетий забвения места не нашлось.
Но мы помним и любим его.
И маленьким, и взрослым.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости