Новости – Культура
Культура
Хождение по мукам Ирины Алфёровой
Празднует 68-й день рождения одна из самых загадочных актрис отечественного кинематографа
13 марта, 2019 17:10
21 мин
Ирину Алфёрову часто упрекают в холодности и высокомерии, граничащем с надменностью. Уроженка Новосибирска, в 70-е годы ставшая, без преувеличения самой красивой актрисой Советского Союза, кажется многим своеобразной Снегурочкой, кочующей из фильма в фильм в одном и том же образе неприступной красавицы с ледяным взглядом.
Образы, созданные в «Хождении по мукам» и «Трёх мушкетёрах», «ТАСС уполномочен заявить» и мелодраме «С любимыми не расставайтесь» разнохарактерными не назвать. Судите сами: на экране предстаёт женщина с божественной красотой, чувства которой будто надёжно запечатаны семью печатями.
Из каких слагаемых выстроена причудливая мозаика её жизни?
Детство…
Родители Ирины Алфёровой — фронтовики. Мама, Ксения Архиповна, родившаяся в 1922 году, отпразднует в этом году свой 97-й день рождения.
Отца, Ивана Кузьмича, нет на свете вот уже 39 лет. Его судьба сложилась трагически.
Познакомившись со своей супругой в Новосибирской юридической школе, куда они поступили в поисках своего призвания в 1945 году, он произвёл на неё неизгладимое впечатление. Красавец, балагур, фокусник, который на вечерах самодеятельности жарил яичницу прямо в цилиндре, извлекая из неё кролика.
По окончании юридической школы молодые люди сыграли свадьбу. Вскоре его пригласили работать в органы государственной безопасности. Уже через год на свет появилась на свет старшая дочь Алфёровых — Татьяна, а ещё через 11 месяцев, 13 марта 1951 года, родилась Ирина.
Сёстры-погодки до какого-то момента росли, ни в чём не нуждаясь. Карьера и судьба Ивана Кузьмича складывались очень хорошо. Но… в какой-то момент в их дом постучалась беда. Пришла она в лице дяди из сибирской глубинки. Он был проездом в Новосибирске, и попросился переночевать. Не почувствовав никакой опасности, Иван распахнул перед гостем двери своего дома.
Рано утром дяди и след простыл. А уже ближе к обеду в кабинете, где работал отец будущей кинозвезды, зазвонил телефон. На проводе был начальник юридического управления КГБ по г. Новосибирску и Новосибирской области.
— Алфёров, зайдите ко мне.
Нехорошее предчувствие закралось в душу. Складывалось впечатление, что внезапный вызов как-то связан со спонтанным визитом родственника.
— Кем вам приходится гражданин Назаров? – не здороваясь и не предлагая присесть, спросил руководитель.
— Это брат моей матери, — спокойно ответил Иван.
— Вот как. Значит, брат? Стало быть, ваш дядя. Что же – давно вы с ним виделись?
— Сегодня. Он был проездом и ночевал у меня дома.
— А вы в курсе, что в 1937 году он был осуждён за измену Родине?
— Но ведь он после этого воевал, значит, искупил вину.
— Это, может быть, вы так решили, но не партия. Пишите рапорт об увольнении. Люди, укрывающие врагов народа, в органах государственной безопасности не работают.
Иван Кузьмич рапорт написал. И был переведён в уголовный розыск.
В советских фильмах а-ля «Петровка, 38» или «Огарёва, 6» работа оперативников милиции показана по-настоящему красиво. Но Ивана Алфёрова в новосибирском угро ждала опасная работа, перемежаемая суточными дежурствами и… беспробудными пьянками.
Дети не видели отца подолгу. Но, в общем-то, могло быть гораздо хуже. И это «гораздо хуже» очень скоро произошло. В ходе облавы на «щипачей» Иван Кузьмич попал под поезд. Ловкий воришка толкнул его так, что оперативник упал на рельсы. А карманник, воспользовавшись замешательством милиционеров, дал дёру.
Алфёрову отрезало ноги. Но он остался жив. Процесс восстановления длился целый год. Культи никак не заживали. И встать на протезы было ничуть не легче, чем легендарному лётчику Маресьеву.
Получив первую группу инвалидности, Алфёров устроился работать преподавателем гражданского права. Пенсии по инвалидности и зарплаты хватало. Но завистливые соседи написали донос:
«Алфёров прекрасно ходит на своих двоих. И, случается, выпивает». Группу забрали. Он, действительно, выпивал, бывало, злоупотребляя и ввергая дочерей в шок. Младшая Ирина всё больше замыкалась в себе, ненавидя моменты, когда отец подшофе возвращался домой. Впрочем, свои мысли она доверяла не матери, и даже не сестре, а своему дневнику, на страницах которого были надёжно зашифрованы всё чувства, все эмоции, пережитые ей в детстве и юности.
В 1968 году Ирина поддалась уговорам подруги и приняла участие в конкурсе красоты. Взгляните!
Получив «Приз Прессы» на конкурсе «Мисс Интеграл-68», новосибирская красавица уедет покорять столицу и поступит в ГИТИС с первого раза. Комплекс забитой тихони, заработанный в непростом детстве, будет накладываться на приобретённый «синдром провинциала», что в общем-то, и породит тот образ ледяной красоты.
Нелюдимость, методичное избегание каких бы то ни было откровений, посиделок, чрезмерно близких контактов с однокурсниками. Всё это сформирует меланхолический темперамент актрисы. В ГИТИСе за ней пытались ухаживать не только молодые люди, но и более взрослые педагоги, предлагавшие девушке «прогуляться по тропинкам в Переделкино». Все они неизменно получали отказ, так как ещё в школе Ирина решила, что ей нужен один-единственный.
Повезло сыну болгарского дипломата Бойко Гюрову, с которым начинающая актриса познакомилась на одном из дипломатических приёмов. Молодой болгарин ухаживал за Алферовой так, что лихорадило весь курс. Кто знает, быть может их отношения остались бы чисто дружескими, если бы не…
Несчастный случай
Учившийся в МГИМО Бойко вёл образ жизни, которому могли позавидовать молодые люди и в Болгарии, и в Советском Союзе. Закрытые мероприятия, вечеринки, а ещё… автогонки.
Однажды вечером Ирина возвращалась домой после репетиции. На вахте общежития её ждала записка от Бойко с просьбой срочно перезвонить.
— Немедленно приезжай, — услышала она в трубке голос «умирающего принца», и последовали гудки отбоя.
Она примчалась и обнаружила молодого человека загипсованным с головы до пят. Автогонщику были обеспечены частые визиты сердобольной Ирины. В ходе одного из них он сделал актрисе «предложение, от которого она не смогла отказаться».
Оказавшись в Болгарии, Ирина Алфёрова родила в 1974 году дочь Ксению. Письма, которые она присылала из «дружественной страны», свидетельствовали о том, что у неё действительно всё хорошо. Но на деле происходящее за кордоном было настоящим адом.
Свекровь и сестра Бойко видели в ней исключительно русскую приживалку, которая выбрала себе в мужья видного парня. Её сдержанность казалась им высокомерием. До какого-то момента Бойко поддерживал жену. А затем… перестал, и жизнь стала совершенно невыносимой.
Когда появилась возможность съездить в СССР, она ухватилась за этот шанс, как за спасательный круг, оставив маленькую дочку на попечение мамы, Ксении Архиповны.
«Хождение по мукам»
Ирине предложили роль Даши в первом советском сериале «Хождение по мукам» по мотивам одноименного романа Алексея Толстого.
Частые отъезды Ирины на съёмки не могли не вызвать нареканий со стороны ее болгарской семьи. Количество оскорблений и упрёков, которые актрисе пришлось выслушать в свой адрес, зашкаливало.
— Оставила мужа…
— Бросила дочь…
— Чем она на самом деле занимается в Москве?!
Ситуация накалялась. В Софии «на правах заложницы» оставалась мать Ирины — Ксения Архиповна. Актриса попросила мужа привезти её в Москву. Но получила отказ.
Вырвавшись, Алфёрова устроила семейную сцену и позволила себе повысить голос на мать Бойко. Ответом на этот опрометчивый поступок стала звонкая оплеуха от человека, который ещё вчера не чаял в красавице-супруге души.
Такого оскорбления она вынести не смогла и, на скорую руку собрав ребёнка, женщины метнулись в Москву. Ирина осталась без какой бы то ни было поддержки с маленькой дочерью на руках.
Где жить?
Где работать?
И, главное, что делать? — извечные русские вопросы! — сводили её с ума.
Вначале её приютила одна подруга. Затем, когда временные рамки пребывания в гостях достигли критической отметки на шкале приличия, двери дома для актрисы и ребёнка открыла другая.
«Почему ты не пойдёшь в театр? Ты дипломированная актриса!» — говорили ей все вокруг. Но идти в театр самой для неё казалось немыслимым, невозможным. Градус замкнутости рос. Изменилась походка. Появилась сутулость.
«Что она думает о себе, эта гордячка?» — шептались вчерашние сокурсники по углам.
А в голове и дневнике Ирины Алфёровой появились совершенно иные — суицидальные! — мысли.
Она хотела свести счёты с жизнью. Затянуть петлю? Броситься под поезд? Утопиться в Москва-реке? Ледяная водная гладь примет её ледяную красоту.
Но совершить непоправимую ошибку ей не давала маленькая дочь. Ксюша.
— Послушай, — перемешивая сахар в чае, неспешно начала вечером подруга, у которой она жила. — Марк Захаров набирает в «Ленком» актрис. Может… попробуешь?
— Нет, нет, нет, — категорически заявила Ирина. — Кто и куда меня возьмёт в таком виде?
И девушке пришлось тащить её на показ буквально за руку. И Марк Захаров взял молодую актрису. У всех «ленкомовских» дам, которые были менее красивы, чем Алфёрова, наступило «временное помешательство».
— Вот увидите! Новенькой отдадут все роли. На неё будут ставить спектакли. Марк влюбился в неё по уши, это же очевидно, — неслось из-за каждой кулисы.
Но Марк Анатольевич вовсе не спешил делать ставку на красавицу. В блистательном спектакле «Юнона и Авось» Ирина Ивановна, например, занята была. Но персонаж, роль которого она исполняет, даже не имеет имени. Шестая девушка слева. А потом – вторая справа.
Поначалу в тени ей было даже привычно и уютно. На предложения режиссёров о съёмках, которые вдруг полились рекой, она отвечала «Нет!», ожидая, что в легендарном московском театре безвестные эпизоды в массовке сменятся главными ролями.
— Не надо торопиться. Поиграйте у нас в массовке, подрастите. Всё ещё будет, — говорил Марк Анатольевич, пока Алфёрова не убедилась, что всё действительно будет. Вот только… не для неё.
В театре были актёры, на которых главный режиссёр делал ставку. И одна из них была его дочерью, влюблённой в Александра Абдулова. А тут — какая-то Ирина, у которой никак не складывалась жизнь.
Ирина и Александр
Впервые увидев его на сцене, Ирина испытала шок. Казалось, вот он! Тот человек, которого она так долго ждала. Она смотрела на него из зала на репетиции спектакля. Ловила его движение рукой в тот миг, когда он касался чужого плеча. В одном жесте было столько подлинной мужественности, силы, темперамента. Дорого бы она дала, чтобы оказаться там, на сцене. Но туда, в главные роли, путь ей был, похоже, заказан.
Впрочем, разглядеть Ирину Абдулов смог и в массовке, влюбившись до безумия. Но Алфёровой было не до романтики. Живя с дочкой на зарплату актрисы массовки, она едва сводила концы с концами. К решению «широкого спектра задач», которые породила нужда, Александр подключился сразу.
Абдулов помог Ирине и её дочери обустроиться в актёрском общежитии, выбив для них место. А когда, после почти года ухаживаний этого «человека-фейерверка», Ирина согласилась стать его женой, о квартире для молодых похлопотал сам Евгений Павлович Леонов.
Жизнь самой красивой пары СССР
Букетно-конфетный период был завораживающим. Полёты к Пьеру Кардену. Дорогие наряды, о которых могли мечтать единицы женщин в СССР. В нормальных семьях первые тревожные маячки непонимания порождает быт. Но в творческих клин между супругами, порой, вбивает работа.
В 1979 году Абдулова и Алфёрову нарекли самой красивой парой СССР. Случилось это после просмотра пророческого фильма «С любимыми не расставайтесь», в котором он и она играют семейную пару на грани развода.
На носу были съёмки «Д’Артаньяна и трёх мушкетёров». Александр Абдулов являлся одним из ключевых претендентов на главную роль. Внимательно отсмотрев все пробы, режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич выбрал Михаила Боярского, который хоть и был на три года старше Абдулова, зато, по мнению постановщика, лучше подходил на роль ретивого гасконца.
Притащивший за руку на кинопробы свою молодую жену Абдулов полагал, что супруга уйдёт вместе с ним. Но Алфёрова… за роль Констанции Бонасье решила бороться до конца. У неё были все основания верить в то, что, вопреки желанию режиссёра, утвердят именно её, хотя конкурентками актрисы были Наталья Варлей и Евгения Симонова.
Поддержка Алфёровой шла со стороны могущественного Госкино, чиновники которого одобрительно отнеслись к попытке актрисы, сыгравшей в фильме «Хождение по мукам», пройти пробы на роль возлюбленной Д’Артаньяна.
— Мы разрешим вам снимать Боярского, если вы возьмёте Алфёрову на роль Констанции, — напрямую сказали Юнгвальду-Хилькевичу, который «спал и видел» в этой роли Евгению Симонову. Вот её проба на эту роль.
Режиссёр сцепил зубы и решил починиться.
Ад, который обрела утверждённая Алфёрова, не был сопоставим ни с чем!
Ни одно платье миниатюрной и утончённой Симоновой (рост 160 см) не было перешито на Алфёрову (165 см). В тесных нарядах Констанции Ирина Алфёрова, скрепя сердце, играла дубль за дублем. Партнёров для неё умышленно не вызывали. В сценах, где идут пылкие диалоги с Анной Австрийской, стоит пустой стул.
А уж когда режиссёр и актёры уходили в корпоративные запои, и съёмки отменялись, было тягостно, как никогда, потому что в памяти всплывали воспоминания детства, сопряжённые с пьянством отца.
Впоследствии актриса дала режиссёру «Мушкетёров» в одном из своих интервью самую ёмкую и весьма исчерпывающую характеристику:
— Урод.
Но самые тяжелые испытания начались дома
Она не знала, что её тщеславный супруг Александр воспримет нежелание уйти вместе с ним, как предательство. С какой-то колокольни именно так это и можно было воспринять. Ведь именно Абдулов за руку притащил Алфёрову на пробы. Он категорически не желал взять поправку на тот простой факт, что Абдулов уже был известен, а Алфёрова могла гордиться лишь ролью Даши в сериале «Хождение по мукам». Констанция была её единственным шансом выйти на свет после стольких лет прозябания в массовке.
По возвращении домой из Одессы, где снимался фильм, Ирина обнаружила, что Александр превратил дом в лёгкое подобие притона.
К бесшабашному гуляке заваливалось 20-30 человек, и далеко не все они были мужского пола. Изощрённо мстя вернувшейся и оплакивавшей осколки некогда уютного быта жене, он отпускал фразы:
— Ира, принеси нам чистые бокалы!
«А что тут такого?» — якобы «недоумевал» он, ловя укоризненные взгляды обиженной жены. Но роль домашней официантки Алфёровой не нравилась. Назревал разговор. Он не состоялся из-за преждевременной смерти её отца.
С уходом Ивана Кузьмича проблем в Новосибирске, на малой родине актрисы, меньше не стало. Сестра Татьяна, которая была опорой для неё в трудные времена и пошла по стопам родителей, став юристом, как оказалось, тоже пристрастилась к алкоголю. Понимая, что «разрулить» семейную драму в одночасье не удастся, Ирина бросила близких и… вернулась в Москву.
Всесоюзная слава не заставила себя ждать!
Со всех сторон «Констанцию» атаковали поклонники, среди которых были как мечтавшие быть рядом с ней мужчины, так и женщины, очарованные созданным ею кинообразом. Однажды Ирина Ивановна испытала шок. В дверь позвонили. Александр пошёл открывать. И через секунду она услышала его истошный крик.
Выбежав в коридор, она увидела залитый кровью пол, на котором лежал Абдулов и… безумца с топором. Он утверждал, что именно она, Ирина, его судьба, мечта и жена, за которой он пришёл в этот дом. Легко раненый Абдулов сумел подняться и свалил непрошенного гостя с ног, а там подоспели соседи и долгожданные правоохранители, препроводившие мужчину в участок, откуда он поехал на Канатчикову дачу.
Меланхоличная и замкнутая Абдулова, предпочитавшая уединение, и Абдулов, энергичный, компенсировавший потерю роли Д’Артаньяна доброй сотней других славных ролей, отдалялись друг от друга.
Ирина закрывала глаза на неслужебные отношения мужа с партнёршами по сцене и съёмочной площадке. Выбитая роль Констанции, увы, оказалась для неё в кино последней удачной работой, так как ни образ Винтер в «ТАСС уполномочен заявить», ни роль Ирины Кабардиной в «Пароль знали двое» не идут ни в какое сравнение с успехом «Мушкетёров…».
Однажды, уже ближе к эпохе лихих 90-х, она вдруг дала согласие сниматься в очень (по тем временам) откровенном клипе Александра Серова. Помните? «Ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь».
Казалось бы, что тут такого? Актриса и её работа. Но до Абдулова дошли слухи, что отношения Ирины с певцом перешли рубеж исключительно деловых. Предъявив претензию супруге, он увидел взгляд полный презрения и услышал предложение уйти. И ушёл, так и не поговорив, не расставив точки над «i». Так закончилась история самой красивой пары СССР.
Жизнь каждого из них пошла своим чередом. Несмотря на то, что дочь Ирины Алфёровой Ксюша называла Александра отцом, и считает его папой даже сейчас, хотя с момента смерти актёра прошло вот уже 11 лет.
На похороны Абдулова, скончавшегося от рака лёгких в первые дни 2008 года, Ирина не пришла, ограничившись посещением панихиды в театре. Слишком много боли, слишком много косых взглядов нужно было пережить там, на Ваганьковском, у гроба человека, с которым её связывало так много.
После расставания с Александром Гавриловичем актриса связала свою жизнь с человеком, который, как и она, знает горечь потерь. С актёром Сергеем Мартыновым она в третьем, на сей раз счастливом, браке вот уже 26 лет.
Многодетная мать
Не имея по-настоящему интересных предложений, актриса не только взяла на себя заботу о детях третьего мужа, но и забрала к себе в Москву из Новосибирска сына своей старшей сестры Татьяны, которая ушла из жизни в 1997 году.
Ушло безвозвратно «время кинохитов», которые можно смотреть десятилетиями, как «Д’Артаньян и три мушкетёра». В эфире фильмы-однодневки а-ля «Ёлки-2», в которых, время от времени, появляется Ирина Алфёрова.
Но свой театр, где актриса избавлена от унизительной роли «девочки из массовки», Ирина Алфёровой удалось найти. Она занята в главных ролях в театре «Школа современной пьесы». Впрочем, главную страницу официального сайта украшает фото из фильма, в котором она сыграла роль Констанции Бонасье, прославившего её на весь Советский Союз.
Такая история.
Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Ирину Ивановну Алфёрову с днём рождения!
Счастья, здоровья, процветания и новых ролей!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости