Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Госпожа удача Павла Луспекаева

Не дожив до 43 лет 17 апреля 1970 года умер один из уникальных советских актёров
Андрей Карелин
17 апреля, 2019 19:20
19 мин
Он был не Луспекаев вовсе. Отчество «Борисович», в действительности, также никогда не носил. Оно было видоизменённым, точнее — русифицированным. Отца человека, которого мы знаем, как Павла Борисовича Луспекаева, звали Богдасаром, а настоящая фамилия нахичеванского армянина, связавшего свою жизнь с донской казачкой неземной красоты по имени Серафима была «Луспекян». 
Инвалидность могла настигнуть Луспекяна (Луспекаева) значительно раньше, когда во время нескончаемых дворовых драк в родном Луганске кто-то из «оппонентов» ткнул ему раскалённой кочергой в лицо.
Ему удалось увернуться. И плавящийся от высокой температуры метал впился в кожу в паре миллиметров от глаза.
В 1943 году, едва достигнув 16-летнего возраста, он сбежал в партизанский отряд.
В бою лез на рожон, удивляя мальчишеской смелостью даже видавших виды партизан. В одном из боёв Павла ранило. Очень тяжело. Разрывной пулей в руку. И ампутация кисти была единственным шансом уберечь паренька от гангрены.
— Будем резать, — категорически произнёс хирург из тылового госпиталя, обрабатывая руки спиртовым раствором.
И… каково же было его удивление, когда перенёсший острую кровопотерю юноша после наркоза вдруг открыл глаза и… схватил врача за руку, в которой уже был зажат скальпель.
— Не дам! — глухо и отчаянно простонал он.
— Гангрена начнётся, сынок, — совладав с собой, произнёс врач.
— Ну и пусть начнётся. Резать – не дам.
В операционной возникло замешательство. Врач переглянулся с медсестрой, утиравшей со лба Луспекаева крупные, словно сливы, капли пота.
— Попробуем обойтись без ампутации, — тихо сказал врач. Но шансов —ноль.  

Павлу Луспекаеву в этой жизни было почти что комфортно при нулевых шансах.

И в этот раз его пронесло. Смерть была совсем рядом. Но рана каким-то немыслимым способом зажила. Правда след на руке на всю жизнь остался.
Повезло ему и год спустя, когда его, мальчишку без образования приняли в Русский драматический театр Ворошиловграда. Кем? Актёром вспомсостава, а точнее – хористом.
Так открылись двери в этот волшебный мир искусства, где Луспекаеву предстояло сделать за оставшиеся годы жизни максимум возможного. Да и невозможного тоже.
В Русском театре талант паренька оценили и отправили прямиком в столицу, учиться на артиста.

Как можно было поступить с первой попытки в легендарное Щепкинское училище, не имея даже диплома о среднем образовании – загадка.

Но он это сделал. И снова госпожа Удача была рядом. Да ещё какая! Абитуриенты этого уважаемого в театральном мире учебного заведения должны были написать сочинение, блеснув эрудицией и глубиной мысли.
Луспекаев сдал чистый лист
— Я не могу поставить этому балбесу даже единицу за чистый лист! — верещал преподаватель по литературе.
Но художественный руководитель курса, на который поступал Луспекаев, был категоричен.
— Придумайте, что хотите! Хоть сами за него напишите! — говорил четырежды лауреат Сталинской премии. — Мне Луспекаев нужен на курсе.
Он был невыносим с ранних лет
Преподаватель танцев требовала от молодого человека лёгкости в движениях, не зная, что уже тогда у него очень болели ноги. Павел по-свойски называл её «Мамашей» и обещал однажды постараться станцевать так, как ей хочется.
Летом 1950 года Луспекаев вместе с юной супругой, актрисой Инной Кирилловой, уехал покорять солнечную Грузию «по разнарядке». В тамошнем Русском драматическом театре имени Грибоедова он отыграл 5 сезонов, исполнив 19 ролей. Практически все из них были главными.
На его «творческом балансе» были и Хлестаков из «Ревизора», и Тригорин из «Чайки», и Алексей из «Оптимистической трагедии».

Для молодого актёра без опыта работы это был непросто удачный старт. Анализируя судьбу Павла Луспекаева, понимаешь, что какое-то время его судьбой дирижировал Бог.

Но боли в ногах, мешавшие ему учиться в Щепкинском, именно в этот момент дали о себе знать особенно остро. Попав в больницу, он не жаловался на жизнь, а лишь доверял дневникам мысль о том, что его терзает мучительный страх — лишиться возможности остаться в профессии. Ну, как тут не вспомнить о том, что с нами, как правило случается то, чего мы боимся? Что же это были за боли?

Они появились после обморожения, которое Павел получил в партизанском отряде.  Ему пришлось на протяжении долгих 5 часов лежать в снегу при температуре минус 20 в засаде.

У вас заболевание артерий, — констатировал врач в одной из лучших тбилисских больниц.
— Это как-то лечится? — с надеждой в голосе спросил Павел Борисович.
— К сожалению, никак.
— Какие перспективы? — усмехнулся Луспекаев. — Так и будут болеть?
— Если бы, — ответил невесёлой усмешкой врач. — Вот ваша система кровообращения! —подошёл он к одному из плакатов, висевших на стене. — Вот здесь, ниже колена, поражены артерии. Вот сюда почти не доходит кровь.
— Чем это грозит?
— Ткани постепенно мертвеют, — пожал плечами врач. — В перспективе — ампутация и инвалидность.
— Резать не дам, — категорически ответил Луспекаев, как когда-то в госпитале, в тылу.
— Гангрена и смерть, — буднично ответил врач.
Призрак из прошлого нагнал его в мирное время, здесь, в Тбилиси, на репетиции, когда, увидев белое от боли лицо партнёра по сцене, ассистенты режиссёра вызвали «Скорую».

Болезнь прогрессировала в виду пагубного пристрастия к курению, которое усугубляло ситуацию. Луспекаев хотел побороть привычку, но, увы, не смог.

«Горе близится…»
Эту фразу он написал в своём дневнике в 1954 году, когда молодому актёру исполнилось только 27, предчувствуя нехорошее. Но всё ещё было просто прекрасно!
В Ленинград, в БДТ, его позвал сам великий Георгий Александрович Товстоногов, заметивший актёра на гастролях в Киеве. Мэтр сразу же дал Луспекаеву роль инженера Егора Петровича Черкуна в пьесе М.Горького «Варвары».
Его партнёром по сцене стала Татьяна Доронина. Нет-нет! До «Трёх тополей на Плющихе» в те годы было еще далеко, и её никто не знал. Она была такой же дебютанткой, талант которой смог разглядеть Г.А. Товстоногов.

После премьеры «Варваров» умудрённые опытом театральные критики обсуждали, как Доронина целуется с Луспекаевым и называли краеугольным камнем спектакля их лирическую сцену.

Подлинного мужского обаяния в этом человеке был вагон и маленькая тележка. Луспекаеву доставались главные и центральные роли в «Иркутской истории», «Гибели эскадры», «Поднятой целине» — «хитах» БДТ той эпохи.

Зритель шёл не на режиссуру, не на сценографию. Он шёл на Луспекаева, который со сцены заражал тысячную аудиторию Большого драматического невероятной энергией, природа которой была неясна.  

И никто не знал, каких титанических усилий стоит этому замечательному актёру каждый выход на сцену.
Товстоногов был очень доволен тем, что когда-то позвал Луспекаева в театр. Он платил ему за это приглашение «доброй монетой»: играл каждую роль, как последнюю, словно на сцене разыгрывался не спектакль, а история его персональной жизни, судьбы, смерти.
Требовательным актёр был не только к себе, но и к своим коллегам, одним из которых был Ефим Копелян. В одном из спектаклей, который назывался «Скованные одной цепью», Луспекаев и Копелян в самом начале выбегали на сцену, пытаясь скрыться от преследования жандармов.
— Фальшивим, — сказал однажды перед выходом Луспекаев. — Дыхалка ровная. Пульс 72.
— И как же не фальшивить? — дёрнул Ефима Захаровича чёрт иронично поинтересоваться у коллеги.
— Сейчас я тебе покажу, — как-то нехорошо усмехнулся Луспекаев.

Связав Копеляну руки и увлекая его за собой, Луспекаев заставил Ефима Захаровича перед самым выходом на сцену пробежать по лестнице с первого этажа на четвёртый и обратно не менее 10 раз.

— Мальчики, что вы здесь делаете?! — пришла в ужас заставшая их между вторым и третьим этажом ассистент режиссёра. — Минуту назад дали третий звонок!
— Репетируем! — с выпученными от боли в ногах глазами ответил Луспекаев. И тут же рявкнул умирающему от перенапряжения Копеляну. — А теперь на сцену!
Перед зрителем они предстали в самом естественном виде людей, которые только что пробежали 10 километров, пытаясь уйти от погони. Сердце выпрыгивало из горла у каждого. Луспекаев не щадил себя никогда! Ни до, ни после этого дня.
Немолодой Ефим Копелян обижался на эту выходку, сетуя на подскочившее давление и боль в сердце. А Луспекаев так и не сказал, чего стоила эта «репетиционная пробежка» по лестнице ему.
Мог сыграть «ура-патриота»!
Уже тогда, в 60-е годы, люди, которым посчастливилось присутствовать на репетициях «Горя от ума», приходили в неописуемый восторг, наблюдая как Павел Борисович работает над ролью Скалозуба — человека с одной извилиной в голове, живущего исключительно гордостью за Россию, её армию и флот.
Исполнительница роли Хлестовой бросала ему фразу:
— Не мастерица я полки-то различать!

Луспекаев в роли Скалозуба замирал на мгновение, словно ему нанесено непоправимое оскорбление, медленно поворачивался и с невыразимой обидой, задыхаясь от негодования, говорил про то, что форменные есть отлички — погончики, выпушки, петлички.

Глядя в эту пронзительно-нелепую физиономию влюблённого в «погончики» самодура, невозможно было не лечь со смеху.
Премьера прошла без него
Сегодня мы пересматриваем «Республику ШКИД», где Луспекаев параллельно с репетициями «Горя от ума» снимался в роли КостАлМеда, не зная, что образ этого персонажа был бы намного более многогранным, если бы уже в 1965 году прогрессирующая болезнь не помешала ему выйти на сцене БДТ в роли Скалозуба и сняться, возможно, в самых интересных фрагментах «Республики…».
Хотя. Вот вам! Разве не шедевр на все времена?
Он слёг в больницу, где лечение с мизерными перерывами затянулось на три года. В 1967 году, когда актёру исполнилось все 40 лет, ему была присвоена нерабочая группа инвалидности. В театр, который являлся для него смыслом жизни, он больше не вернулся никогда.

Врачи хотели сохранить его для профессии, отрезав лишь пальцы правой ноги. Но уже через месяц поняли, что самые страшные прогнозы начинают сбываться – взялись за левую. От молодого, полного сил и неукротимой энергии мужчины, удача начала отворачиваться.

Его начинали резать по частям. Пальцы. Полстопы. Сначала на одной ноге. Потом на другой.
Но это было далеко не самое страшное
«Кромсание» Луспекаева по частям было сопряжено с регулярным введением наркотических препаратов исключительно по медицинским показаниям. Если великие актёры уровня Владимира Высоцкого становились наркоманами «в связи с производственной необходимостью» — без дозы алкоголя или наркотика эти люди не могли писать, то Луспекаев начал страдать одной из самых тяжелейших форм наркомании поневоле.
Когда «укольчик начинал выветриваться», к физическим страданиям начинали подключаться невыразимые душевные муки
«В душу вползает холодный мерзкий гад — страх, будь он проклят!»   
Так писал Луспекаев в своём дневнике в 1968 году. И требовался новый укольчик. А потом он колол себе пантопон в дозах, от которых умер бы любой здоровый человек.

Каждые 3,5 минуты по кубу – 16 доз за час

Как организм справлялся с этим количеством яда?! Бог знает. Быть может, опять госпожа Удача. А точнее – её самый отвратный вариант.
Спустя три года его выписали домой. Случилось это на излёте зимы 1968 года. Никто из коллег, за исключением актёра БДТ Олега Басилашвили, жившего рядом, никогда не навещал его, поставив на нём крест. Не бывал у него и Товстоногов, провидчески сказав ещё три года назад свою резюмирующую актёрскую судьбу Луспекаева фразу:
— Мы потеряли большого актёра! – словно венок на могилу возложил.
Узнав у Басилашвили все подробности театральной жизни БДТ, Луспекаев вставал на обрубки своих ног и начинал бить адскую чечётку, приводившую Олега Валериановича в недоумение.
— Что ты делаешь? – в ужасе кричал он, видя, как бинты намокают от крови. – Ведь только зажило, Пашка!
— Мне нужно наработать мозоли! Понимаешь? Мозоли! Чтобы можно было надеть протезы и выйти на работу! — кричал Луспекаев в ответ.
И лупил, лупил, лупил культями в паркет. Басилашвили уходил, чтобы не видеть этих мук, тихо прикрыв дверь.
А что же наркотики?
«Я пойду на муки, но сделаю это!»
В отчаянии писал он в дневнике, описывая ужасы борьбы с наркотической зависимостью. Врачи предложили попробовать ему метод избавления от наркотической зависимости под названием «Лестница», когда каждая последующая доза меньше предыдущей. И… у него получилось!

Без инновационных средств лечения наркомании Павел Луспекаев смог побороть пристрастие к пантопону. И адские боли, душевные страдания, которые он вынес опять-таки были доверены только дневнику.

«Я верю в свою звезду!!!» — с тремя восклицательными знаками написал он в дневнике на 8-й день абстиненции, когда наркотик был побеждён. А когда был готов пресловутый верещагинский «башмак-протез», надев его и преодолев девять лестничных маршей, он на радостях доковылял до БДТ.

Там актёра ждала стена из смеси отчуждения и холодка. «Бояться, что пришёл Луспекаев и всех переиграет», — грустно констатировал Луспекаев. И был не так уж далёк от истины.

«Только что ушли от меня киношники…»
Напишет он в дневнике, когда Владимир Мотыль принесёт ему домой сценарий «Белого солнца пустыни». Сценарий всей его жизни и судьбы. Сценарий-реванш, который всем сыгранным пьесам и сценариям даст фору.
«Боюсь, что ноги мои не дадут сниматься…» — пробегает в следующих строках дневника тень отчаяния и не уверенности в себе. Но общая тональность кардинально изменена — восхищение, приподнятость духа! О нём вспомнили. Его талант знают, ценят, ему готовы доверить серьёзную работу. Пусть и не главную роль.
В ней он предстанет во всей своей удивительной мощи в образе таможенника Верещагина.
Поздней ночью в квартире режиссёра картины Владимира Мотыля зазвонил телефон:
— Это Луспекаев. Я согласен сниматься только на одном условии.
— На каком? — взглянув на часы, сонно полюбопытствовал Владимир Яковлевич.
— Если у меня не будет никаких дублёров.
Все эти трюки, отнявшие у актёра последние силы, он действительно выполнит без всяких помощников, каскадёров и дублёров, хотя каждый шаг будет стоит ему невыразимых, нечеловеческих мук.
Испытывая свои силы перед съёмками, он будет много ходить. Из одного угла в другой, отбросив костыли, освоив протезы на «маресьевском танцевальном» уровне.
Вся съёмочная группа в пустыне умирала от жары и духоты, а глядя на Луспекаева можно было подумать, что ему… легче всех. Он не только не жаловался на боль в ногах, но и стремился помочь на съёмках всем и каждому. Приободрить обречённую на «смерть» Гюльчатай и её «коллег по цеху», буквально влюбленных в Луспекаева.
После серии дублей, когда объявляли перерыв, он уходил в сторонку, брал ведро с ледяной водой и поливал кровавые обрубки ног, буквально воспламенявшиеся от боли, жары, попадавшего песка.
Надев протезы, он вновь пытался бежать впереди «съёмочного паровоза», всеми силами стремясь продемонстрировать, что он далеко не инвалид, как записано в трудовой книжке.
Эта картина, этот сценарий были дороги ему тем, что он сыграл в ней… вовсе не лихого таможенника Верещагина, не желающего доживать век с женой на пенсии. Он сыграл себя.
Премьера фильма состоялась 30 марта 1969 года. И впереди у этого очень неудобного для многих режиссёров актёра была целая творческая жизнь. Именно после этой роли постановщики больше не имели права бояться неудобного актёра, который мог спокойно попросить посидеть их за пультом в то время, как он делал «сцену под ключ», не нуждаясь ни в подсказках, ни в рекомендациях представителей режиссёрской профессии.
Профессии, в общем-то, совершенно лишней для актёров такого уровня, как Павел Луспекаев.
Вскоре он получил предложение сыграть роль губернатора Вилли Старка в фильме «Вся королевская рать» по роману Роберта Пенна Уоррена. И эта роль, сыгранная впоследствии Георгием Жжёновым, могла бы прославить Луспекаева не меньше, чем образ Верещагина, случись она в его карьере.
Но сердце не выдержало. Павел Борисович скончался во время съёмок этой картины, когда было отснято более 30% материала.
Разрыв аорты в гостиничном номере. И точка. 
Такая история.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ