Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

«Глубже!». Содержание вопреки форме

Фото:
Фото: Stoneforest.ru
О том, как свежий российский фильм стал одним из ростков нового направления мировой культуры
Кирилл Савушкин
12 августа, 2021 13:14
10 мин

Уже на протяжении довольно длительного времени, взращенный фильмами, сериалами и другими продуктами современной культуры, потребитель научился инстинктивно отделять зерна от плевел. Мы ярко и точно ощущаем, когда фильм действительно хочет нам что-то сказать, а когда старательно имитирует искусство для отъема денег из кошельков доверчивых обывателей.

Теперь, когда обмануть зрителя стало гораздо сложнее, поставщики контента заключили с потребителями своеобразный договор, надежно скрепленный взаимной иронией: мы иронично обыгрываем тот или иной жанр, вы его иронично смотрите. Никто ничего не воспринимает всерьез.

Когда «кинотворцы» поставляют нам очередную порцию «Форсажей», мы четко знаем, что это кино способно нам дать на самом деле (взрывы и погони), а что является лишь красивым предлогом для этого безумия (болтовня Вина Дизеля о семейных ценностях). Все в этом взаимном договоре прекрасно, кроме одного «но». Контент в таком случае становится сугубо развлекательным и никакого движения души уже больше не способен вызвать. А без отклика в человеческих душах, искусство невозможно. И дело касается не только фильмов, но и любой другой сферы, будь то музыка, литература или стендап.

Таким образом, когда ироническая деконструкция себя исчерпала, культура начала отчаянно нуждаться в выходе из тупика.

В восприятии современного человека, цинизм и пошлость неизменно присутствуют в природе вещей, и если вас пытаются расположить к себе красивыми словами, значит эти самые цинизм и пошлость искусно запрятаны где-то внутри. К яду лицемерия новое поколение чутко, как никогда прежде. Но не стоит отчаиваться, ведь это работает и в другую сторону: из самых низких и гнилостных глубин порой может прорасти цветок красоты. Кто бы мог подумать, что в порыве к новой искренности, цинизм и пошлость станут отправной точкой? Но правда современной культуры, да и жизни в целом, действительно оказалась такова. Произведения этой, еще только нарождающейся волны, пока не имеют теоретического осмысления, но их роднит общая черта: они свыкаются с произошедшим грехопадением и признают его неизменное присутствие в нашей жизни. Признают спокойно, без ужаса.

Также спокойно и без ужаса над ним иронизируют. Ни демонизация, ни романтизация грехов человека уже не помогают. Лишь приняв уже случившийся надлом, можно наконец от него отвернуться и начать искать что-то чистое и глубокое.

Этот поиск вопреки экзистенциальной пустоте, на Западе быстро окрестили термином «метамодернизм». Разумеется, это явление широкое и охватывает множество сторон культуры и жизни вообще. В кино и сериалах одним из самых известных творцов, пусть и неофициально, но очень смело делающих шаги в подобном направлении стал Дэн Хармон - создатель культовых сериалов «Сообщество» и «Рик и Морти». Кто из молодых любителей последнего не наблюдал шедевральное жонглирование жизнью и смертью сумасшедшим ученым и его внуком. Искренняя любовь здесь никогда не выражается проникновенной речью, ответом на которую всегда будет лишь насмешка. Нет, настоящую любовь вы здесь можете прочитать между строк, если конечно захотите. А если нет - мультсериал по крайней мере останется для вас забавным развлечением.

В нынешней России, до недавнего времени, примеры подобного искусства найти было весьма затруднительно. В независимом кино преобладала тяжелая экзистенциальная драма без намека на просвет и иронию. Про развлекательный жанр, в свою очередь, хотелось либо говорить плохо, либо не говорить вообще. Ситуация начала изменяться незаметно, и трудно точно сказать какой фильм стал в этом отношении первым. Раньше всех внимание вашего покорного слуги, в контексте нашей темы, привлек фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» режиссера Александра Ханта. Тем не менее, такое кино оставалось редкостью и все никак не могло выйти на по-настоящему серьезный уровень. Именно поэтому, в отношении масштабов повествования и качества, вышедший в 2020 году фильм «Глубже!» стал абсолютно прорывным.

Сюжет, показываемый нам в трейлере, на первый взгляд, напоминает завязку попкорновой молодежной комедии. Режиссер крупнейшего театра Роман Петрович, после своего внезапного увольнения, испытывает серьезные финансовые трудности и, за неимением других вариантов идет ставить фильмы для взрослых. Трейлер продает нам легкую комедию, на которую хочется взглянуть лишь из-за перспективы увидеть голую Любовь Аксенову в кадре. Такова уж незавидная доля настоящего искусства сегодня - маскироваться под развлекательный продукт, чтобы привлечь внимание пресыщенной аудитории. В Голливуде, таким образом, под видом авантюрного фильма на вечер продали образовательный фильм Адама Маккея «Игра на понижение», а под видом легкого детективчика - широкую картину американской мифологии «Под Сильвер-лейк». Таких примеров не счесть. Но что же делает «Глубже!» фильмом, перекрывающим всякие ожидания от него?

Первое, что бросается в глаза - ощущение абсолютной нереальности происходящего. Отчасти это напоминает мечтательный бред главного героя (большого художника), ведущего после увольнения полуголодное существование. Однако в, зачастую вычурных или излишне сентиментальных репликах, можно разглядеть театральные корни. Именно подобные, чересчур картинные фразы и действия заставляют нас поморщится, когда мы смотрим любительский спектакль. Разница в том, что здесь освещается высшее театральное общество, представленное руководством «Главного театра страны», из чего мы можем сделать вывод, что весь фильм - своеобразный вызов театральной традиции, потерявшей связь с большим и живым искусством.

Уволенный за излишний перфекционизм режиссер долгое время ищет пути выхода и, наконец, встреча со старым знакомым, просящим подменить его на одной шабашке, приводит любителя Чехова в сферу порноиндустрии. Именно на съемочной площадке фильма «18+» Роман Петрович усаживает актеров Тимура и Леру за стол и проводит с ними первую в их жизни читку. Диалог в порнофильме состоит из пяти строк, однако большой художник разглядывает в них глубочайший смысл, донося его до актеров и полученным результатом приводя в восторг неизвестного босса их маленькой студии. С этого и начинается путь Романа Петровича к вершинам славы, как создателя «глубокого порно».

В фильме крайне тонко и интересно затрагивается огромное количество тем, включая политику и доверие народа к власти, однако предлагаю остановиться на двух магистральных - искусстве и любви.

Вернувшись в «Главный театр страны» уже в качестве суперзвезды, Роман Петрович беспощадно обличает работающих в нем актеров. «Вы бы сами пошли в театр на такую чушь, которую вы сейчас изображали?» - Роман Петрович строг и непреклонен. Современный театр в его видении - те самые пошлость и цинизм, о которых мы говорили в начале, укрытые красивыми подмостками и высокопарными репликами. Именно отсутствие связи с правдой жизни делает такое искусство неинтересным. «А без интересно глубоко не бывает» - вторит нам главный герой фильма. Таким образом, сама сфера фильмов для взрослых в данном контексте предстает нам как сложная метафора. Действующие лица обнажаются на камеру как телесно, так и духовно. Ни того, ни другого в «Главном театре страны» позволить себе не могут.

Вот ведь какая штука: старики могут сколько угодно плеваться от того, насколько пошлой стала наша жизнь. Кругом разврат, наркотики и неизвестно что еще. Однако искусство не может притворяться, что всего этого нет и пытаться морализировать или развлекать на пустом месте. Вместо этого, можно взять пошлую форму и наполнить глубочайшим смыслом. Что и сделал Роман Петрович. Давайте прямо: в порноиндустрию люди, как правило, идут не от хорошей жизни. Придя к этим актерам со своим одухотворенным багажом, наш режиссер не только создал продукт, ставший интересным всему миру, вплоть до президентов, но и смог придать глубины всем участникам процесса. Актеры начали изучать литературу, а оператор заинтересовался поиском интересных визуальных решений, которые бы соответствовали глубине повествования. Ситуация во многом напоминает фарс, тем более, что нам не дают почувствовать всю силу «глубокого порно». Однако именно целительная сила искусства возвела этих актеров на такую нравственную высоту, что именно благодаря им развязка фильма стала одним из самых интересных моментов. Диалог актеров из фильмов для взрослых Леры и Тимура о любви произнесенный со сцены «Главного театра страны» в присутствии мировых лидеров - ключевая сцена фильма.

Здесь мы плавно и подошли ко второй магистральной теме. Сквозь фильм мы можем наблюдать отношения Романа Петровича с двумя женщинами: актрисой из театра Ириной и актрисой из фильма для взрослых Лерой. Казалось бы, какова должна быть нравственная пропасть между женщиной играющей в произведениях классиков и девушкой, зарабатывающей своим телом. Пропасть и вправду есть, однако пропитанная глянцем Ирина наполнена пустыми стереотипами и порочна в душе, в то время как Лера оказывается, в сущности, потерянной девочкой, по уши влюбившейся в гениального творца Романа Петровича. Высокие чувства медленно зарождались вопреки наполненной развратом реальности. Оказалось, что реальность не помеха и к высокому можно все-таки прорваться через пошлость и низость. Так, ее любовь и воплотилась, в конечном итоге, в финальном монологе соединившем два любящих сердца.

Фильм «Глубже!» может вызывать спорные эмоции и провокационная форма точно отпугнет многих. Тем не менее, можно смело сказать, что подобных фильмов на постсоветском пространстве еще не было, и направление, в котором новая русская культура, пока неуверенно, но все же начинает двигаться, в этом фильме можно проследить. Так что, если вы умеете слушать, видеть и понимать, то этот фильм определенно может принести вам удовольствие.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ