Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Гамлет с Малой Грузинской

Фото:
Фото: Avto.goodfon.ru
Шекспир бы затаил дыхание от восторга. Самый известный спектакль Владимира Высоцкого
Валерий Бурт
29 ноября, 2021 13:52
1 мин

50 лет назад, 29 ноября 1971 года, он впервые исполнил роль Гамлета в одноименном спектакле Театра на Таганке и играл ее до самого смертного часа.

В последний раз Высоцкий перевоплотился в принца датского 18 июля 1980 года, за неделю до трагической гибели в своей квартире на Малой Грузинской.

Когда художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов надумал ставить спектакль «Гамлет», он уже твердо решил, что отдаст главную роль Высоцкому. Тот уже основательно прославился спектаклями, фильмами, песнями. В разговоре с чиновниками в Главном управлении культуры Моссовета Любимов объяснял, что хочет снять с постановки Шекспира налет «театральщины», сорвать с главного героя «мантию величия»: «Поэтому я назначил на роль Гамлета Высоцкого. Этот актер – очень земной, человечный. Он весь плоть от плоти, с улицы».

Характеристика – не то чтобы очень убедительная, более того – расплывчатая, но ей поверили. Любимов вспоминал: «И они подмахнули, но потом стали говорить: «Какой Высоцкий Гамлет?» Я говорю: «Ну вам виднее, вы же все время с принцами и с королями, а я не знаю». – «А он хрипатый». Но все-таки Высоцкого я отбил, сказал: с другим не буду».

Роль датского короля, злодея Клавдия, по очереди играли Вениамин Смехов и Александр Пороховщиков. В роли королевы Гертруды предстала Алла Демидова, в Офелию «превратилась» Наталья Сайко. В остальных ролях были заняты Иван Бортник, Леонид Филатов, Иван Дыховичный.

Актерский состав напоминал блистающее драгоценностями ожерелье – исполнители были молоды и талантливы.

Не стоит углубляться в тонкости театрального искусства, премудрости режиссуры. Достаточно отметить, что в спектакле было немало творческих находок. Любимов привычно диктаторствовал – выжимал весь сок из актеров, лицедеи стонали, ненавидели его, но стискивали зубы, терпели. Им нужна была слава, как вода, воздух, и они понимали, что спектакль превратится в их звездный час. Так и произошло – они стали любимцами публики, выйдя из шекспировских одежд.

…Первая репетиция «Гамлета» прошла 11 января 1971 года. Но потом возникла пауза, связанная с болезнью исполнителя главной роли: Высоцкий оказался в стационаре с известным недугом. Это при том, что он мечтал об этом образе, буквально выпрашивал его у Любимова! Разъяренный режиссер, которому надоели постоянные загулы актера, уже готов был отдать роль Гамлета другому. Вернее, другим – претендентов на роль было трое: Валерий Золотухин, Леонид Филатов и Дальвин Щербаков.

Призрак конкуренции, возможно, ускорил исцеление Высоцкого. Вернувшись в театр, он извинился, но заявил, что если у него появятся дублеры, от участия в спектакле он откажется.

Кстати, спустя несколько лет, когда Высоцкий опять загулял, Любимов стал наигрывать на роль Гамлета Золотухина. Но вскоре все вернулось на круги своя, ибо всем было понятно, что Высоцкого никто не может заменить.

В 1971 году, после январского срыва, он уже не позволял себе «расслаблений». Алла Демидова вспоминала:

«Высоцкий был очень увлечен работой. Сносил любые насмешки Любимова. Я поражалась терпению Высоцкого и, зная его взрывной характер, часто боялась Володиной реакции. Особенно когда на репетициях сидела Марина Влади. Сидела она почти наверху, в темноте балкона, чтобы никто ее не видел, но все знали, что Марина в зале, и иногда мне казалось, что Любимов нарочно дразнит и унижает Володю при его жене, чтобы разбудить в нем темперамент, злость и эмоциональность. Володя терпел и репетировал»

Да, он вынужден был терпеть. Потому что Любимов терпел его! В одном из интервью режиссера спросили: «А как вам удавалось сохранять баланс?» Любимов ответил, возможно, усмехнувшись:

«Что значит «сохранять баланс»? Когда публика пришла на спектакль, а он не пришел – очень трудно сохранять баланс. Или когда он где-то исчезнет, а он уже уехал куда-то там… на подводной лодке или в горы ушел… Ну просто я ему многое прощал, что ли, – называйте это как угодно»

…Искусство, если судить по известной поговорке, требует жертв. Так и могло произойти... Художник Давид Боровский выдумал новаторские, но уж слишком замысловатые и тяжелые конструкции: специальный кран выходил на авансцену, и занавес мог разворачиваться как угодно. Увесистое полотно двигалось хаотично: быстро, медленно, вдоль и поперек сцены, вставая на пути актеров, а порой и сбивая их с ног.

Занавес символизировал рок и едва не стал роковым во время одной из репетиций. Однако, к счастью, конструкция рухнула не на исполнителей, а на гроб Офелии. Директор театра Николай Дупак стал разбираться, кто виноват, и выяснил, что все это металлическое чудо должно было закрепляться двумя болтами, но механики торопились, боясь грозного и вечно спешащего Любимова, и обошлись одним.

Слава богу, все остались целы и невредимы, а то бы Театр на Таганке за секунды потерял всех звезд.

Потери, однако, произошли – материальные: упавшая конструкция разрушила часть декораций, и премьера «Гамлета», намеченная на июнь 1971 года, «ушла» на ноябрь. Никто не сомневался, что это будет триумф, если, конечно, Высоцкий не сорвется…

К счастью, он не подвел. На премьере все было как у Пушкина: «Театр уж полон: ложи блещут. Партер и кресла, все кипит…» И как у Шекспира: Я - Гамлет. Холодеет кровь, / Когда плетет коварство

сети, / И в сердце - первая любовь / Жива - к единственной на свете…»

Актеры и режиссер опасались каких-то непредвиденных сложностей, накладок – в театре всякое случается, - но были настроены решительно. Невысокий мускулистый человек в черном свитере сидел в глубине сцены, перебирая струны гитары. Вот он встал и стал бросать в притихший зал слова шекспировского монолога:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске.

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси…

Критики спектакль хвалили, но – сдержанно, да и не принято было тогда рассыпать комплименты в рецензиях. Похвалы прятали в оттенках слов, намеках. Много писали о центральном персонаже, но реплики вольно или невольно «упирались» в личность актера. Например: «Мы увидели в «Гамлете» другого Высоцкого, горького, сдержанного, усталого, с самого начала лишенного романтических иллюзий и предчувствующего свой конец...» Или: «Он повзрослел и многое понял за свою короткую жизнь…» Вот еще одна хорошая, точная фраза: «Порой начинает казаться, что не актер играет Гамлета, а датский принц перевоплощается в Высоцкого — актера, поэта, менестреля».

Итальянская газета Corriere della Sera писала: «Живое любопытство пробудило московскую публику, часть которой с полным одобрением, другая же часть со столь же полным неприятием восприняла спектакль «Гамлет», который был недавно поставлен в Театре на Таганке. Перевод Бориса Пастернака, режиссура Юрия Любимова (последователя Брехта), главная роль доверена Владимиру Высоцкому, который, как рассказывают, провел несколько лет в сибирских трудовых лагерях. Он известен как автор песен уголовного характера, довольно популярных среди молодых людей…»

Выдумка, но занятная. Впрочем, многие – и в нашей стране, и за рубежом – считали, что Высоцкий несколько лет провел за решеткой…

Исполнитель роли «Гамлета» в одноименном фильме Григория Козинцева – Иннокентий Смоктуновский выразил свои впечатления одной фразой: «Это можно принимать, можно не принимать, но с этого дня играть Гамлета так, как играли раньше, уже нельзя!»

Всего Высоцкий исполнил эту роль – на сцене Театра на Таганке и на гастролях в других городах Советского Союза и за рубежом – более двухсот раз. Всегда – под горячие аплодисменты. А однажды…

Это было во Франции – последний спектакль турне предстоял в Марселе. Накануне Высоцкий исчез из гостиницы. На его поиски бросились Любимов, Боровский и Влади. Далее – рассказ артиста Театра на Таганке Виталия Шаповалова: «Нашли его в каком-то кафе. Откачали… Начался спектакль. Врач был, естественно, за кулисами. А Стаса Бриткова, нашего машиниста сцены, одели в костюм в стиле спектакля – на тот случай, если у Володи будет приступ, и он упадет в обморок – чтобы Стас его унес его со сцены… Была даже заготовлена фраза для этого случая, для публики: «У принца легкий обморок…» Но все обошлось, Володя прекрасно сыграл. Все после спектакля решили, что это был лучший Гамлет, когда-либо сыгранный Володей. Но смотреть на него во время спектакля было страшно…»

Спектакль 18 июля 1980 года – в Москве стоит сильная жара. Высоцкий играет с большим трудом. Бледнеет, краснеет, бегает за кулисы, где его ждет врач со шприцем в руке. Актер то стонет, то кричит: «Не могу, мне плохо!» Думали, что он вообще рухнет замертво. Одна из зрительниц рассказывала: «На сцене стоял совершенно невменяемый человек. Я же подошла, подала цветы. Володя взял... Я стою с идиотской улыбкой, жду, что он как-то отреагирует… Совершенно никакой реакции».

Это был последний в жизни спектакль Высоцкого. И последняя постановка «Гамлета» в Театре на Таганке…

Следующий спектакль должен был состояться 27 июля 1980 года. Но исполнитель главной роли лежал в гробу, и «Гамлет» был отменен. Однако никто из зрителей не сдал билеты в кассу.

…Высоцкого хоронили в сценическом костюме принца датского, в зале театра звучали отрывки из его монолога и вместо привычных аплодисментов звучали рыдания. Вскоре было объявлено, что спектакль снят с репертуара. Но он никогда не уйдет из памяти тех, кто его видел и отчаянно отбивал ладоши после того, как падал занавес.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ