Елена Цыплакова: «Исцеление посылает Бог!»
Елена Цыплакова: «Исцеление посылает Бог!»

Любимая миллионами телезрителей «служанка Кэтти» отмечает 60-летний юбилей

Жизнь Елены Цыплаковой разделена на две части — до заболевания, едва не унёсшего красавицу-актрису в могилу, но преобразившего её внешность и внутренний мир, и после него. А начиналось всё, как в кино.

Очаровательная малышка Леночка появилась в семье художников-графиков 13 ноября 1958 года в Ленинграде . Её отец Октябрь Иванович был обязан своему редкому имени эпохе. Он появился на свет в 1925 году, когда людям давали имена, имевшие отзвук грянувшей коммунистической эпохи.

Сегодня, посмеиваясь на своим отчеством, Елена Октябревна говорит: «Счастье, что папу не назвали Трактором, а ведь могли! Была бы я сегодня Елена Тракторовна».

Судьба Октября Ивановича была тяжёлой, а скорее страшной. Попав в 1943 году на фронт в 18-летнем возрасте, он встретил Победу инвалидом. 20-летний мальчишка с простреленными ногами и безнадёжно больными лёгкими. А в 30 лет, за 3 года до рождения Леночки, у её папы диагностировали открытую форму туберкулёза.

Детство Лены и её старшего брата Андрея прошло под звуки тяжелейшего, изнуряющего кашля отца, буквально выхаркивающего со сгустками крови частицы простреленных лёгких.

Но когда приступы утихали семья Цыплаковых, где отец и мать были творческими людьми (художниками-графиками) жила весело. Их квартира, по сути, была мастерской, где авральные заказы, сваливавшиеся порой, как снег на голову, выполняли то отец, то мать, помогавшие друг другу и подсказывавшие интересные творческие решения.

В доме часто дневали и ночевали друзья-художники. Подросший старший брат пел под гитару, а папа, который, несмотря на болезнь, был прожжённым насквозь жизнелюбом, аккомпанировал ему на баяне и мандолине. Не унывать ни при каких обстоятельствах, сохранять бодрость духа в любой ситуации – вот базовые тезисы, которые дала Елене Октябревне её семья, глава которой даже спустя годы, когда счёт его жизни шёл на недели, а вес опустился до 33 килограммов, лежа в постели танцевал «Цыганочку» и шептал дочери: «Не плачь… Не раскисай».

В 60-е и начале 70-х Зоя Васильевна, мать Лены, делала всё возможное и невозможное не только для того, чтобы облегчить страдания отца, но и чтобы оберечь дочурку от туберкулёза. Лену, вздрагивавшую ночами от стонов и кашля отца, отдавали в спортивные секции (в фигурном катании, плавании, пятиборье она показывала отличные результаты), отправляли в детский интернат-профилакторий.

Там непоседливую девчонку ожидали другие испытания. Недовольная шалостями детей воспитатель могла на несколько часов выгнать босых детей на обледеневший пол в подвал, где ноги сковывал холод. Прижимаясь друг к другу, они забирались на подоконник и ждали, когда закончится пытка.

В один из периодов пребывания Леночки дома, она увидела, что отец как-то необычно, с хитрым прищуром, смотрит на неё. «Загляни-ка на кухню», - коротко бросил он. А там Лену уже поджидали друзья семьи — художник Николай Юдин и его супруга Динара.

Кинокарьера ряда советских звёзд началась с банального вопроса: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». Но дорога в кино Елены Цыплаковой начиналась с этого семейного вечера, когда Динара призналась, что в качестве режиссёра работает над своим первым фильмом. Назывался он «Не болит голова у дятла».

В этой картине, вышедшей в свет в 1974 году, Лена сыграла главную роль Иры Фёдоровой, первой красавицы класса, в которую влюблён по уши Сева Мухин по кличке Муха. Непростые отношения советских школьников смотрелись настолько трогательно, чисто, но одновременно искренне и правдиво, что предложения от режиссёров стали поступать одно за другим.

Ещё не успев окончить школу, Лена снялась в картинах «Иван и Коломбина», «Шаг навстречу» и, конечно же, в знаменитом советском фильме о взаимоотношениях школьников-подростков и школьной учительницы Марины, роль которой сыграла Елена Проклова. Называлась картина «Ключ без права передачи». В этой картине Динары Асановой Цыплаковой досталась одна из ключевых ролей — девочки с непростым характером Тани Косицкой, ученицы 10 «Б».

Вознаграждения, которые получали советские актёры, не идут в сравнение с гонорарами и райдерами современных кинозвёзд. Однако съемки в этих советских картинах позволили Лене уже в 17 лет обеспечивать себя самой.

Удивительно ли, что по окончании школы вопрос о выборе высшего учебного заведения перед этой девочкой, которую на улицах узнавали в лицо, не стоял? Она покинула отчий дом и перебралась в Москву, где перед ней оказались открыты двери одного из самых престижных театральных вузов — ГИТИСа (ныне — РАТИ).

Первое время мама и папа помогали Лене снимать квартиру, а затем… эти расходы она смогла взять на себя сама. Вот только сниматься в престижном учебном заведении было категорически запрещено, что порождало конфликты с преподавателями, не желавшими отпускать юную звезду на съёмочную площадку.

Лене приходилось врать. Отправляясь на съёмки, она придумывала различные байки и небылицы о тяжелой семейной ситуации, настигшем заболевании и других «уважительных» причинах. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным, и когда перед ней был поставлен вопрос ребром «Или вуз, или съёмки», она прислушалась к себе.

Голос девочки из небогатой семьи, в которой вечно недомогал фронтовик-отец, говорил ей о том, что она должна не только обеспечивать себя, но и обязана помогать своим близким.

— Выгонят из ГИТИСа, придёшь к нам во ВГИК, — в один голос говорили ей знаменитый Лев Кулиджанов («Когда деревья были большими») и Татьяна Лиознова («Семнадцать мгновений весны»).

19-летняя, ослепительно красивая, она оправилась на съёмки в легендарном «Школьном вальсе». Зрителям нравилась, безумно нравилась эта девочка-подросток, которая смотрела на жизнь абсолютно взрослыми глазами и демонстрировала из роли в роль бескомпромиссный характер.

Очередные съёмки стоили дорого. Лена вылетела со второго курса ГИТИСа. После этого неприятного инцидента её с распростёртыми объятиями взяли сразу на третий курс ВГИКа, правда ради поступления в «кинематографическую альмаматер» юной актрисе пришлось «досдать» сразу 14 экзаменов. Мыслимо ли? Чередуя съемки с занятиями, засыпая над учебниками, она совершила невозможное.  

Но и пребывание во ВГИКе не было безоблачным. Учёбу в кинематографическом вузе молодая Елена Октябревна чередовала с вечерними спектаклями в Малом театре, что также вызывало априорное недовольство педагогов.

Малый театр сыграл в её карьере особую роль. Здесь произошла встреча с первым супругом, но первый брак, который был по ходатайству художественного театра зарегистрирован в ускоренном порядке, не продлился и года.

Однако студентка Цыплакова не только окончила актёрское отделение в 21 год, но и поступила на режиссёрский факультет. Словно предвидя, что однажды в её жизни произойдут те перемены, которые… нет, не поставят крест на актёрской карьере, но навсегда поставят крест на её амплуа лирической героини.

«Тысяча чертей…»

Не то чтобы съемки в «Д’Артаньяне и трёх мушкетерах» оказались роковыми, но, увидев её в роли простушки Кэтти, мечтавшей встретить дворянина, режиссёры убедились в том, что от принципиальной старшеклассницы-комсомолки со стальным взглядом, претендовавшей, как минимум, на роль резонёра идей подрастающего поколения, не осталось и следа.

Елена претендовала на главную роль в фильме «Чародеи» и выглядела на пробах очаровательно, но, как заявляли в последствии создатели этой новогодней и всеми любимой картины, ей «чуточку не хватило демонизма». И роль ушла к отметившей в прошлом году шестидесятилетний юбилей актрисе Александре Яковлевой, которая просуществует в кинематографе до 1993 года, уйдя в систему РЖД.

Её «крестная» в кино предложит ей роль в картине «Никудышняя», но самой известной ролью Елены Цыплаковой в первой половине 1980-х станет картина «Мы из джаза».

Лучезарная улыбка Кати Бобровой, вымышленной эстрадной певицы 20-х, носящей псевдоним Изабеллы Фокс, станет последней значимой работой той Лены Цыплаковой, которую знали советские зрители, потому что начиная со второй половины 80-х, мы будем видеть её в несколько ином обличье.

Перенесённая малярия, подхваченная актрисой во время её пребывания в Африке и вовремя не диагностированная отечественными эскулапами, едва не сведёт её в могилу, вслед за скоропостижно скончавшейся в 1985 году «крёстной».

В результате она наберёт вес до 122 килограммов. Подключится депрессия. Появится одышка, с которой нечего будет делать в кадре. Замаячит на горизонте извечная русская беда, которая так часто губит людей актёрской профессии. В микроскопическом, пусть и смешном эпизоде в комедии «Где находится нофелет?» мы увидим её совершенно другой.

Дородной «дамой в теле» она предстанет и в «Гардемаринах…», воплотив образ императрицы Елизаветы.  

Обретённый не по её вине облик, стал камнем преткновения на пути к творческой самореализации. Спасением стала режиссура. Во второй половине 80-х, в отличие от дня сегодняшнего, приторные комедии и слащавые мелодрамы были не в моде.

Режиссёрские дебюты Цыплаковой были «зубастые», социально значимые. Мощные. «Гражданин убегающий» — об отчаянной попытке бегства человека от общества и своих обязательств перед ним в сибирскую глушь.

И, конечно, для зрителей второй половины 80-х стала настоящим шоком картина режиссёра Елены Цыплаковой «Камышовый рай». Бесконечно жёсткий, если не сказать жестокий, фильм о подпольном лагере для бомжей, где нет ни намёка на человечность.

А в третьей режиссёрской работе Елене Цыплаковой пригодились непреходящие воспоминания о вынужденном пребывании в школе-интернате. Психологическая драма «На тебя уповаю» рассказала о непростой судьбе героини, которая однажды, в силу настигших её обстоятельств, отказалась от своего ребёнка и дабы компенсировать боль поздно осознанной, но невосполнимой утраты, пришла на работу в детский дом.

То были годы, когда за изображение суровой, но правдивой советской реальности, не обвиняли в «русофобии» и «непатриотизме». А вот упрёки в демонстрации излишней жестокости в этом фильме актриса всё же получила.

Сменились времена. И Цыплакова оказалась за режиссёрским пультом цыганского сериала «Кармелита», ставшего в 00-е настоящей отдушиной для домохозяек постсоветского пространства. А потом были «Первая любовь», «Пока станица спит», «Свидетельство о рождении» и другие актёрские и режиссёрские работы, напоминающие о замечательной народной артистке России и режиссёре Елене Цыплаковой.

О личном

Она была замужем трижды. Брак со вторым мужем, стоматологом по профессии, принёс годы забвения, проведённые на даче в роли домохозяйки. Свою нынешнюю судьбу, Павла, Елена Октябревна Цыплакова встретила случайно. Приобретённая на гонорар от очередной картины «шестёрка» заглохла, и она, опаздывая на съёмки, взмахнула рукой и… пересела в остановившую возле неё «четвёрку». Как оказалось, навсегда. 

Проблемы со здоровьем удалось решить, как уверяет сама актриса, благодаря вере в Бога и встрече с православным целителем, который помог ей за несколько месяцев нормализовать вес. Постепенно канули в Лету и другие трудности, а это даёт нам право верить в то, что мы увидим новые режиссёрские и актёрские работы по-настоящему талантливого человека — Елены Октябревны Цыплаковой, которую сегодня от всей души поздравляет с юбилеем интернет-издание «Русская Планета».

Счастья, здоровья, новых творческих достижений!

Отец русского нигилизма с нами Далее в рубрике Отец русского нигилизма с намиИсполнилось 200 лет со дня рождения всемирно известного писателя, западника, либерала и патриота Ивана Сергеевича Тургенева

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»