Новости – Культура
Культура
Елена Цыплакова: «Исцеление посылает Бог!»
Любимая миллионами телезрителей «служанка Кэтти» отмечает 60-летний юбилей
13 ноября, 2018 13:25
12 мин
Жизнь Елены Цыплаковой разделена на две части — до заболевания, едва не унёсшего красавицу-актрису в могилу, но преобразившего её внешность и внутренний мир, и после него. А начиналось всё, как в кино.
Очаровательная малышка Леночка появилась в семье художников-графиков 13 ноября 1958 года в Ленинграде . Её отец Октябрь Иванович был обязан своему редкому имени эпохе. Он появился на свет в 1925 году, когда людям давали имена, имевшие отзвук грянувшей коммунистической эпохи.
Сегодня, посмеиваясь на своим отчеством, Елена Октябревна говорит: «Счастье, что папу не назвали Трактором, а ведь могли! Была бы я сегодня Елена Тракторовна».
Судьба Октября Ивановича была тяжёлой, а скорее страшной. Попав в 1943 году на фронт в 18-летнем возрасте, он встретил Победу инвалидом. 20-летний мальчишка с простреленными ногами и безнадёжно больными лёгкими. А в 30 лет, за 3 года до рождения Леночки, у её папы диагностировали открытую форму туберкулёза.
Детство Лены и её старшего брата Андрея прошло под звуки тяжелейшего, изнуряющего кашля отца, буквально выхаркивающего со сгустками крови частицы простреленных лёгких.
Но когда приступы утихали семья Цыплаковых, где отец и мать были творческими людьми (художниками-графиками) жила весело. Их квартира, по сути, была мастерской, где авральные заказы, сваливавшиеся порой, как снег на голову, выполняли то отец, то мать, помогавшие друг другу и подсказывавшие интересные творческие решения.
В доме часто дневали и ночевали друзья-художники. Подросший старший брат пел под гитару, а папа, который, несмотря на болезнь, был прожжённым насквозь жизнелюбом, аккомпанировал ему на баяне и мандолине. Не унывать ни при каких обстоятельствах, сохранять бодрость духа в любой ситуации – вот базовые тезисы, которые дала Елене Октябревне её семья, глава которой даже спустя годы, когда счёт его жизни шёл на недели, а вес опустился до 33 килограммов, лежа в постели танцевал «Цыганочку» и шептал дочери: «Не плачь… Не раскисай».
В 60-е и начале 70-х Зоя Васильевна, мать Лены, делала всё возможное и невозможное не только для того, чтобы облегчить страдания отца, но и чтобы оберечь дочурку от туберкулёза. Лену, вздрагивавшую ночами от стонов и кашля отца, отдавали в спортивные секции (в фигурном катании, плавании, пятиборье она показывала отличные результаты), отправляли в детский интернат-профилакторий.
Там непоседливую девчонку ожидали другие испытания. Недовольная шалостями детей воспитатель могла на несколько часов выгнать босых детей на обледеневший пол в подвал, где ноги сковывал холод. Прижимаясь друг к другу, они забирались на подоконник и ждали, когда закончится пытка.
В один из периодов пребывания Леночки дома, она увидела, что отец как-то необычно, с хитрым прищуром, смотрит на неё. «Загляни-ка на кухню», - коротко бросил он. А там Лену уже поджидали друзья семьи — художник Николай Юдин и его супруга Динара.
Кинокарьера ряда советских звёзд началась с банального вопроса: «Девочка, хочешь сниматься в кино?». Но дорога в кино Елены Цыплаковой начиналась с этого семейного вечера, когда Динара призналась, что в качестве режиссёра работает над своим первым фильмом. Назывался он «Не болит голова у дятла».
В этой картине, вышедшей в свет в 1974 году, Лена сыграла главную роль Иры Фёдоровой, первой красавицы класса, в которую влюблён по уши Сева Мухин по кличке Муха. Непростые отношения советских школьников смотрелись настолько трогательно, чисто, но одновременно искренне и правдиво, что предложения от режиссёров стали поступать одно за другим.
Ещё не успев окончить школу, Лена снялась в картинах «Иван и Коломбина», «Шаг навстречу» и, конечно же, в знаменитом советском фильме о взаимоотношениях школьников-подростков и школьной учительницы Марины, роль которой сыграла Елена Проклова. Называлась картина «Ключ без права передачи». В этой картине Динары Асановой Цыплаковой досталась одна из ключевых ролей — девочки с непростым характером Тани Косицкой, ученицы 10 «Б».
Вознаграждения, которые получали советские актёры, не идут в сравнение с гонорарами и райдерами современных кинозвёзд. Однако съемки в этих советских картинах позволили Лене уже в 17 лет обеспечивать себя самой.
Удивительно ли, что по окончании школы вопрос о выборе высшего учебного заведения перед этой девочкой, которую на улицах узнавали в лицо, не стоял? Она покинула отчий дом и перебралась в Москву, где перед ней оказались открыты двери одного из самых престижных театральных вузов — ГИТИСа (ныне — РАТИ).
Первое время мама и папа помогали Лене снимать квартиру, а затем… эти расходы она смогла взять на себя сама. Вот только сниматься в престижном учебном заведении было категорически запрещено, что порождало конфликты с преподавателями, не желавшими отпускать юную звезду на съёмочную площадку.
Лене приходилось врать. Отправляясь на съёмки, она придумывала различные байки и небылицы о тяжелой семейной ситуации, настигшем заболевании и других «уважительных» причинах. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным, и когда перед ней был поставлен вопрос ребром «Или вуз, или съёмки», она прислушалась к себе.
Голос девочки из небогатой семьи, в которой вечно недомогал фронтовик-отец, говорил ей о том, что она должна не только обеспечивать себя, но и обязана помогать своим близким.
— Выгонят из ГИТИСа, придёшь к нам во ВГИК, — в один голос говорили ей знаменитый Лев Кулиджанов («Когда деревья были большими») и Татьяна Лиознова («Семнадцать мгновений весны»).
19-летняя, ослепительно красивая, она оправилась на съёмки в легендарном «Школьном вальсе». Зрителям нравилась, безумно нравилась эта девочка-подросток, которая смотрела на жизнь абсолютно взрослыми глазами и демонстрировала из роли в роль бескомпромиссный характер.
Очередные съёмки стоили дорого. Лена вылетела со второго курса ГИТИСа. После этого неприятного инцидента её с распростёртыми объятиями взяли сразу на третий курс ВГИКа, правда ради поступления в «кинематографическую альмаматер» юной актрисе пришлось «досдать» сразу 14 экзаменов. Мыслимо ли? Чередуя съемки с занятиями, засыпая над учебниками, она совершила невозможное.
Но и пребывание во ВГИКе не было безоблачным. Учёбу в кинематографическом вузе молодая Елена Октябревна чередовала с вечерними спектаклями в Малом театре, что также вызывало априорное недовольство педагогов.
Малый театр сыграл в её карьере особую роль. Здесь произошла встреча с первым супругом, но первый брак, который был по ходатайству художественного театра зарегистрирован в ускоренном порядке, не продлился и года.
Однако студентка Цыплакова не только окончила актёрское отделение в 21 год, но и поступила на режиссёрский факультет. Словно предвидя, что однажды в её жизни произойдут те перемены, которые… нет, не поставят крест на актёрской карьере, но навсегда поставят крест на её амплуа лирической героини.
«Тысяча чертей…»
Не то чтобы съемки в «Д’Артаньяне и трёх мушкетерах» оказались роковыми, но, увидев её в роли простушки Кэтти, мечтавшей встретить дворянина, режиссёры убедились в том, что от принципиальной старшеклассницы-комсомолки со стальным взглядом, претендовавшей, как минимум, на роль резонёра идей подрастающего поколения, не осталось и следа.
Елена претендовала на главную роль в фильме «Чародеи» и выглядела на пробах очаровательно, но, как заявляли в последствии создатели этой новогодней и всеми любимой картины, ей «чуточку не хватило демонизма». И роль ушла к отметившей в прошлом году шестидесятилетний юбилей актрисе Александре Яковлевой, которая просуществует в кинематографе до 1993 года, уйдя в систему РЖД.
Её «крестная» в кино предложит ей роль в картине «Никудышняя», но самой известной ролью Елены Цыплаковой в первой половине 1980-х станет картина «Мы из джаза».
Лучезарная улыбка Кати Бобровой, вымышленной эстрадной певицы 20-х, носящей псевдоним Изабеллы Фокс, станет последней значимой работой той Лены Цыплаковой, которую знали советские зрители, потому что начиная со второй половины 80-х, мы будем видеть её в несколько ином обличье.
Перенесённая малярия, подхваченная актрисой во время её пребывания в Африке и вовремя не диагностированная отечественными эскулапами, едва не сведёт её в могилу, вслед за скоропостижно скончавшейся в 1985 году «крёстной».
В результате она наберёт вес до 122 килограммов. Подключится депрессия. Появится одышка, с которой нечего будет делать в кадре. Замаячит на горизонте извечная русская беда, которая так часто губит людей актёрской профессии. В микроскопическом, пусть и смешном эпизоде в комедии «Где находится нофелет?» мы увидим её совершенно другой.
Дородной «дамой в теле» она предстанет и в «Гардемаринах…», воплотив образ императрицы Елизаветы.
Обретённый не по её вине облик, стал камнем преткновения на пути к творческой самореализации. Спасением стала режиссура. Во второй половине 80-х, в отличие от дня сегодняшнего, приторные комедии и слащавые мелодрамы были не в моде.
Режиссёрские дебюты Цыплаковой были «зубастые», социально значимые. Мощные. «Гражданин убегающий» — об отчаянной попытке бегства человека от общества и своих обязательств перед ним в сибирскую глушь.
И, конечно, для зрителей второй половины 80-х стала настоящим шоком картина режиссёра Елены Цыплаковой «Камышовый рай». Бесконечно жёсткий, если не сказать жестокий, фильм о подпольном лагере для бомжей, где нет ни намёка на человечность.
А в третьей режиссёрской работе Елене Цыплаковой пригодились непреходящие воспоминания о вынужденном пребывании в школе-интернате. Психологическая драма «На тебя уповаю» рассказала о непростой судьбе героини, которая однажды, в силу настигших её обстоятельств, отказалась от своего ребёнка и дабы компенсировать боль поздно осознанной, но невосполнимой утраты, пришла на работу в детский дом.
То были годы, когда за изображение суровой, но правдивой советской реальности, не обвиняли в «русофобии» и «непатриотизме». А вот упрёки в демонстрации излишней жестокости в этом фильме актриса всё же получила.
Сменились времена. И Цыплакова оказалась за режиссёрским пультом цыганского сериала «Кармелита», ставшего в 00-е настоящей отдушиной для домохозяек постсоветского пространства. А потом были «Первая любовь», «Пока станица спит», «Свидетельство о рождении» и другие актёрские и режиссёрские работы, напоминающие о замечательной народной артистке России и режиссёре Елене Цыплаковой.
О личном
Она была замужем трижды. Брак со вторым мужем, стоматологом по профессии, принёс годы забвения, проведённые на даче в роли домохозяйки. Свою нынешнюю судьбу, Павла, Елена Октябревна Цыплакова встретила случайно. Приобретённая на гонорар от очередной картины «шестёрка» заглохла, и она, опаздывая на съёмки, взмахнула рукой и… пересела в остановившую возле неё «четвёрку». Как оказалось, навсегда.
Проблемы со здоровьем удалось решить, как уверяет сама актриса, благодаря вере в Бога и встрече с православным целителем, который помог ей за несколько месяцев нормализовать вес. Постепенно канули в Лету и другие трудности, а это даёт нам право верить в то, что мы увидим новые режиссёрские и актёрские работы по-настоящему талантливого человека — Елены Октябревны Цыплаковой, которую сегодня от всей души поздравляет с юбилеем интернет-издание «Русская Планета».
Счастья, здоровья, новых творческих достижений!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости