Дом, где всегда живет музыка
5 мин чтения
Дом, где всегда живет музыка

Музею Александра Скрябина в Москве исполнилось 100 лет

Особняк в Большом Николопесковском переулке - последний из четырех арбатских адресов Александра Николаевича Скрябина, где он провел заключительные годы своей жизни.

Сегодня музей, открытый в доме после смерти композитора, отмечает вековой юбилей.

Фестиваль «100 лет притяжения» проходит в мемориальном музее А.Н. Скрябина с октября 2018 по январь 2019 года: творческие встречи, выставки, лекции и мультимедийные концерты подготовлены к торжественной дате. Корреспондент МОСГОРТУРа заглянул на второй этаж дома в Николопесковском переулке и узнал историю появления одного из старейших музеев Москвы.

Магия цифр и помощь со стороны

27 апреля 1912 года Скрябин подписал трехлетний договор аренды своей последней квартиры, которая полностью занимала второй этаж дома. На первом жил Аполлон Грушка – филолог и профессор Московского университета, владелец особняка, здесь же находились и доходные квартиры для профессуры. Семь комнат вместе с музыкантом делили его гражданская супруга Татьяна Фёдоровна Шлецер-Скрябина, их дети – Ариадна, Марина и Юлиан и теща Мария Александровна Шлецер. В этой квартире композитор воплотил свои светомузыкальные идеи и создал самые знаменитые симфонии для пианино с оркестром: «Поэму экстаза» и «Прометей». По воспоминаниям композитора и музыковеда Юлия Энгеля, дом в эти годы стал значить для Скрябина гораздо больше, чем ранее. Александр Николаевич стал домоседом. «Он по-прежнему любил общество, но предпочитал, чтобы друзья собирались у него, – что и бывало почти каждый день. Любил хорошее убранство, старинные вещи. Любил, чтобы хорошо одевались, чтобы всё кругом было красиво, нарядно».

В день окончания аренды, 27 апреля 1915 года, на Пасху, Александр Скрябин умер в своей спальне от гнойного плеврита на верхней губе. После смерти композитора его семья осталась жить в квартире. Годовую стоимость аренды – 2 тысячи рублей – выплатило скрябинское общество в обмен на право собираться на квартире в определенные дни и устраивать там концерты, вечера памяти композитора и просто дружеские встречи. Скрябинские общества появились в Москве и Петрограде сразу после смерти Александра Николаевича. В них состояли музыканты и поклонники творчества Скрябина, число человек в каждом доходило до 50. Общества существовали по собственным уставам, собирали деньги на оплату квартиры вдовы композитора, организацию концертов и издание скрябинских сочинений.

Бумажная волокита

С началом революции 1917 года многие доходные квартиры превратились в коммунальные. Изменения коснулись и «скрябинского» особняка. Хозяина «уплотнили» так, что в его квартире стали жить сразу три семьи. Однако помещение на втором этаже, по личному указу первого наркома просвещения, трогать не стали - 20 августа 1918 года Анатолий Луначарский подписал одну из первых в Москве «Охранных грамот» на квартиру Скрябина. В октябре того же года в газете «Известия ВЦИК» был опубликован декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», согласно которому квартиру национализировали и превратили в музей. Заведующей стала Татьяна Шлецер-Скрябина, а хранителем – тетя и воспитательница композитора Любовь Александровна.

До 1922 года женщины готовили квартиру к экспонированию, собирали материал и занимались бумагами. Для гражданской жены Скрябина это были непростые времена – ей надо было растить детей, искать деньги на существование и заботиться о создании музея. Подготовка документов для открытия была очень трудоемкой - Луначарский буквально вытягивал из Шлецер по бумажке. 17 июля 1922 года квартиру открыли для посетителей, но так как официальное разрешение на создание музея А.Н. Скрябина было получено в 1918 году, именно эта дата и считается моментом начала его существования.

Татьяна Федоровна скончалась в марте 1922 года, за четыре месяца до торжественного открытия. Гостиную комнату, где она жила, переоборудовали и уже в 1924 году представили там фотоэкспозицию. Музей завоевывал помещения поэтапно. Первыми комнатами, превращенными в музейные, стали рабочий кабинет и спальня композитора, затем – гостиная и столовая. Постепенно жильцы квартиры «покидали» помещения, и те становились частью музея. Это происходило в разное время, поэтому и внутренний облик музея с годами тоже сильно менялся. Сейчас квартира является действительно мемориальной – расстановка предметов максимально соответствует времени жизни в ней Александра Скрябина с семьей.

Заслуги директоров

Первым директором музея Скрябина стал Сергей Каштанов. Это был человек, знакомый с семьей композитора – Сергей Иванович являлся жильцом одной из коммунальных квартир, расположенных на первом этаже дома. До его прихода штат музея состоял всего из трёх человек – заведующего, научного сотрудника и техника. Вместе с тетей Скрябина Каштанов занимался пополнением и систематизацией музейных фондов.

Рекордсменом по продолжительности управления музеем стала Татьяна Шаборкина. Назначенная в 1941 году она проработала в этой должности более 40 лет. В годы Великой Отечественной войны музей Скрябина оставался практически единственным уголком в Москве, где проходили музыкальные концерты и творческие вечера. В ночь с 23 на 24 июля 1941 года в помещении взрывом выбило стёкла. По воспоминаниям Н. Селиверстовой, работавшей в музее, Татьяна Шаборкина стояла у разбитого окна и вдруг услышала: «Сберегите нам Скрябина!» Проходящий мимо человек, не останавливаясь, махал женщине рукой. А Татьяна Григорьевна только и успела крикнуть ему в ответ: «Не беспокойтесь, товарищ! Обязательно сбережём!» И ей это удалось.

Татьяна Шаборкина смогла сохранить музей в годы войны и вернуть экспонаты обратно после их эвакуации. При ней стало традицией проводить в помещении музея концерты выдающихся людей времени, исполняющих музыку Скрябина и не только. Во время работы Шаборкиной научным сотрудником музея стала дочь композитора Мария Александровна Скрябина. Ее первые цветомузыкальные опыты и знакомство с инженером Евгением Мурзиным, создавшим позже инструмент АНС, тоже произошли в музее отца.

Студия электронной музыки

В 1959 году в стенах музея появилась действующая модель АНСа – первого в мире электронного синтезатора. Евгений Мурзин назвал инструмент в честь композитора - начальными буквами его инициалов. Мурзин был инженером космических кораблей и работал под грифом «секретно». Первый этаж дома, где жил Скрябин, ему отдали как площадку для экспериментов. Изобретателю АНСа понадобилось 6 лет, чтобы убедить власть создать там студию электронной музыки – официальное открытие состоялось в 1966 году.

В помещении на первом этаже работали известные музыканты того времени, среди которых были Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Владимир Мартынов, София Губайдулина. Первая электронная музыка в СССР и в советском кино была записана именно в этой студии с помощью инструмента АНС: музыка к мультфильму «Маугли», к фильмам «Бриллиантовая рука» Гайдая и «Солярису» Тарковского. «Самая огромная работа, сделанная мной на АНС, – это звуковая дорожка к “Солярису”. Когда я познакомился с Тарковским, он говорил, что ему нужна в фильм какая-то необычная музыка. Я привёл его в студию электронной музыки и показал ему АНС – и он тут же позвал меня в “Солярис”», - вспоминал Эдуард Артемьев, которого в 1960-м году пригласили на должность старшего инженера студии. Вскоре помещение стало местом демонстрации технических новинок по созданию света и звука, но к концу 70-х студию электронной музыки закрыли, а первый этаж присоединили к музею.

Расширение музейных границ

В 90-е для мемориального музея Скрябина наступил новый период – он вернул себе статус самостоятельного, тогда как 30 лет считался филиалом Музея истории и реконструкции Москвы. В 1992 году директор Тамара Рыбакова учредила конкурсное прослушивание на стипендию имени А.Н. Скрябина для молодых пианистов. Стипендию вручают и сейчас - за все время ее существования лауреатами стали более 60 юных исполнителей музыки композитора. Идея создания конкурса была во многом связана с младшим сыном Скрябина Юлианом, который в 11 лет утонул в Днепре. Мальчик был очень талантливым пианистом и сочинял не только музыку, но и стихи. 

 «Прозрачная льется струя

И с тихим журчаньем ее

Луч солнца слился золотой.

И сделались брызги звездой

От сиянья солнца луча

С журчанием тихим ручья

Сверкающая произошла

Комета и в небо ушла».

К столетнему юбилею музей расширил свои границы – обзавелся собственным филиалом, которым стал Музей русской гармоники А. Мирека, и вторым зданием, получившим название «Дом Скрябина». Там проходят концерты классической музыки, мультимедийные выставки и творческие встречи, а также различные цветомузыкальные перформансы. Помимо активной научно-исследовательской и издательской работы музей занимается и развитием международных скрябинских обществ. Почитатели таланта Александра Скрябина уже объединились во Франции, Италии, Нидерландах, США и Болгарии. Они ежегодно встречаются на международных конференциях, проходящих в стенах московского музея.

Музей А.Н. Скрябина – не просто мемориальная квартира, сохранившая историю последних лет жизни композитора, это площадка для творческих экспериментов современных исполнителей. Музей сохранил многие свои традиции и так же, как и раньше проводит различные фестивали и концерты. Однако не забывает он и рассказывать о великом композиторе, посвящая истории его жизни и творчества многочисленные выставки, лекции и творческие встречи. Узнать о гении Скрябина, его таланте и музыке очень просто – нужно всего лишь зайти в старинный особняк в Большом Николопесковском переулке, где до 30 января все о самых значимых событиях последних лет музыканта рассказывает юбилейная выставка музея «100 лет притяжения».

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Жизнь и смерть Дмитрия Хворостовского Далее в рубрике Жизнь и смерть Дмитрия ХворостовскогоВеликому баритону, легенде мировой оперы могло бы исполниться 56 лет Читайте в рубрике «Политика» Ирина Яровая. Леди ЗаконПразднует день рождения депутат Государственной Думы, имя которой вызывает неоднозначную реакцию Ирина Яровая. Леди Закон
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!