Дом, где всегда живет музыка
Дом, где всегда живет музыка

Музею Александра Скрябина в Москве исполнилось 100 лет

Особняк в Большом Николопесковском переулке - последний из четырех арбатских адресов Александра Николаевича Скрябина, где он провел заключительные годы своей жизни.

Сегодня музей, открытый в доме после смерти композитора, отмечает вековой юбилей.

Фестиваль «100 лет притяжения» проходит в мемориальном музее А.Н. Скрябина с октября 2018 по январь 2019 года: творческие встречи, выставки, лекции и мультимедийные концерты подготовлены к торжественной дате. Корреспондент МОСГОРТУРа заглянул на второй этаж дома в Николопесковском переулке и узнал историю появления одного из старейших музеев Москвы.

Магия цифр и помощь со стороны

27 апреля 1912 года Скрябин подписал трехлетний договор аренды своей последней квартиры, которая полностью занимала второй этаж дома. На первом жил Аполлон Грушка – филолог и профессор Московского университета, владелец особняка, здесь же находились и доходные квартиры для профессуры. Семь комнат вместе с музыкантом делили его гражданская супруга Татьяна Фёдоровна Шлецер-Скрябина, их дети – Ариадна, Марина и Юлиан и теща Мария Александровна Шлецер. В этой квартире композитор воплотил свои светомузыкальные идеи и создал самые знаменитые симфонии для пианино с оркестром: «Поэму экстаза» и «Прометей». По воспоминаниям композитора и музыковеда Юлия Энгеля, дом в эти годы стал значить для Скрябина гораздо больше, чем ранее. Александр Николаевич стал домоседом. «Он по-прежнему любил общество, но предпочитал, чтобы друзья собирались у него, – что и бывало почти каждый день. Любил хорошее убранство, старинные вещи. Любил, чтобы хорошо одевались, чтобы всё кругом было красиво, нарядно».

В день окончания аренды, 27 апреля 1915 года, на Пасху, Александр Скрябин умер в своей спальне от гнойного плеврита на верхней губе. После смерти композитора его семья осталась жить в квартире. Годовую стоимость аренды – 2 тысячи рублей – выплатило скрябинское общество в обмен на право собираться на квартире в определенные дни и устраивать там концерты, вечера памяти композитора и просто дружеские встречи. Скрябинские общества появились в Москве и Петрограде сразу после смерти Александра Николаевича. В них состояли музыканты и поклонники творчества Скрябина, число человек в каждом доходило до 50. Общества существовали по собственным уставам, собирали деньги на оплату квартиры вдовы композитора, организацию концертов и издание скрябинских сочинений.

Бумажная волокита

С началом революции 1917 года многие доходные квартиры превратились в коммунальные. Изменения коснулись и «скрябинского» особняка. Хозяина «уплотнили» так, что в его квартире стали жить сразу три семьи. Однако помещение на втором этаже, по личному указу первого наркома просвещения, трогать не стали - 20 августа 1918 года Анатолий Луначарский подписал одну из первых в Москве «Охранных грамот» на квартиру Скрябина. В октябре того же года в газете «Известия ВЦИК» был опубликован декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», согласно которому квартиру национализировали и превратили в музей. Заведующей стала Татьяна Шлецер-Скрябина, а хранителем – тетя и воспитательница композитора Любовь Александровна.

До 1922 года женщины готовили квартиру к экспонированию, собирали материал и занимались бумагами. Для гражданской жены Скрябина это были непростые времена – ей надо было растить детей, искать деньги на существование и заботиться о создании музея. Подготовка документов для открытия была очень трудоемкой - Луначарский буквально вытягивал из Шлецер по бумажке. 17 июля 1922 года квартиру открыли для посетителей, но так как официальное разрешение на создание музея А.Н. Скрябина было получено в 1918 году, именно эта дата и считается моментом начала его существования.

Татьяна Федоровна скончалась в марте 1922 года, за четыре месяца до торжественного открытия. Гостиную комнату, где она жила, переоборудовали и уже в 1924 году представили там фотоэкспозицию. Музей завоевывал помещения поэтапно. Первыми комнатами, превращенными в музейные, стали рабочий кабинет и спальня композитора, затем – гостиная и столовая. Постепенно жильцы квартиры «покидали» помещения, и те становились частью музея. Это происходило в разное время, поэтому и внутренний облик музея с годами тоже сильно менялся. Сейчас квартира является действительно мемориальной – расстановка предметов максимально соответствует времени жизни в ней Александра Скрябина с семьей.

Заслуги директоров

Первым директором музея Скрябина стал Сергей Каштанов. Это был человек, знакомый с семьей композитора – Сергей Иванович являлся жильцом одной из коммунальных квартир, расположенных на первом этаже дома. До его прихода штат музея состоял всего из трёх человек – заведующего, научного сотрудника и техника. Вместе с тетей Скрябина Каштанов занимался пополнением и систематизацией музейных фондов.

Рекордсменом по продолжительности управления музеем стала Татьяна Шаборкина. Назначенная в 1941 году она проработала в этой должности более 40 лет. В годы Великой Отечественной войны музей Скрябина оставался практически единственным уголком в Москве, где проходили музыкальные концерты и творческие вечера. В ночь с 23 на 24 июля 1941 года в помещении взрывом выбило стёкла. По воспоминаниям Н. Селиверстовой, работавшей в музее, Татьяна Шаборкина стояла у разбитого окна и вдруг услышала: «Сберегите нам Скрябина!» Проходящий мимо человек, не останавливаясь, махал женщине рукой. А Татьяна Григорьевна только и успела крикнуть ему в ответ: «Не беспокойтесь, товарищ! Обязательно сбережём!» И ей это удалось.

Татьяна Шаборкина смогла сохранить музей в годы войны и вернуть экспонаты обратно после их эвакуации. При ней стало традицией проводить в помещении музея концерты выдающихся людей времени, исполняющих музыку Скрябина и не только. Во время работы Шаборкиной научным сотрудником музея стала дочь композитора Мария Александровна Скрябина. Ее первые цветомузыкальные опыты и знакомство с инженером Евгением Мурзиным, создавшим позже инструмент АНС, тоже произошли в музее отца.

Студия электронной музыки

В 1959 году в стенах музея появилась действующая модель АНСа – первого в мире электронного синтезатора. Евгений Мурзин назвал инструмент в честь композитора - начальными буквами его инициалов. Мурзин был инженером космических кораблей и работал под грифом «секретно». Первый этаж дома, где жил Скрябин, ему отдали как площадку для экспериментов. Изобретателю АНСа понадобилось 6 лет, чтобы убедить власть создать там студию электронной музыки – официальное открытие состоялось в 1966 году.

В помещении на первом этаже работали известные музыканты того времени, среди которых были Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Владимир Мартынов, София Губайдулина. Первая электронная музыка в СССР и в советском кино была записана именно в этой студии с помощью инструмента АНС: музыка к мультфильму «Маугли», к фильмам «Бриллиантовая рука» Гайдая и «Солярису» Тарковского. «Самая огромная работа, сделанная мной на АНС, – это звуковая дорожка к “Солярису”. Когда я познакомился с Тарковским, он говорил, что ему нужна в фильм какая-то необычная музыка. Я привёл его в студию электронной музыки и показал ему АНС – и он тут же позвал меня в “Солярис”», - вспоминал Эдуард Артемьев, которого в 1960-м году пригласили на должность старшего инженера студии. Вскоре помещение стало местом демонстрации технических новинок по созданию света и звука, но к концу 70-х студию электронной музыки закрыли, а первый этаж присоединили к музею.

Расширение музейных границ

В 90-е для мемориального музея Скрябина наступил новый период – он вернул себе статус самостоятельного, тогда как 30 лет считался филиалом Музея истории и реконструкции Москвы. В 1992 году директор Тамара Рыбакова учредила конкурсное прослушивание на стипендию имени А.Н. Скрябина для молодых пианистов. Стипендию вручают и сейчас - за все время ее существования лауреатами стали более 60 юных исполнителей музыки композитора. Идея создания конкурса была во многом связана с младшим сыном Скрябина Юлианом, который в 11 лет утонул в Днепре. Мальчик был очень талантливым пианистом и сочинял не только музыку, но и стихи. 

 «Прозрачная льется струя

И с тихим журчаньем ее

Луч солнца слился золотой.

И сделались брызги звездой

От сиянья солнца луча

С журчанием тихим ручья

Сверкающая произошла

Комета и в небо ушла».

К столетнему юбилею музей расширил свои границы – обзавелся собственным филиалом, которым стал Музей русской гармоники А. Мирека, и вторым зданием, получившим название «Дом Скрябина». Там проходят концерты классической музыки, мультимедийные выставки и творческие встречи, а также различные цветомузыкальные перформансы. Помимо активной научно-исследовательской и издательской работы музей занимается и развитием международных скрябинских обществ. Почитатели таланта Александра Скрябина уже объединились во Франции, Италии, Нидерландах, США и Болгарии. Они ежегодно встречаются на международных конференциях, проходящих в стенах московского музея.

Музей А.Н. Скрябина – не просто мемориальная квартира, сохранившая историю последних лет жизни композитора, это площадка для творческих экспериментов современных исполнителей. Музей сохранил многие свои традиции и так же, как и раньше проводит различные фестивали и концерты. Однако не забывает он и рассказывать о великом композиторе, посвящая истории его жизни и творчества многочисленные выставки, лекции и творческие встречи. Узнать о гении Скрябина, его таланте и музыке очень просто – нужно всего лишь зайти в старинный особняк в Большом Николопесковском переулке, где до 30 января все о самых значимых событиях последних лет музыканта рассказывает юбилейная выставка музея «100 лет притяжения».

Жизнь и смерть Дмитрия Хворостовского Далее в рубрике Жизнь и смерть Дмитрия ХворостовскогоВеликому баритону, легенде мировой оперы могло бы исполниться 56 лет

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»