Новости – Культура
Культура
Дадут ли Константину Хабенскому «Оскар»?
Почему на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» выдвинута картина «Собибор» рассказывает автор сценария самого кассового кинопроекта в истории российского кино
12 сентября, 2018 18:20
5 мин
А может быть, при выборе конкурсантов и проектов для участия в проходящих на Западе международных культурных форумах и конкурсах, в России отбирают участников и картины, которые гарантировано не получат ничего?
Вспомним Юлию Самойлову, делегированную на «Евровидение» в 2017 году. Вчера Российский Окскаровский комитет выдвинул фильм режиссёра Константина Хабенского, рассказывающий о трагической гибели представителей еврейского народа в нацистском лагере «Собибор».
У кого было больше шансов – у Юли или у Константина Юрьевича? Об этом корреспондент «РП» решил спросить у автора самого кассового в истории российского кинематографа фильма «Движение вверх».
Фото: Андрей Курейчик
Режиссёр, сценарист, продюсер, критик Андрей Курейчик живёт в Минске, работает над добрым десятком самых разных кинематографических и театральных проектов в параллель и является гражданином Республики Беларусь. Во время показов снятых по его сценариям картин «Движение вверх», «Ёлки», «Любовь-Морковь» российские кинотеатры были забиты до отказа. Уж ему-то со стороны, поди, виднее.
— Андрей, а почему, собственно, «Собибор»? Из каких соображений исходит комитет, когда принимает конкретное решение?
— «Собибор» — это компромиссное кино. Просто найден некий компромисс между разными компаниями. «Движение вверх», к примеру, невозможно было выдвинуть, потому что кино имеет чётко выраженный антиамериканский подтекст.
— Можно ли было выдвинуть альтернативных кинематографистов?
— «Аритмию» или что-то подобное? Это означало бы создать конфликт внутри кинематографического сообщества. Поэтому просто выбрали наиболее безопасный вариант. Он идеально соответствует международному формату. Восстание евреев во время Второй мировой войны. Единственное успешное, к слову, восстание. Его лидер — советский гражданин, но при этом восстание международное: среди заключённых лагеря были граждане Польши и некоторых других стран.
— В художественном отношении — это самый сильный российский фильм?
— Я считаю, что есть фильмы и посильнее в российском кинематографе. Мне в этом смысле гораздо интереснее та же «Аритмия», «Лето» Кирилла Серебренникова или фильм «Довлатов». Кино, где поднимаются интеллектуальные и, конечно, «интеллигентские» темы, затрагивающие вопросы внутренней свободы человека. При этом перечисленные фильмы не являются откровенной идеологемой российского государства или какого-то другого. Это реальный взгляд художников из мира кино на жизнь. Поэтому мне кажется, что такие картины выглядели бы более достойно в этой номинации.
— Андрей, а почему в России из года в год снимается и поднимается на щиты кино, где речь идёт о Великой Отечественной войне? Складывается впечатление, что глобальных проблем, о которых нужно говорить с экранов российскому зрителю и всему миру после 1945 года, в общем-то, и не было? Почти нет интересных фильмов о нашей реальности, проблемах общества, проблемах молодых, стариков, которые были даже в нелёгкие перестроечные времена.
— Что касается общего тренда… Мы же всё видим и понимаем. Сейчас ещё больше закручиваются гайки. И этот процесс будет продолжаться. Ещё больше будет идеологизироваться современное кино. Это связано с нарастающей истерией в средствах массовой информации и в российской политике, как таковой. «Только наш идеологический взгляд правильный». «Давайте вызовем кого-то там на дуэль, кто с нами не согласен». Ну, что сказать? Ожидаем, в этом смысле большего закручивания гаек.
— То есть, наши ведущие кинодеятели в ближайшие годы будут, реализовывать «госзаказ», работать эдакими идеологами?
— Мне кажется, кино будет жёстко разделено. На то, которое оплачивается государством (хотя у государства нет своих денег, это деньги налогоплательщиков) — более правильно говорить: «На деньги, которые распределяются государством». И будет кино, которое входит в международный контекст, снимается независимыми продюсерами при поддержке европейских фондов.
— Например?
— «Донбасс» Сергея Лозницы, фильмы Андрея Звягинцева и целый ряд картин, которые получили широкое международное «паблисити» и финансовую поддержку. Будет жёсткое разделение. И одни будут клясть других.
— Как ты оцениваешь шансы «Собибора» получить награду? Они есть вообще?
— Я не знаю конкурентов этого фильма. Но буду желать добра. Пусть российское кино получит «Оскара». Просто по российским каналам так много клянут американцев, что со стороны жюри это будет какой-то оппозиционный шаг — дать «Оскара» «Собибору» в пику «проклятым империалистам». Но дай Бог. Дай Бог.
— Спасибо за твои ответы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости