Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Честь и достоинство режиссера Григория Чухрая

Исполнилось 98 лет со дня рождения человека, снимавшего кино о правде
Андрей Карелин
23 мая, 2019 20:00
17 мин
Май всегда был самым счастливым месяцем в жизни Григория Чухрая. Великий русский режиссёр, лауреат Ленинской премии и народный артист СССР, родился 23 мая 1921 года.
В мае 1945-го он, гвардии старший лейтенант, герой войны, незадолго до своего 23-летия, лицом к лицу встретит победу. А в мае 1960 года 39-летний Чухрай будет растерянно вглядываться в лица звёзд мирового кино, на набережной Круазет, в Каннах.  
Его легендарная картина «Баллада о солдате», преданная анафеме чиновниками советского Госкино, получит престижную награду за исключительные достоинства фильма и мастерство режиссуры. А ведь ещё вчера в лицо молодого кинематографиста, вчерашнего фронтовика, летели упрёки и оскорбления.
— Ваша картина порочит честь Советской Армии! Это упадническое кино, которое будет только нагонять на зрителей тоску! — кричали Чухраю в кабинетах.
По окончании просмотра картины в Каннах аплодисменты не стихали. Мировая киноаудитория, голливудские и европейские звёзды кинематографа, аплодировали 37-летнему советскому кинематографисту, прославившему свою страну этим киношедевром.

Месть чиновников была болезненной и мелкой. От Чухрая было сокрыто, что картину хотят номинировать на «Оскар».

В истории советского кино «Баллада о солдате» станет одной из самых титулованных кинолент. В общей сложности фильм получит более сотни призов, будет заявлен на множество крупнейших мировых фестивалей, где его неизменно будет ждать успех.
Самому Григорию Чухраю просто хотелось рассказать миру правду о своих боевых товарищах. Тех людях, которые стояли перед его глазами каждый день.
Им больше никогда не суждено было вернуться домой, как главному герою «Баллады…».
Алёша Скворцов «с испугу подбивает» два танка, в награду получает шесть суток отпуска, спешит к матери, но путь домой занимает долгие дни. Он успевает подарить семейное счастье отчаявшемуся инвалиду войны. Встречает первую любовь. Успевает обнять мать в последние пять минут фильма. Обещает
— Я вернусь!
Но авторы картины не скрывают от нас с самых первых кадров, что вернуться Алексею не суждено, как и многим его однополчанам…
***
Родившись в семье красноармейцев в украинском Мелитополе (Запорожье), Григорий Чухрай рано остался без отца, покинувшего семью, и был воспитан отчимом. Приёмный отец был председателем колхоза. Мать… следователем в милиции.
В Москву Григория, его мать и отчима занесло почти случайно. Главу семейства направили во Всесоюзную академию социалистического земледелия. Григорий задержался в столице, чтобы окончить школу, а в 1939 году был призван в РККА.

19-летний парнишка, мечтавший после демобилизации штурмовать ВГИК, в годы военного лихолетья покорял совершенно иные рубежи. Его занесло в воздушно-десантные войска, где он имел ничтожно малые шансы на выживание, ведь именно в ВДВ потери были не просто большими, а запредельными.

Обычных солдат посылали на передовую, а десантникам была уготована совершенно иная участь. Их забрасывали в тыл врага, порой узнававшего о планируемом десанте досрочно и косившего парашютистов в воздухе из пулемёта.

Настоящий кошмар произошёл в ходе Днепровской воздушно-десантной операции. 296 вылетов на десантирование (из намеченных 500). Сильнейший зенитный огонь врага. Потеря курса многими самолётами в воздухе в сложнейших условиях пилотирования. Множество погибших и пропавших без вести.  

Где-то там, среди советских камикадзе, был и Григорий Чухрай, воевавший отчаянно. За свои боевые заслуги Григорий Чухрай будет награждён Орденом Отечественной войны II степени. Будущий обладатель многочисленных кинематографических наград сумеет захватить пулемётчика противника и уничтожить полдюжины немецких солдат.
Война свела его с невестой. И война его с ней разлучила. Оказавшись в оккупированных Ессентуках, Ира (Ираида) Пенькова не имела возможности написать Григорию письмо. Связь между молодыми людьми была утрачена на долгие месяцы.
Обладавший прекрасным литературным слогом Григорий написал в газету. В нём было всё. И не напускной, а подлинный патриотизм, и призыв к борьбе, и таящаяся между строк надежда на встречу. Судьба Григория Чухрая была куда более счастливой, чем у его героя Алёши Скворцова. Ирина и Григорий поженятся ровно за год до окончания войны – 9 мая 1944 года, а 14 октября 1946-го родится Павел Чухрай, российский режиссёр, который известен нам проникновенной картиной девяностых «Вор» с Владимиром Машковым в главной роли.
Потом начнётся голодная, но мирная жизнь. Григорий поступит во ВГИК, окончив его в 1953 году и попав по распределению в Киев, где на студии Довженко будет подобрана замечательная творческая команда — Сергей Параджанов, Александр Алов, Владимир Наумов — гении советского кинематографа, жившие по законам студенческого братства и чтобы хоть как-то утолить голод воровавшие яблоки в местном саду.
Тот период Александр Алов («Бег», «Тегеран-43», «Берег») называл «разгрузочными годами». Получить постановку вчерашнему выпускнику? Нонсенс! Стены киностудии подпирают находящиеся без работы мэтры, ведь время… отнюдь не для кино.
На помощь молодому Чухраю приходит Михаил Ромм, который обратил внимание на талантливого молодого человека, переговорил с директором киностудии «Мосфильм» Иваном Пырьевым. И тот дал добро на съемки собственной картины, пригласив молодого человека в Москву.
Его дебютная картина будет называться «Сорок первый» — пронзительная история девушки-красноармейца по имени Марютка и белогвардейского поручика. Он становится её первой любовью и сорок первой жертвой.
Картина была по-настоящему революционной! Прекрасный литературный материал сокрыл в себе удивительную по тем временам (почти что преступную!) идею о том, что войны порой ведутся не между «плохими» и «хорошими», а между прекрасными людьми, иногда даже любящими друг друга.

Белогвардейский офицер — душевный и положительный герой? Это же нонсенс в кубе! Как после такого могла продолжиться карьера советского режиссера? Уму непостижимо. Но она продолжилась.

Хотя могла и прерваться прямо в процессе съёмок. На Чухрая приходили анонимки, в которых «доброжелатели» упрекали режиссёра в антисоветской деятельности и неумении вести кинопроцесс.
— Немедленно прекратите съёмки белогвардейской стряпни!
Время было уже не Сталинское. Но оказаться в местах не столь отдалённых всё ещё было возможно. Отстояли Григория Наумовича Николай Крючков, имевший в ту пору непререкаемый авторитет в советском кино…
…а еще — здравствующий ныне и отмечающий в этом году 90-летний юбилей Олег Александрович Стриженов — вчерашний исполнитель главной роли в фильме «Овод».
Режиссёру-дебютанту светили «статья» и «суд». Но успех этой лирической истории был ошеломляющим. Картину отправили в Канны. На Западе никто и в голову взять не мог, что в стране, где всего три года назад умер кровавый тиран, возможен такой прорыв. Фильм, в котором офицер Белой армии предстаёт перед зрителем настоящим героем. Он хочет помочь своей родной России, а не ввергнуть её в хаос или, тем более, погубить. Смерть его в финале вызывает у зрителя слёзы.
Белоэмигранты, жившие во Франции, едва не падали на колени перед Григорием Чухраем, который оказался с этой картиной в Каннах.
— Спасибо вам! Мы и ждать не могли из России такого подарка!

Каждый фильм бывшего десантника Григория Чухрая был миной замедленного действия, которая в любой момент могла разорвать в клочья и самого автора, и членов съёмочной группы. Ведь все эти восхитительные шедевры отечественного кинематографа 50-х противоречили официальной «политике партии».

Никакой помпезности. Никакого официоза. Человек в сложных предлагаемых обстоятельствах с парадоксальной кардиограммой судьбы.
Григорий Наумович приступит  к фильму «Баллада о солдате» в 1959 году. Удивительно! Но и эта картина могла бы стать для него последней из-за несчастного случая, произошедшего в первый же съёмочный день.

Для съёмок сцены режиссёр и оператор расположились на капоте автомобиля. Спустя считаные минуты Чухрай был сметён на землю. Он упал под колёса. Успел поджать ноги, но следующий грузовик, всё же, достал его. Перст судьбы? Знамение?

Ему казалось, что да. Пытаясь отблагодарить Стриженова за поддержку, он взял его на главную роль. Но тридцатилетний актёр, кумир всех женщин СССР 50-х, уже не подходил для неё, а «изыски» гримёров, пытавшихся «упростить» его внешность веснушками и подтянутым носом, рождали откровенно нелепый образ.
Эту картину ожидала самая печальная участь в прокате. Она должна была увидеть свет только в сельских клубах. И логика цензоров понятна. Сельчанам «сгодится и такое». Вряд ли они побегут деревнями на почту — отправлять жалобы в ЦК. А вот расходы окупить помогут.
Когда из сёл и деревень пошли потоки благодарственных писем крестьян и трудящихся, картину решают осторожно показать Никите Сергеевичу Хрущёву. Отсмотрев её, далёкий от понимания законов кино генсек, отдаёт распоряжение немедленно отправить картину на Каннский фестиваль!
И вот он. Новый мировой триумф. Имя Чухрая знают не только в СССР. О его работах говорят во всём мире, ожидая новых откровений кинематографиста-фронтовика.

«Я не показывал войны, не любовался военными пейзажами. Я хотел сказать лишь одно: когда мир теряет хотя бы одного хорошего человека — это большая трагедия. Какого же масштаба она достигает, если потеряны миллионы прекрасных людей?»  — скажет западногерманским журналистам Григорий Чухрай.

В 1961 году на экраны выходит фильм Григория Чухрая «Чистое небо». На доступном зрителю киноязыке он разоблачает ужасы сталинизма.
Задумывалась лента, как рядовая спортивная драма о лётчике, преодолевающем звуковой барьер.
Но прямо во время съёмок Чухрай понимает, что его воротит от «безупречности» выдержанного в идеологически правильном ключе материала. И переписывает его «на коленке».
Согласно новому сюжету лётчик Алексей Астахов попадает в плен, бежит и, столкнувшись с удивительной отчуждённостью вчерашних друзей и близких, начинает пить, не имея больше «морального права» вернуться в небо.
За него борется жена. Сашенька Львова обивает пороги кабинетов. С надеждой ждёт его домой. И однажды… их мечты сбываются. Он выходит к ней после очередного визита в кабинеты с высокими потолками, держа на ладони Звезду Героя.

Съёмки вполне могли обернуться тюрьмой! Ведь сценарий не был никем утверждён. Кинематографистам ставилась совершенно иная задача. Режиссёр Григорий Чухрай, словно десантник, высадившийся в тылу врага, работал на свой страх и риск. Члены группы тоже рисковали.

— Виноват в том, что полумёртвого взяли в плен! Виноват в том, что бежал, а меня поймали и собаками рвали на мне мясо! — отчаявшись добиться правды, кричал с экрана герой картины, роль которого блистательно сыграл ушедший несколько лет спустя в результате несчастного случая на съёмках Евгений Урбанский. — Виноват в том, что я не подох с голоду. Виноват в том, что меня не пристрелили, не сожгли в печи. Виноват! Виноват! Виноват!
В ходе съёмок (с учётом переработки сценария) случился чудовищный перерасход. Закрывать картину можно было уже тогда «по технически-финансовой причине». Но Хрущев дал Чухраю карт-бланш:
— Принять фильм «Чистое небо» по фактическим затратам!
А через некоторое время в кабинете Екатерины Алексеевны Фурцевой разрывался телефон. Чиновники, абсолютно убеждённые в том, что теперь-то уж картина не выйдет ни под каким предлогом, пригласили министра культуры посмотреть на сущее безобразие «Каннского лауреата».
Каково же было их удивление, когда по окончании просмотра в глазах «железной леди» советской культуры они увидели слёзы? Она благословила картину, вызвав подлинный шок у тех, кто считал, что карьера режиссёра Чухрая теперь-то уж точно завершена.
Ответом режиссёра чиновничеству и его откровенно идиотским законам будет создание экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм». Это подразделение будет уникально тем, что в основе его деятельности будут лежать совершенно «волчьи» законы капиталистической рентабельности.
Чухрай с одобрения всемогущего в те годы Косыгина на долгих 10 лет (с 1965 года по 1975 годы) стал художественным руководителем этого творческого объединения и получил эксклюзивное право утверждать сценарии и принимать их в производство, минуя кабинеты бездельников. Так мир увидел первые советские блокбастеры
«Белое солнце пустыни»
Успех идеи был сногсшибательным. Зрители штурмовали кинотеатры, когда на экранах шли фильмы объединения. Работать вместе с Григорием Чухраем мечтали многие режиссёры. Ведь заработок в ЭТО был многократно выше, чем на «Мосфильме». Он целиком и полностью зависел от сборов картины в прокате.
Когда спустя 10 лет студию закрыли, как «не вписывающуюся в советскую систему координат», у Чухрая случился инфаркт. Он не верил своим глазам, раз за разом перечитывая формулировку:

«Эксперимент удался. Студию закрыть»

Те годы, которые он провёл на посту худрука объединения, были лучшими творческими годами его жизни. Он мог бы потратить их на творчество, но хотел дать возможность творить своим коллегам без прессинга бюрократической братии.
В его жизни было всего два сложных периода. Один из них — война. Другой – борьба с чинушами. Первый период увенчался победой. Второй – проигрышем бюрократам. Кабинетные «творцы» уничтожили уникальное творческое объединение. И не дали осуществить мечту — снять художественный фильм о Сталинградской битве. Право снимать картину о Сталинграде было передано другому режиссёру неслучайно.
Чиновники понимали, что именно Чухрай опять расскажет не то, что нужно, а правду. Правду фронтовика, прошедшего войну «от и до», а не правду «шаблонную», которой все будут довольны, как сегодня.  

После картины «Трясина», рассказывающей о крестьянке Матрёне Быстровой (Нонна Мордюкова), прячущей сына от войны на чердаке, режиссёр будет включён в списки неблагонадёжных.

Очередной удар судьбы Григорий Наумович Чухрай примет, как боевое ранение, с честью и достоинством, сцепив зубы. Он уйдёт от нас в октябре 2001 года. В первый год нового века — феерического столетия, когда зрителю начнут предлагать совершенно иное кино. Да и кино ли это? Кинокорм.
Увы, такая у нас история.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ