Культура
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Культура
Культура

Черно-белая правда войны

Итальянцы сняли фильм об опере и балете Донбасса
Елена Коваленко
3 мин
На недавно состоявшемся круглом столе «От конфронтации – к диалогу и сотрудничеству. Новые формы общественного взаимодействия», организованном Фондом исторической перспективы, итальянские кинематографисты Лука Белларди и Майя Ногради представили свою новую работу. Это - документальный фильм «Тихо! Идет спектакль», рассказывающую о том, как живет Донецкий театр оперы и балета во время войны в Донбассе. 
Многострадальная земля этого рабочего, шахтерского края изрыта бомбами и снарядами. Каждый день – тяжелое испытание для живущих там людей.

Они привыкли к опасности, живут в постоянном напряжении. В любую минуту на них может обрушаться смерть, превратить в обломки их жилища, вырвать жизнь. Остается лишь уповать на милость судьбы, молиться о спасении...  

Источник
Но жизнь здесь не замирает. Работают кафе, магазины, пенсионеры ведут неспешные беседы, мамы ведут своих детей в парки и скверы. Люди влюбляются, играют свадьбы, растят детей. Работают кинотеатры, шумят дискотеки. Открыты двери театров. Самый известный – Донецкий театр оперы и балета. Этот храм Мельпомены был открыт 12 апреля 1941 года, за два с лишним месяца до начала Великой Отечественной. В тот вечер давали оперу Михаила Глинки «Иван Сусанин». Зал был полон…

Аншлаг в донецком театре и сегодня во время многих спектаклей. И даже - во время бомбежек! Представьте себе – идет «Лебединое озеро», на сцене танцует Джульетта, а пол дрожит, громадные люстры сотрясаются от грохота украинской артиллерии. Но никто не уходит, все внимают чарующим аккордам

Источник
Сейчас в городе затишье, но что было раньше – не передать словами! Кажется, не было никаких надежд на будущее. Но люди шли в театр, и на несколько часов забывали о свих горестях, невзгодах. Вот она, истинная, всепобеждающая сила искусства!
В кадре – пустые улицы Донецка. Дует пронизывающий ветер, метет поземка, дрожат фонари. И вдруг откуда-то доносятся едва слышные звуки музыки. Она становится громче, громче. И вот уже виден строгий силуэт большого, величественного здания с колоннами, освещенный огнями. Виденье, подобно сказочному!
В фильме показан театральный зал. В нем – солдаты, студенты, рабочие, домохозяйки. Диктор за кадром восхищенно констатирует: «Лучшее, что есть в Донбассе – люди». В голосе звучит удивление, граничащее с потрясением: «Кто бы мог подумать, что трудовой народ из шахтеров и металлургов после всего того, что ему пришлось пережить, с такой силой полюбит искусство?» 
Театр работал и в годы немецкой оккупации. Город назывался Сталино, и поразительно, что захватчики не стали менять его название. Сам театр немцы именовали Front-Oper Stalino. Естественно, за репертуаром пристально наблюдала администрация оккупантов. В основном шли спектакли немецких композиторов, но порой ставили и спектакли на украинском языке. Но - лишь первое время. Когда художественным руководителем театра стал бывший режиссер Мюнхенского музыкального театра Тони Грашбергер, все изменилось. Репертуар стал чисто немецким и австрийским – оперы, оперетты, с веселой музыкой и шумными танцами.  
Зал в основном заполняли солдаты и офицеры вермахта. Горожане не очень-то жаловали театр – во-первых, попасть туда могли лишь те, кто работал на немцев. Во-вторых, их дискриминировали: выделяли специальные, далеко не лучшие места. И, наконец, в Front-Oper Stalino часто устраивались облавы, и потому из зрителя можно превратиться в узника фашистских застенков.

Артистам жилось тяжело – зарплата была маленькой, паек был невелик. Да и каково было играть для врагов и слушать их овации! Но лицедеи отменно, как и в мирное время, делали свое дело, ничем не выдавая своих чувств, настроения. Конечно же, многие из артистов ненавидели завоевателей…
Непрерывным потоком шли из Донбасса эшелоны с углем. Без устали стучали отбойные молотки горняков, ставились производственные рекорды. Весь Советский Союз восхищался героическим трудом шахтеров, которых воспевали в газетных репортажах и стихах: «Надежные ребята, / Проверенный народ - / Шахтерская бригада / Опять в забой идет!» На них мечтали походить не только юноши, но и девушки Страны Советов.   

Увы, итальянские кинематографисты обошли вниманием историю донецкого театра, за кадром остались и имена известных исполнителей. А жаль – от этого картина наверняка стала бы более колоритной, насыщенной интересными фактами. Впрочем, гостям с Апеннин видней. Итальянцы хотели показать стойкий характер современников, их, заслуживающее уважения, стремление поднять дух жителей Донбасса, и им это удалось

Источник
Невольно на память приходят артисты ленинградских театров, которые выходили на сцену во время блокадного кошмара. Они, слабые, измученные играли таких же изнуренных людей. Спектакли начинались в три или четыре часа дня, чтобы завершить их до наступления комендантского часа. В глазах зрителей, переносивших в другую, мирную эпоху, стояли слезы. Они вспоминали, как бывали в театре со своими родными, близкими, которых уже нет на свете…
Древние говорили, что когда говорят пушки, музы молчат. В Донбассе все иначе. Несмотря на грохот орудий, снаряды и бомбы, сеющие смерть, искусство живо, оно подает не робкий голос, а громогласно напоминает о себе. И заглушает бой военных барабанов.
Один из создателей фильма, Лука Белларди говорил, что его и коллегу - Майю Ногради поразили случаи повседневного героизма в Донбассе. Они узнали о девочке, которая не прекратила занятия танцами, даже когда ее дом и академию танца разделяла линия фронта. Им рассказали о балеринах, которые каждое утро, рискуя жизнью, проходили через передовую, чтобы сыграть в спектакле. Было немало случаев, когда зрители приносили еду артистам, которые месяцами не получали зарплату…
Невзгоды и опасности не изменили издавна заведенного распорядка дня в театре. В фильме показано, как идут репетиции. Слышны команды хореографа, звучит музыка. Летают по сцене грациозные фигуры. Мелькают лица, освещенные улыбками. Этим людям надо беспрестанно оттачивать свое мастерство, каждый спектакль для них – волнующая премьера. И снова, и снова, лишь только стихают заключительные аккорды, гремят аплодисменты и на сцену летят охапки цветов…
Фильм итальянских кинематографистов «Тихо! Идет спектакль» - строг, лаконичен, длится немногим более четверти часа. Но нем есть главное – показаны несгибаемые характеры людей. Они не могут оставить равнодушными. Это и есть суровая черная-белая правда войны.
Автор: Валерий Бурт
темы
война
культура
ДНР
искусство
Италия
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин