«Гостья из будущего» получила мужа из почтовой коробки
7 мин чтения
«Гостья из будущего» получила мужа из почтовой коробки

Исполнилось 47 лет со дня рождения российской актрисы Натальи Гусевой

Те, кто держал в руках книгу «Сто лет тому вперёд», по мотивам которой был написан сценарий фильма «Гостья из будущего», могут обратить внимание на весьма странную деталь.

Героиня ряда фантастических романов Кира Булычёва Алиса Селезнёва, появляющаяся на свет 17 ноября 2065 года, предстаёт перед читателем девочкой рослой, светловолосой, атлетически сложенной. Она чем-то напоминает готовую к подвигу «девочку-парня» в шортах и майке.

Не правда ли — прямая противоположность тому, что мы увидели на экране в фильме «Гостья из будущего»? Уроженка подмосковного Звенигорода Наташа Гусева — большеглазая, миниатюрная (рост – всего 159 см) девочка — была бесконечно далека от мира кино.

Как она оказалась на съёмочной площадке?

Папа и мама Наташи не имели решительно никакого отношения к искусству. Евгений Александрович — рабочий. Галина Макаровна по образованию – медик.

Они жили в самом обыкновенном доме, где мечтавшая стать энтомологом девчонка таскала домой не кошек и собак. Её домашним любимцем был… паук-птицеед.

И это единственный факт, который роднит Наташу Гусеву с Алисой Селезнёвой. Ведь бесстрашная пионерка из будущего была юной натуралисткой, «шарившей» не только в 8 языках, но и в пасти у крокодила Сени из «Космозоо».

Наташа Гусева, девочка небесной красоты, в которую был влюблён практически каждый мальчик Советского Союза, была резидентом самой обыкновенной советской реальности.

Когда Наташе исполнилось 7 лет, её семья перебралась из Звенигорода в Москву. Галина и Женя души не чаяли в своём ребёнке. Они очень надеялись на то, что в столице девочка получит лучшее образование.

Наташа пошла в 692-ю московскую школу на Ленинградском шоссе. Девочка, мечтавшая о поступлении на биофак МГУ, налегала на точные науки, но однажды…

Дверь класса распахнулась, и ассистент режиссёра киностудии имени М.Горького, выбрал для предметной беседы нескольких школьниц, среди которых была и Наташа Гусева.

— Кем ты хочешь стать? — спросил ассистент, надеясь получить очевидный ответ актрисой.

— Энтомологом, — решительно ответила девочка, и он не решился переспрашивать, кто это, собственно, такой.

От роли в короткометражке «Опасные пустяки», рассказывающей о мелких нарушениях правил дорожного движения, Наташа, однако, не отказалась.

Роль в короткометражке про ПДД так и осталась бы милым и забавным фактом в жизни успешного биолога, если бы через некоторое время девочку не пригласили на озвучивание.

На киностудии в эти дни пребывал в довольно-таки отчаянном состоянии Павел Арсёнов, находящийся в предзапуске многосерийной картины «Гостья из будущего». Сценарий был. «Прекрасное далёко», написанное Евгением Крылатовым на стихи Юрия Энтина, тоже. Не было лишь главной героини, хотя на роль перепробовали множество симпатичных (и не очень) девочек.

На «безрыбье» на роль Алисы едва не утвердили Наталью Шанаеву, впоследствии сыгравшую в картине малозаметную роль застенчивой Лены Домбазовой.

— Давайте попробуем эту девочку, — застав Наташу у микрофона в процессе озвучивания, сказал Павел Арсенов.

— О чем кино? – спросила уже «опытная актриса». И, узнав, что ей предстоит сыграть девочку, прилетевшую из будущего, немедля согласилась. Ведь там, в будущем, построен «Космозоо», где должны были водиться очень интересные пауки и бабочки, от вида которых впадала в транс юная Наташа.

А если серьёзно – фантастику она любила с детства. Попробовав Наташу на роль Алисы, Арсёнов понял, что поиски увенчались успехом. Девчонка с небесной красоты глазами и божественной улыбкой ничего не пыталась изображать в кадре. Она была собой, «жила своей жизнью», но очаровывала, вызывая симпатию, а у кого-то и любовь с первого взгляда.

Ну, а что касается присущего Алисе Селезнёвой атлетизма и способности к выполнению предусмотренных сценарием трюков, то проблема была решена приглашением на роль дублёра 13-летней КМС Оксаны Компаниец.

Многие трюки Наташа рвалась выполнить сама, но её замечательно подстраховала Оксана. Жаль, самый отчаянный трюк, когда «гостья из будущего» бежит в настоящем по медленно движущимся машинам, нагоняя пиратов, так и не вошёл в итоговую версию фильма.

Наташе Гусевой пришлось исполнить лишь один трюк – прыжок в длину, вгоняющий в ступор физрука («Илью Муромца»). Каскадёрша Оксана прыгнуть не могла. В кадре должно было появиться лицо Алисы крупным планом. И это лицо было напуганным. Потому что, не допрыгнув, Наташа рисковала приземлиться на камеру, стоившую не меньше «Волги», или оператора, что тоже замедлило бы съёмочный процесс.

Финансирования на «Гостью из будущего» катастрофически не хватало. Сцены будущего вполне могли бы оказаться воссозданными с помощью графики в наше время. Но как мастерить декорации «Прекрасного далёко» в первой половине 80-х, если денег «в обрез»?

Приходилось выкручиваться. «Институт времени» представлял собой игрушку, размер которой не превышал 50 см. Её помещали в кадр таким образом, что казалось, будто за спинами Коли и Вертера «инновационное здание» XXI века.

Футуристическое внутреннее убранство института создано благодаря умелым рукам декораторов, использовавших обыкновенные лампы накаливания, помещённые в специально изготовленные короба.

Машина перемещения во времени создана из пластмассы, в которую вставили обычный (очень популярный в те годы) кубик Рубика.

Сегодня путешествие Коли во времени можно было бы сымитировать за пару часов в специальной компьютерной программе. Но в те годы комбинированные кадры с оптическими эффектами создавались месяцами.

Но главное чудо картины, безусловно, Наташа-Алиса, которая, снявшись в этой картине, проснулась знаменитой в буквальном смысле слова. Выйдя на прогулку с собакой после премьеры фильма на ТВ, она поймала на себе взгляды удивлённых соседок. Ещё вчера они приветливо здоровались с нею, а сегодня… шептались и завороженно таращились вслед, словно, действительно, увидели пришельца из другой эпохи.

Наташа Гусева и подумать не могла, что исполненная ею роль породит удивительное явление — «Алисоманию». Массовая истерия зрителей началась в 1985 году, когда сразу у двух киностудий («Мосфильма» и студии имени М.Горького») начали толпиться люди, предлагавшие 50 рублей за номер телефона исполнительницы роли Алисы Селезнёвой.

Письма с признаниями в любви и небывалыми откровениями шли мешками. Мальчики поголовно грезили этой девочкой. А самые настойчивые решались на поступки, граничившие с помешательством.

В их числе был будущий муж Наташи Гусевой, решивший «достать звезду с неба».

В ходе пребывания Наташи Гусевой на съёмках в Минске, в 1987 году, в двери её гостиничного номера постучали. Одетый в нелепую строительную робу молодой человек втащил на глазах изумлённой Наташи коробку из-под телевизора «Горизонт».

— Что это? — испуганно спросила 15-летняя девушка.

— Это? Подарок. С Главпочтамта. Вам просили передать. Распишитесь! — протянул засаленный клочок бумаги он.

Черканув ручкой, Наташа осталась с коробкой тет-а-тет.  Через мгновение из неё выскочил 18-летний минчанин Денис Мурашкевич, напугавший девочку до ужаса словами: «Привет! Я твой подарок!».

Так начались дружеские отношения, которые спустя шесть лет переросли в нечто большее — брак, заключённый в Минске и просуществовавший до 2001 года. В 1996 году у Дениса и Наташи родилась дочь Алеся.

Спустя 12 лет после развода Наталья вновь выйдет замуж и посвятит себя супругу Сергею Амбиндеру, арт-директору компании «Русфонд» и дочери Софии, родившейся в 2013 году.

Павел Арсенов будет безуспешно пытаться повторить успех фильма «Гостья из будущего» в новой экранизации произведений Кира Булычёва . Фильм «Лиловый шар», снятый с теми же актёрами, но в иных (кроме Наташи Гусевой) ролях в 1987 году, не будет иметь такого успеха, как бессмертная «Гостья из будущего». Сам режиссёр уйдёт из жизни, не дожив до XXI столетия – в 1991 году.

Наташа снимется еще в нескольких (забытых ныне) картинах и… закончит кинокарьеру, получив предложение сняться в жёстком перестроечном кино «Авария — дочь мента». Предложенную ей роль экспрессивной и своенравной десятиклассницы-«оторвы» сыграет Оксана Арбузова (супруга актёра и преподобного деятеля РПЦ Ивана Охлобыстина).

Прекрасное далёко Натальи Евгеньевны Гусевой, которую поклонники узнают на улицах и сегодня, лежало далеко от кинематографа, если не считать нескольких эпизодов в новых русских сериалах а-ля «Литейный».

Она окончила факультет биотехнологии, работала в НИИ эпидемиологии и микробиологии, а сегодня, по некоторым данным, является соучредителем преуспевающей компании, специализирующейся на диагностике и лечении инфекционных заболеваний.

Судьбы актёров из фильма «Гостья из будущего»

Давно нет на свете «пиратов», роли которых исполнили Вячеслав Невинный и Михаил Кононов. Но ещё раньше, в 1996 году, трагически погиб исполнитель роли Коли Герасимова Алёша Фомкин. Близится 23-я годовщина его гибели.

Красавица Полина (актриса и профессиональная модель Елена Метёлкина) едва не стала жертвой заказного убийства в ходе покушения на бизнесмена Ивана Кивелиди, убитого в 1995 году боевым отравляющим веществом, спрятанным в трубку телефона. Ныне — работает в храме. Продаёт свечи.

Коля Садовский — «инспектор уголовного розыска, расследующий преступления против шестиклассников», который должен был по прогнозу Алисы изобрести машину времени, работает таксистом в Хайфе.

Подруга и помощница Алисы Юля Грибкова (Марьяна Ионесян) тоже эмигрировала в 90-е годы в США, отучившись на философском факультете в МГУ. В Америке девушка стала бизнес-консультантом.

Боря Мессерер (актёр Алексей Муравьёв) забил баки героине нашумевшего в 80-е годы фильма Алисе Селезнёвой, изучив 15 (!) иностранных языков и став востоковедом, как и посвятивший эту историю своей дочери Алисе писатель-фантаст Кир Булычёв.

А настоящая девочка Алиса, которой посвящал свои фантастические истории, стала архитектором и в следующем году отметит 60-летний юбилей. Но это уже совсем другая история.

Что же сбылось?

По большому счёту ничего. На флипах не летаем, во времени не путешествуем, с инопланетянами не контачим. Хотя, уверен, роботов-гитаристов, от которых «балдел» застреленный из бластера Вертер, можно встретить и сегодня. А вот процессы автоматизации продаж, иллюстрированные в культовом фильме, запущены вовсю. Вставляй сто рублей, жми на кнопку и – получай свой бублик, раз уж ничего другого в нашем будущем не сбылось. Впрочем, XXI век ещё не окончен. То ли ещё будет.

Такая история.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Как итальянский композитор сломал жизнь кумиру СССР Далее в рубрике Как итальянский композитор сломал жизнь кумиру СССРО великой певице Анне Герман, которой могло бы исполниться 83 года Читайте в рубрике «Общество» Современные методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭМожет ли подготовка к выпускным экзаменам быть удобной, эффективной и недорогой? Современные методы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!