Новости – Люди












Люди
Дорога в лес

Фото: Официальный сайт Бабушкинского муниципального района
Жители «лесных» районов Вологодской области в ближайшее время могут остаться без работы
13 марта, 2014 09:36
6 мин
Жизнь в таких районах как Кич-Городецкий, Тарногский, Бабушкинский Вологодской области практически полностью зависит от состояния дел в лесной отрасли, но запасы доступного сырья исчерпываются. Малый бизнес терпит убытки. Если не строить дороги и не модернизировать производство, предпринимателям скоро будет нечего рубить.
Олег Семин каждый месяц собирает в дорогу свой грузовичок «Валдай». На нем он возит в Подмосковье и в Калужскую область продукцию лесопереработки. Кич-Городецкий район Вологодской области, где он живет — давний поставщик погонажа (плинтус, наличники, балясины и так далее). Переработкой леса здесь занимается почти каждый предприниматель. В большинстве своем это малый бизнес — небольшие производственные площадки, заточенные на поставку продукции в другие регионы страны. Но дела уже давно не идут в гору. Когда-то у Олега было почти три десятка клиентов в разных городах, сегодня осталось только семь.
– Было время, когда я не мог обслужить всю имеющуюся клиентуру, половину «подарил» другу, который возил им точно такую же продукцию, как и у меня, — говорит Олег Семин.
Раньше предприниматель каждый месяц делал по три-четыре поставки. Теперь в зимние месяцы — одну, в лучшем случае. Сезон этого года тоже не обещает быть удачным. Лесная отрасль в восточных районах Вологодчины входит в кризис.
Запасы леса здесь неисчерпаемы. Сейчас общий объем лесных угодий в Вологодской области — почти полтора миллиарда кубометров, но с каждым годом до них все труднее добраться. В так называемой экономически доступной зоне — там, где есть дороги и может пройти транспорт, хорошего леса все меньше. Ценных хвойных пород уже меньше половины всего объема лесосеки. Там же, где хорошего леса много — нет дорог. Отсутствие дорог — главная проблема для малого бизнеса. С их точки зрения «лес скоро закончится».
В Бабушкинском районе больше, чем две трети объема промышленной продукции создает лесопромышленный комплекс. На лесозаготовительных работах и в переработке трудится 1200 человек. Это по местным меркам очень серьезная цифра — всего в районе живет 12 тысяч человек. Здесь есть союз предпринимателей, чьи малые предприятия создают больше трети рабочих мест в районе. Больше рабочих мест только в бюджетной сфере. То есть, реальный сектор районной экономики и соответственно, основные налоговые отчисления — это работа лесозаготовителей и переработчиков.
– Ежегодная расчетная лесосека используется не более чем на 25%, а загрузка мощностей по производству пиломатериалов составляет меньше половины необходимого. Отсутствие же мощностей по более глубокой переработке древесины ограничивает и ассортимент выпускаемой продукции, который состоит в основном из пиломатериалов различных видов, — рассказали корреспонденту «Русской Планеты» в администрации Бабушкинского района Вологодской области.
– Сейчас функционируют те дороги, которые были построены еще в советское время леспромхозами. Но хороших участков леса почти не осталось, — говорит Василий Попов, заместитель главы администрации Бабушкинского района Вологодской области по особым поручениям. — Летние дороги не используют, потому что они пришли в негодное состояние. В основном рубка леса ведется в зимнее время. Как подмерзает, дороги становятся проходимыми. И заготовители стараются весь объем заготовить в это время с запасом на весну и лето, чтобы было что перерабатывать.
По словам Василия Попова, на строительство новых дорог требуется много денег, которых у властей района нет.
– Никакой поддержки в этом плане от области нет. Для того чтобы открыть новые участки с хорошим запасом, нужны не просто новые дороги, а разветвленная сеть гравийных дорог. Частный бизнес не в состоянии их построить. В ближайшем будущем будем жить на тех запасах, которые остаются. Уже сейчас почти нет хвои. Рубка ведется в смешанном хвойно-лиственном лесу. И частники не берут больших делянок. Проблема истощения ресурсов очень серьезная. Без серьезных инвестиций в развитие мы сможем осилить только небольшие объемы, не сможем развиваться.
Частники рубят лес так: к участку, на котором будут проводиться работы, по ухабистой лесной дороге подбирается трелевочный трактор. С него соскакивают несколько мужиков с бензопилами. Они вручную рубят деревья, валят их, чистят от веток, цепляют к трактору и выволакивают упавшее дерево из чащи. Более крупным предприятиям доступны современные способы, например, так называемый скандинавский метод работы на базе комплекса многооперационных машин. Частники используют дедовские методы, а при обработке дерева старые, еще советские станки. Качество продукции у них ниже, а цены выше, чем у больших предприятий, постоянно проводящих модернизацию производства.
– Раньше мы и в Москву товар возили. Сейчас нас поэтапно с этого рынка выдавили. Еще Собянин на МКАДе рынки закрывает, это наша последняя надежда на столицу. Но и не только это. Мы не выдерживаем конкуренции с большими лесоперерабатывающими комплексами. Мы как работаем? Завезли товар, хотим получить наличные. Так базы работать уже не хотят. Цены у нас повыше, а качество чуть ниже. Вот и получается, что пришлось уходить в Подмосковье, — рассказывает лесозаготовитель Иван Огнев.
В департаменте лесного хозяйства Вологодской области пессимизм мелких лесозаготовителей и переработчиков не разделяют.
– Такого понятия, как более качественный лес или менее качественный, нет. Есть расчетная лесосека, которая распределяется между арендаторами. И тут уже от каждого по способностям. Хороший лес есть, но до него всегда трудно добраться. И всегда заготовители жалуются на это. Это субъективная точка зрения, — рассказала «Русской Планете» Алла Белякова, начальник управления экономики лесного хозяйства в областном департаменте.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости