Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Хазбургер и дикбургер

Почему жители Чечни жалуются на заведения быстрого питания

Елена Коваленко
31 октября, 2013 17:52
2 мин
Фото ИТАР-ТАСС, Александра Мудрац.
Выражение «Чечня — это один из наиболее динамично развивающихся регионов России» в республике повторяют так часто, что это уже набило оскомину. Хотя спорить с этим утверждением сложно. Последние годы Грозный превращается в современный российский город, сохраняя при этом восточную исламскую специфику и отличаясь от других новизной и размахом. Торговые центры, парки аттракционов, кафе и рестораны, банки, магазины известных российских и иностранных брендов — все то, что еще недавно казалось далеким и едва ли возможным, сегодня становится обыденным и привычным. При этом одной из самых заметных тенденций стало появление огромного числа заведений быстрого питания, фастфуда. Правда, качество услуг, предоставляемых в таких заведениях вызывает у жителей столицы, как правило, лишь раздражение и недовольство.
Индустрия фастфуда завоевала Грозный всего за два года. Интересно, что владельцы большинства из них не затрудняют себе жизнь выдумыванием оригинального названия, а так или иначе копируют бренд и логотип всем известного мирового лидера этой сферы из США — «McHouse», «McDowell», «McBurger» или просто «FastFood».
Чеченцы всегда отличались любовью к национальной кухне и традицией обедать и ужинать дома. Но и чеченские привычки оказались бессильны против мощи и притягательности фастфуда. Заведения быстрого питания переполнены, а клиентам не всегда удается найти свободное место.
– Знаю, что это вредно. Все знают, но зато это очень вкусно и недорого. Можно сказать, что всю свою стипендию я оставляю в ближайшем кафе, — говорит студент 4 курса Нефтяного университета Исмаил.
Основным потребителем «быстрой еды» стала молодежь, всегда и везде восприимчивая к новому. Но бургерам все возрасты покорны. В таких заведениях можно встретить всех — от маленьких детей до пожилых людей.
– Главное преимущество фастфуда понятно уже из его названия — это быстро. Времени всегда не хватает, а благодаря таким кафе можно пообедать за 15-20 минут, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» сорокалетний таксист Адам.
– Клиентов очень много, у меня почти нет времени для отдыха — говорит продавщица Медина, работающая в киоске быстрого питания в самом центре города. — Особенно часто берут дикбургеры («дик» в переводе с чеченского значит «хороший») и хазбургеры («красивые бургеры»).
«Сервис не плохой, его вообще нет», — такую общую оценку сферы услуг в Чеченской Республике дали горожане, опрошенные корреспондентом РП.
В книге жалоб и пожеланий одного из заведений удалось найти только негатив. Например, замечание на всю страницу — «Чизбургер без сыра??? Все равно что машина без колес!». Или выведенное аккуратным женским почерком обращение — «Уважаемые, просим не добавлять так много воды в Pepsi… Она отвратная…».
– Такое чувство, что собственникам совершенно безразличны их клиенты, придут ли они к ним снова, какими отзывами поделятся с другими. Их словно вообще не волнует имидж организации. А о том, что такое маркетинг и связи с общественностью, кажется, вообще никто не знает. Работают по принципу «вы в следующий раз не придете, ну и что, придут другие, куда они денутся», — возмущается госслужащий Ислам Магомадов.
Такие проблемы характерны не только для общепита. В сфере финансов, страховании, индустрии развлечений чеченцы жалуются на медлительность, грубое и неуважительное отношение к клиентам, недобросовестность. Приехав на первый утренний сеанс в единственный в Грозном кинотеатр, можно обнаружить например, что кассиров нет. «Не знаю, где кассиры, должны быть здесь. Просто утром мало зрителей, вот они, наверно, и не пришли», — отвечают на это работники кинотеатры.
Директор крупного кафе-ресторана Ахмад встретился с корреспондентом РП рано утром, потому что «после времени уже не будет».
– Жалобы у нас идут постоянно. Нередко возникают даже конфликты. Нас все ругают, но клиенты тоже должны нас понять. Где нам взять хороших официантов? Чеченцы у нас на такую работу не идут, считая ее несолидной и несерьезной. Немногие отцы отпускают своих дочерей работать официантками, где им, в основном, приходится общаться с чужими, незнакомыми мужчинами. А работать в ресторане своей жене вообще почти никто не разрешит. Представителей других народов в Грозном так мало, что на них тоже надежды нет. Вот и получается, что хороших сотрудников просто не найти. К тому же нельзя взять на работу любого человека с улицы, многое нужно уметь. В Москве, например, есть целые школы, специальные курсы для официантов и других работников общепита. К тому же у многих клиентов горячий нрав, они могут создать неприятную ситуацию из-за какой-то мелочи, на которую другие даже не обратили бы внимания, — рассказывает Ахмад.
Сервису в условиях рыночной экономики в регионах России уже более 20 лет, он уже достаточно развился и становится все более зрелым. Чеченскому сервису всего 5-6 лет, может, поэтому он пока и остается «детским».
темы
2 мин