Новости – Общество
Общество
«Здесь люди настолько богаты, что едят серый хлеб»
Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
Как сибиряки сохраняют особенности национальной культуры
18 сентября, 2015 14:54
5 мин
Существует точка зрения, что сибирские старожилы не имеют собственной идентичности. Что они лишь сохраняют и передают из поколения в поколение особенности той культуры, которая когда-то появилась в Сибири. Действительно ли это так? Зачем вообще сибирякам заново искать свои корни? В поиске ответов корреспондент РП побывала на лектории «Незнакомая Сибирь».
– Первые упоминания об освоении Сибири появились в XII веке. К XVIII веку на территории западной Сибири окончательно сложилась особая общность с устойчивой культурой. Эта общность — сибиряки. Но почему мы говорим об особых сибиряках? Те села, которые мы считаем старожильческими, называют себя: «мы воронежские», «мы тамбовские», но, когда мы записываем их песни и показываем профессиональным этномузыкологам, они не слышат в них ничего схожего с той общностью, из которой когда-то пришли их исполнители, — рассказывает Даниил Крапчунов, руководитель арт-проекта «Васильев вечер» и лектор мероприятия.
«Васильев вечер» — это коллектив, изучающий культуру старожилов Сибири. Участники арт-проекта путешествуют по деревням, селам, в которых сохранились остатки исконной культуры: в одежде, обычаях, праздниках, кухне и др. В особенности «Васильев вечер» интересуется старожильческими песнями, слушает их, записывает и перепевает, по максимуму сохраняя первозданное звучание.
На лектории коллектив исполнил несколько песен из разных уголков России. Аудитория восприняла выступления с восторгом.
– Эти песни не для зрителей, нужно находиться внутри них, — отмечают участники творческого коллектива. — Это общение между людьми.
Даниил Крапчунов. Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
Под песни проходили праздники русского народа, в них переживались тяжелые и радостные моменты. Под свадебные проходил процесс переодевания из девичьего наряда в свадебный, под лирические — делились переживаниями о разлуке с любимыми. Многие тексты проникнуты темой неволи: песни каторги, ссылки, в которых выражалась тоска по Родине и семье. В XIX веке начали петь песни на стихи русских поэтов, близких народу: Пушкина, Лермонтова, Жуковского. Одна песня может длиться и пятнадцать, и тридцать минут. Но главная ее особенность, по словам участников арт-проекта, заключается в том, что она существует только в момент исполнения. Звучание песни может отличаться не только от села к селу, причем одного километра достаточно, чтобы песня исполнялась по-другому, но и одна компания во второй раз может спеть уже совершенно иначе. Многое меняется и с приходом дополнительного голоса.
– Как-то слушали песни бабушек из одной деревни, восторгались их пением, а они вздыхали и говорили: «Эх, нет, Агриппины здесь не хватает, вот Агриппина бы спела». Мы привели Агриппину, поднесли к ней все микрофоны, а она просто тихонько захрипела. Но песня с ней и в самом деле зазвучала по-новому, — рассказывает Даниил Крапчунов.
Хорошая преемственность сохранилась в традиционной кухне сибирских старожилов. Студень или холодец на Рождество, блины с рассольным соусом на Васильев день. За пределами Сибири почти нигде не увидеть на столах пироги на черемуховой муке и просто черемуху, серый хлеб, про который когда-то писали ходоки, посетившие Сибирь: «Здесь в Сибири люди живут настолько богато, что если там, в России, мы и черного-то хлеба не едали вдоволь, то здесь черный хлеб им настолько приелся, что стали они его смешивать с белым, и едят хлеб серый».
Основа любого костюма и женского, и мужского — рубаха. Особенность мужской рубашки сибиряка — боковой отрез на горловине. Далее к мужскому костюму идут порты — штаны и головной убор.
Женский костюм в этом плане намного интереснее и разнообразней. Поверх рубахи зачастую надевали шушун или, как говорят на севере, душегрею. Помимо этого рубашка могла сочетаться с сарафаном или платьем, но во всех вариантах костюм сибирячки обязательно дополнялся фартуком и поясом. Головной убор зависел от возраста девушки. Для незамужних — венцы или челки с открытой макушкой, для замужних — сорока или, по северному, кокошник, кроме того, любая девушка могла повязать на голову платок.
Снаружи одежда украшалась дорогой покупной тканью, а внутри в основном была изо льна. Костюмы обшивались металлизированными, позолоченными нитями, речным жемчугом, которого в России в те времена было много. Цепочки и бусы могли весить до двенадцати килограммов. Самими ценными считались те, что были выполнены из стекляруса, так как его привозили из других стран.
Символика традиционного костюма особенно видна на рушниках. На них часто изображены животные. Конь — символ смирения и покорности, павлин — нетления и бессмертия. Нередко встречается и изображение двуглавого орла — это христианский символ, две головы — две ипостаси — божественная и человеческая.
Даниил Крапчунов считает, что сейчас молодые люди предпочитают социальные сети походу к бабушке.
– Но нам просто необходимо открывать заново традиционную культуру, потому что она имеет многое, чего не хватает в нашей современности, без чего она разрушается, — говорит он. — Нам нужно ощущать преемственность через костюмы, песни. Наши предки этим жили, и мы сегодня живем благодаря тому, что это у них было. А будут ли жить наши потомки — не факт, потому что мы утратили то, благодаря чему живы сегодня.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости