Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Завтра — снова потоп

Почему города Челябинской области затапливает ливнями

Елена Коваленко
6 августа, 2013 15:23
3 мин

Подтопление улиц в Магнитогорске. Фото с сайта vk.com.

Мощнейшие ливни обрушились нынешним летом на разные города по всей России: от подтопления пострадали Ярославль, Москва и Подмосковье, Ульяновск, Воронеж, Новосибирск, Красноярск, Тольятти… Неделю назад по окна в воде «плавали» маршрутки по Магнитогорску. Что это — изменения климата, неразумное планирование в городской застройке или, как обычно, разгильдяйство коммунальных служб?
О ливневой канализации горожане помнят практически круглый год. Она нужна в половодье, особенно после обильных снегопадов, а также в тот длительный период, когда возможны интенсивные дожди, то есть с мая по октябрь. Ливневка — трубы, проложенные под землей и выведенные в какую-нибудь яму, — должна обеспечивать городу комфортное сухопутное существование. Но свою функцию она выполняет из рук вон плохо. Нынешним летом жители Челябинска и Магнитогорска убеждаются в этом снова и снова.
- Ливневая канализация прокладывалась еще при царе Горохе. Плюс сейчас большими темпами идет строительство, где-то ее перерубили, где-то новую вообще не построили. Единой системы нет. Непонятно, кто за какой участок отвечает и отвечает ли, — рассказал «Русской планете»  председатель Челябинского областного совета МООА «Свобода Выбора» Алексей Бруй. — Надо ставить насосы, постоянно чистить трубы, это огромные деньги, и никто никогда их не выделит. Водителям, которые сталкиваются с затопленными дорогами, можно лишь посоветовать не ехать в воду, не зная брода, чтобы избежать попадания воды в двигатель, гидроудара и последующего дорогостоящего ремонта. Однако почему-то каждый год люди совершают эти ошибки, вместо того чтобы развернуться и поехать объездным маршрутом. 
После очередного потопа, который произошел в Челябинске 11 июля в результате сильного дождя, власти вновь были вынуждены давать комментарии и как-то объяснять ситуацию. Глава города Сергей Давыдов сообщил, что уже составлен перечень мер по предотвращению новых затоплений городских дорог: определено 20 наиболее проблемных участков, на которых с приходом дождей возникают настоящие наводнения. Его заместитель Владимир Алейников заявил, что ремонт и строительство ливневок на самых сложных участках будут проходить в рамках целевой программы по развитию ливневой канализации, рассчитанной до 2015 года. Однако выяснилось, что на программу в год тратится по 6 млн рублей, правда, в этом году 16 млн выделили вне очереди — это при том, что для строительства, ремонта и полноценного функционирования ливневой канализации требуется около 2 млрд рублей. Для города, по признанию Давыдова, это сумма неподъемная.
31 июля над рядом территорий Челябинской области пронесся ураган с мощными ливнями. Ветер достигал скорости 27 м/с — в результате были повалены столбы ЛЭП, произошли технологические нарушения в распределительном сетевом комплексе, и 31 населенный пункт в Верхнеуральском, Чесменском и Карталинском районах остался обесточенным. Без электричества сидели 9,5 тыс. человек. В нескольких десятках домов ураган сорвал крыши, а город Магнитогорск попросту ушел под воду. Как нарочно, на следующий день, 1 августа, в Челябинске были назначены учения по ликвидации последствий подобных стихийных бедствий. Экстренные службы инсценировали ЧП: потоп на одном из оживленных перекрестков, затопление подвалов близлежащих жилых домов и канализационных колодцев, а также аварийное отключение электроснабжения. «Героическими усилиями» в течение нескольких часов вода была откачана, электричество подключено, а население тем временем обеспечено питьем и питанием. По оценкам администрации, учения прошли успешно. Зато последствия реальной аварии в областной глубинке разгребали около двух суток — и это без восстановления сорванных ветром крыш.
Последствия ливня в Магнитогорске. Фото с сайта vk.com.
В постперестроечные времена из-за раздела собственности и банкротства многих предприятий значительная часть ливневой канализации осталась бесхозной. В итоге информация о количестве выпусков ливневой канализации, ее владельцах и абонентах попросту отсутствует. Есть лишь данные о том, что в городе выявлено 80 точек, которые может в любой момент подтопить в результате ливня. Фактически каждый горожанин справляется с дождевыми потопами, как может. Главный инженер одного из городских торговых комплексов сообщил «Русской планете», что первый этаж их объекта, расположенного в низине, заливало дождевыми водами — ливневая канализация здесь то ли не функционирует, то ли отсутствует вообще. Чтобы перенаправить течение воды, администрация была вынуждена поставить нечто вроде лежачего полицейского, своего рода плотину, и теперь потоки льются к другому зданию.
Директор компании «КЭМП» Яков Гуревич, эксперт в вопросах транспорта и транспортной инфраструктуры, отвечая на вопрос «Русской планеты», высказал мнение, что обустроить ливневую канализацию так, чтобы город избавился от подтоплений, практически нереально. На его взгляд, в нынешней ситуации во многом виновата так называемая «дорожная революция», объявленная местными властями несколько лет назад — ее содержание сводилось к расширению уже существующих и строительству новых дорог:
- Решетки ливневой канализации всегда располагаются по краям дорожного полотна, которое уложено с уклоном — чтобы вода стекала на обочины. После расширения решетки оказались в центре проезжей части, как результат — они постоянно проваливаются, профиль дороги нарушается. Словом, старую канализацию надо демонтировать, а новую прокладывать, а это очень большие затраты. Кроме того, у нас нет специалистов. Дороги расширили, но весьма бестолково: проезжая часть то четырехполосная, то, как бутылочное горлышко, сужается до двух полос. Это не только не решает проблему пробок, но и увеличивает аварийность. Дороги надо сужать, чтобы подвигнуть людей отказаться от автомобилей в черте города — такой совет Сергею Собянину дал мэр Токио. И сейчас в Москве поставлена задача: сделать так, чтобы к 2020 году ездить по городу на личном транспорте стало бы неприличным. Это, конечно, вряд ли осуществимо, но идея, по крайней мере, правильная — она реализуется по всему миру.
Еще один фактор, усугубляющий потопы на челябинских улицах — наш с вами мусор: пакеты, скомканная бумага, пустые сигаретные пачки, банановая кожура. Все это попадает в ливневую канализацию и забивает ее. В 2009 году во время очередного сильнейшего ливня потоп привел к настоящей трагедии. Вода хлынула в подземный переход на площади Революции и затопила его, в результате чего «коротнул» один из торговых холодильников с напитками. Как раз в этот момент вниз спустилась молодая пара. Парень взял девушку на руки и двинулся вброд. Почувствовав удар током, он дернулся и выронил свою подругу — она упала в воду и погибла от электрического разряда. Этот случай потряс горожан. Но, увы, никак не повлиял на ситуацию.
темы
3 мин