Новости – Люди












Люди
Олимпийские долги
Фото: Андрей Кошик
Корреспондент РП выяснял, почему задолженности по зарплатам в Краснодарском крае выросли почти в восемь раз
8 апреля, 2014 20:27
6 мин
К началу апреля долги по заработной плате перед жителями Краснодарского края выросли в 7,6 раз: суммарная задолженность составила 28,7 млн рублей, сообщает региональное управление Росстата. Вовремя зарплату не получили 1392 кубанца.
Еще в начале марта совокупный долг по зарплате составлял всего 3,8 млн рублей, а количество работников, перед которыми имелась задолженность — 188 человек.
Краснодарстат дает выборку лишь по крупным и средним предприятиям, в которых сотрудники трудоустроены официально. Поэтому можно предположить, что эта статистика не исчерпывающая. Малое предпринимательство — небольшие магазины и коммерческие организации, крохотные фирмы, равно как и зарплаты «в конверте» эта статистика не учла. А ведь именно в таких структурах чаще всего люди работают без оформления положенных документов, что увеличивает риск остаться без зарплаты.
Из тех, кто попал в статистическое поле, большинство — 86,6% — трудятся в сфере пищевого производства, 12,6% в сфере энергетики. 0,6% приходится на сбор сточных вод и отходов.
В Краснодарстате «Русской планете» ответили, что не занимаются анализом причин «скачков» задолженности, а просто обнародуют статистику. Если посмотреть выборки прошлых месяцев, то можно увидеть, что уровень долга регулярно меняется то в большую, то в меньшую сторону. Например, в феврале предприятия не выплатили зарплаты 667 сотрудникам. В начале марта их было 200.
Причину резкого увеличения задолженности «Русской планете» объяснили в пресс-службе государственной инспекции труда Краснодарского края. Там рассказали, что в число мартовских должников входит порядка 50 организаций и предприятий.
Например, «Торговый дом НДК» из Белореченска уже два месяца не может заплатить одному сотруднику 16 тысяч. Из-за дебиторской задолженности счета торгового дома арестованы. Муниципальное автотранспортное предприятие из сочинского поселка Лазаревский должно трем работникам по две тысячи рублей.
Однако есть компании, долг которых исчисляется миллионами. Они и привели к резкому росту задолженности. Это, в первую очередь, Гулькевичский сахарный завод, на котором без зарплаты остались 472 работника. В совокупности предприятие задолжало сотрудникам 24,1 млн рублей. Сейчас завод находится на стадии ликвидации, — рассказал «Русской планете» начальник отдела правового надзора и контроля государственной инспекции труда по Краснодарскому краю Сергей Хачатурян.
Размер денежного наказания, которое применяется к руководителям — от одной до пяти тысяч рублей для должностного лица и до 50 тыс. рублей для юридического.
Немало среди должников и строительных организаций из Сочи, в том числе тех, которые участвовали в олимпийской стройке. Так, ООО «Сочиспецтехника» задолжала 161 работнику почти 10 млн рублей. Компания ссылается на дебиторскую задолженность — неоплату выполненных объемов работ в НИИ «Волна». Точно по той же причине ООО «Спецавтотранс» из Сочи не рассчитался со 158 сотрудниками: долг составляет 5,2 млн рублей. «Сочиремкомплекс» задолжал 121 сотруднику более 3,5 млн рублей.
Из-за неоплаты заказчиком выполненных работ без денег остались 648 сотрудников ООО «Горная инженерно-строительная компания» из Сочи. Долг превышает 40 млн рублей.
Главный редактор портала «БлогСочи.Ру» Александр Валов возникновение многомиллионных задолженностей объясняет безответственностью в работе.
– Среди огромного количества задействованных в олимпийской стройке подрядчиков и субподрядчиков нашлись компании, которые недобросовестно подходили к своей работе, кого-то «кинули», кому-то не выплатили зарплату, где-то не выполнили нужный объем работ.
По мнению Валова, такое отношение связано с отсутствием контроля: если бы все работы были проведены через унитарные предприятия, они обязательно прошли бы установленные законом процедуры. Когда действует огромное количество ООО, контроль снижается в разы.
При этом Александр Валов уверен, что реальная задолженность перед олимпийскими строителями в разы больше официальных цифр. По его информации, только инженерно-техническим работникам, которые участвовали в строительстве комплекса «Малый Ахун», должны порядка 100 млн рублей.
– Государственные органы не смогли обеспечить должный контроль за деятельностью компаний, работавших в Сочи. В частности, не проконтролировали заключение с сотрудниками трудовых договоров, — говорит «Русской планете» координатор сети «Миграция и право» правозащитного центра «Мемориал» в городе Сочи Семен Симонов.
По словам правозащитника, в статистику невыплат попали только те рабочие, которые были официально трудоустроены, но на олимпийской стройке было немало тех, кто работал нелегально. Причем речь идет как о россиянах, так и о мигрантах из Средней Азии.
– На олимпийских объектах оформлялись не все люди. Бывало, что целые бригады не оформлялись. Были только договоры подряда, а дальше заказчики самоустранялись и не интересовались, что там происходит, — продолжает Симонов. По его мнению, больше половины строителей, которые трудились на олимпийской стройке, сталкивались с нарушениями.
– Это либо незаконные изъятия из зарплаты, либо за них не платились налоги. Речь может идти о десятках тысяч людей, — пояснил Симонов.
Многие россияне и иностранцы, не дождавшись денег, уехали домой.
– Мне периодически звонят рабочие, но мне им ответить нечего: прокуратура и трудовая инспекция отвечают, что трудовые отношения не установлены. Они даже в суд не могут подать, потому что не было трудового договора. Факт трудовых отношений установить очень сложно, а размер зарплаты — практически невозможно, — объясняет Симонов.
Представитель государственной инспекции труда по Краснодарскому краю Сергей Хачатурян сообщил РП, что в большинстве случаев сотрудникам удается получить заработанное:
– Способов достижения этой цели много. Например, работники могут обращаться напрямую в суд. Многие из них уже получили судебные приказы — исполнительные листы на взыскание задолженности. По ним они получают средства вне очереди. Конечно, инспекция труда со своей стороны делает все в рамках установленной компетенции, но результат эффективнее, когда у работника есть и решение суда, и требование инспектора о погашении задолженности.
Хачатурян отмечает, что при отсутствии трудового договора работник заведомо попадает в невыгодное положение и, в конечном итоге, может лишиться всех выплат.
– Доказать, что кто-то ему что-то должен или то, что он где-то работал, будет практически невозможно, — говорит Хачатурян.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости