Новости – Люди












Люди
Жизнь за решеткой
Фото: Елена Серова
Зачем ярославцы отгораживаются от соседей металлическими конструкциями
10 марта, 2015 15:04
10 мин
Двухметровые железные заборы вокруг многоэтажных домов и даже целых кварталов стали в последние годы характерной приметой Ярославля. Жительницу Кировского района Валентину Широкову возмущают многочисленные барьеры, вырастающие у нее на пути в самых неожиданных местах.
– Я живу возле табачной фабрики и приписана к поликлинике больницы № 5 на улице Терешковой. Раньше ходила дворами и дальше через парк на улице Кооперативной. А сейчас все вокруг перегорожено заборами. Идешь — вдруг стоп: прохода нет, возвращаешься назад, ищешь другой путь — и все повторяется сначала. Один раз вечером, в темноте я заблудилась в этом лабиринте, вошла в какую-то калитку, дверь захлопнулась, щелкнул электронный замок. Я оказалась в пустынном огороженном дворе. Сунулась в одну сторону — решетка. В другую — тоже. Обычно я стараюсь подавлять в себе страх замкнутого пространства, но в тот миг признаюсь, поддалась панике, почувствовав себя в западне. Мороз, темнота — и никого вокруг. Благо, вскоре я увидела, что к воротам подъехала машина, ее владелец воспользовался электронным ключом и выпустил меня на волю. Но если бы на моем месте оказались инвалид по зрению, старый человек или ребенок — сильнейший стресс им был бы гарантирован. Сейчас очень многие дети после занятий в спортивных секциях, творческих студиях и школах искусств возвращаются домой, когда стемнеет, и им, бедняжкам, приходится брести по пустырям, обходя многочисленные ограды, что многократно удлиняет путь, — переживает Валентина Павловна.
С ней согласна жительница Фрунзенского района Наталья Ершова.
– Я больную тетю, которая живет в доме № 6 по проезду Подвойского, частенько после работы навещаю. От остановки до подъезда напрямик метров 500, но мой маршрут оказывается втрое длиннее, потому что приходится ходить кругами, пробираться задворками, обходя по периметру огороженные железными заборами территории построенных в последние годы элитных многоэтажек, — рассказывает Наталья Сергеевна.
Сначала, по ее словам, обнесли оградой устремленные в небо высотки-близнецы, названные Голубым топазом из-за небесного цвета куполообразной крыши. Потом металлическую конструкцию продолжили на следующий квартал, охватывая огромное пространство микрорайона Московская слобода. В результате получилась решетка-монстр длиной чуть ли не со стену столичного Кремля. Внутри нее есть место для автостоянок, детских городков, досуговых площадок, мини-стадионов, выгула собак. А дворы окрестных домов (в том числе и того, в котором живет моя тетя), обрезали по самое некуда — чуть ли не до подъезда.
– Это произвол, — соглашается с Натальей пенсионерка Мария Веселова. — Некоторые жилые здания остались вообще без двора, например, из дома № 1а по проезду Ушакова мы выходим прямо на дорогу. В то же время целые кварталы становятся территорией, закрытой для большинства населения, что порождает социальное неравенство в его дикой, оскорбительной форме. Ведь изначально при уплотнении застройки ни о каких заборах и речи не велось. Наоборот, нам обещали благоустройство двора. А получили мы решетку перед окнами. Словно в зверинце живем.
Обиженных много, но в ответ на свои жалобы они слышат от напористых соседей, что забор районная администрация согласовала, так не стоит зря сотрясать воздух. А хотите дышать свежим воздухом — ступайте в парк.
– Выдача разрешения на установку ограждения земельного участка — это муниципальная услуга, оказываемая в соответствии с утвержденным мэрией города регламентом. С заявлением о ее предоставлении любой собственник квартиры может обратиться в территориальную администрацию по месту жительства. А мы анализируем — не будут ли перекрыты проезды к социально-значимым объектам и окрестным жилым домам, не возникнет ли препятствий для работы обслуживающих организаций, скорой, МЧС. Обязательно учитываем результаты специально организованных по этому случаю публичных слушаний. Если две трети собственников за и ни у кого нет принципиальных возражений — проект согласовываем, — поясняет заместитель главы администрации Фрунзенского района Ярославля Надежда Молева.
По ее мнению, если для граждан символом права на безопасность и тишину является забор — их убеждения следует уважать.
Некоторым действительно удается создать эквивалент рая на земле. Например, на обнесенной защитными «крепостными стенами» территории у дома № 1 корпус 2 по улице Строителей разбиты клумбы, а беседка для отдыха летом сплошь увита диким виноградом. Правда, это скорее исключение из правила. Гораздо чаще огороженный двор превращают в огромную парковку. Так случилось с домом 4 по улице Сосновой. Причем некоторые ушлые автовладельцы в Ярославле умудряются машиноместа у своих домов сдавать внаем, а собственных железных коней ставить под чужие окна к досаде соседей, которые после этого тоже задумываются об огораживании. Тем более, что никаких налогов за огороженные владения не предусмотрены. Так почему бы и не прихватить по максимуму, если задаром?
– Таких обращений поступает все больше, — констатирует специалист отдела по содержанию территорий администрации Дзержинского района Ярославля Елена Документова. — За последние три года их подано в нашем районе 40, по половине вынесено положительное решение.
К примеру, этим правом воспользовалась детская хоровая школа «Канцона», занимающая часть первого этажа жилого дома № 75 по Ленинградскому проспекту. У нее отдельный вход, и собственники дома, обслуживающие организации возражений не высказали. А жители дома № 3 корпус 6 по улице Панина дважды получали отказ из-за того, что в указанном ими месте проходят сети Водоканала, а в перспективе здесь заасфальтируют дорогу к проектируемому детскому саду.
Но если вето обслуживающих организаций может похоронить проект, то недовольные жители соседних домов порой на публичных слушаниях остаются в меньшинстве, а значит в проигравших. Это порождает многочисленные внутриквартальные конфликты. Например, возведенный в рамках точечной застройки дом 47 корпус 2 по улице Урицкого своим забором существенно потеснил соседей. В администрацию района посыпались жалобы. Но все осталось как есть. Даже пользоваться установленным внутри ограды детским городком окрестным жителям не разрешили: он частный — принадлежит собственникам новостроя.
– Проблема в том, что многие жители возведенных в советское время многоквартирных домов не знают границ участка под своим домом, — считает начальник юридического отдела администрации Дзержинского района Елена Климова. — В конце нулевых годов, когда в Ярославле по муниципальной программе за счет городского бюджета проводилось межевание земель под МКД, далеко не все ярославцы задумывались о последствиях.
Зачастую людям не объясняли, что эта граница обозначает суверенную территорию, на которую никто не вправе посягнуть. А город, заинтересованный в продолжение точечной застройки, преследовал свои цели и отмежевал для большинства домов советского времени маленькие участки, чуть ли не по самые отмостки. В то же время совладельцы вновь выстроенных многоэтажек прилегающую территорию рассматривают как долевую собственность и не хотят ни с кем ею делиться. Так жители дома № 27 корпус 2 по улице Папанина создали внутри ограды оазис площадью 10 000 квадратных метров. Они объяснили, что такая идея витала давно, потому что через их двор повадились ездить и ходить все, кому не лень, сокращая себе путь к улицам Космонавтов и Орджоникидзе, попутно выбрасывая мусор — хорошо, если в контейнер. Члены ТСЖ сдали по 7000 рублей на забор длиной более 300 метров с двумя въездными воротами и двумя калитками. Примерно, также обстояло дело и с установкой ограды вокруг новых корпусов 2 и 3 дома № 10 по улице Орджоникидзе.
– У сторонников железных оград есть железные аргументы, — каламбурит начальник юридического отдела администрации Заволжского района Ярославля Сергей Грибанов. — Им хочется, чтобы на лавочках не сидели пьяные компании, не гремела допоздна музыка, не ревела по ночам сигнализация, на клумбах цвели цветы, а машину можно было оставить у дома бесплатно, а не на стоянке за 10 тысяч рублей в месяц. Но когда возникает цепная реакция установки заборов и весь город ощетинивается решетками — это чудовищно: антиутопия наяву.
К тому же это постоянный источник социального напряжения. Уже и сегодня дело нередко доходит до суда. Жители дома № 34 корпус 2 своим забором перекрыли другим заволжанам дорогу на улицу Мостецкую и в знаменитый Тверицкий бор — памятник природы, любимое место отдыха, конных и пеших прогулок ярославцев. Теперь готовится судебный иск против «узурпаторов». Только вот кто будет по нему ответчиком? Все 600 собственников квартир, которые не удосужились получить требуемые муниципальным регламентом согласования?
– Я считаю, что никаких заборов внутри жилых кварталов с многоэтажной застройкой быть не должно, — высказывает свою личную позицию Сергей Грибанов.
– Когда все дома огораживаются решетками, город превращается в «исправительное учреждение». Я, разумеется, против этого, — высказывается и глава Кировского района Александр Белозеров. — Но есть регламент, и мы ему следуем.
– Вопросами установки оград занимаются территориальные администрации. Они разбираются в каждой конкретной ситуацией, проводят публичные слушания, учитывают мнение населения. Мы подключаемся для контроля соблюдения прав граждан, — поясняет заместитель начальника управления земельных ресурсов мэрии Ярославля Анна Ушакова.
Она обеспокоена тем, что нередко заборы устанавливаются самовольно, особенно это характерно для центра города. А бороться с нарушителями непросто.
– Российское законодательство излишне лояльно к откровенному самоуправству в земельных вопросах, — полагает Анна Ушакова. – На захваченной пиратским манером земле размещаются не только ограды, но и рекламные конструкции, ларьки, киоски. Снести их потом — замучаешься. Даже судебные приставы не всегда нам в помощь.
Но даже если металлические конструкции согласованы, можно спорить о справедливости их размещения в конкретном месте.
– Несколько лет назад была отменена законодательная норма, предусматривавшая норму площади двора в расчете на одного жителя. Результатом этого решения стало повсеместное огораживание без учета права каждого человека на жизненное пространство не только внутри квартиры, но и вне ее. По моему мнению, в современном городе ограды должны иметь только здания усадебного типа, исторические домовладения. К ним, разумеется, не относятся новострои, проектом которых изначально никаких заборов не предусматривалось, — уточняет Анна Ушакова.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости