Новости – Титульная страница












Титульная страница
Обречена на авиацию
Фото: Руслан Царев
Корреспондент «Русской планеты» выяснял, зачем региону собственный авиаперевозчик
1 ноября, 2013 12:56
5 мин
Костромская область — одна из немногих регионов Центральной России, где есть собственное авиапредприятие. «У нас уникальный регион, в котором есть и аэропорт, и компания-перевозчик, — сказал «Русской планете» губернатор Костромской области Сергей Ситников. — Ни у кого из соседей такого нет — только аэропорты». Авиасообщение с соседними Ярославлем и Иваново обеспечивают частные авиакомпании, базирующиеся в других регионах.
С 2006 года в Костромской области возобновили местные рейсы малой авиации по региону и в соседнюю Ивановскую область, летом есть рейсы в Анапу, с 2009 по 2012 годы было регулярное авиасообщение с Москвой. В 2013 рейс в столицу отменили из-за проблем с наполняемостью, но вместо него начали полеты в Санкт-Петербург. Только на осуществление этого рейса в бюджет области на 2013 год заложили 50 млн рублей — почти ту же сумму, в которую обходились полеты в Москву. Однако в администрации области считают, что без дальних рейсов региону не обойтись, так как не оставляют надежду вывести их на окупаемость.
Потребность в малой авиации в администрации региона объясняют его географическими особенностями. «Основные затраты на авиасообщение связаны с содержанием инфраструктуры аэропорта “Сокеркино” и не зависят от интенсивности полетов, — ответил Ситников на вопрос “Русской планеты” о том, есть ли смысл, отказываясь от рейса в Москву, закладывать в бюджет такую же сумму на полеты в северную столицу. — А эта инфраструктура необходима для малой авиации, без которой в наших условиях обойтись невозможно. Расстояние от Костромы до самых отдаленных населенных пунктов на северо-востоке области превышает 600 километров. В экстренных случаях из такой дали и по нашим дорогам больного просто не довезут до больницы. Соседним Ярославской и Ивановской областям в этом плане проще: там нет таких расстояний, можно обойтись и без санавиации. У нас — нельзя».
Местные перевозки выполняют социальную функцию, обслуживая в основном населенные пункты, где нет другого регулярного сообщения. А вот дальние рейсы, если начнут хотя бы окупаться, по мнению Ситникова, снизят финансовую нагрузку, связанную с содержанием аэропорта.
Однако некоторые эксперты оценивают перспективы вывода авиасообщения в Костроме на окупаемость скептически. «В авиации способен окупаться и приносить прибыль только большой бизнес с большим же парком самолетов и географией полетов, — сказал «Русской планете» генеральный директор московского консалтингового холдинга «ИНТАЛЕВ» Алексей Федосеев. — Попытки вести его как малый — с парой-тройкой самолетов и направлений — априори обречены на неудачу, и примеров тому немало».
В администрации области, в свою очередь, говорят о планах по развитию дальнего авиасообщения, но у тех немало сдерживающих факторов. Сейчас взлетно-посадочная полоса аэропорта способна принимать только ограниченное количество типов воздушных судов. Для увеличения ее возможностей нужно увеличить ее длину и ширину. Это позволит аэропорту принимать более тяжелые, вместительные и дальнобойные самолеты, состоящие в машинопарках отечественных и, возможно, зарубежных авиакомпаний. Однако до недавнего времени эти планы делало невозможным совместное использование ВПП с Минобороны. В сентябре, как уже сообщала «Русская планета», администрации региона удалось договориться с военными о передаче полосы в полную собственность региона. Теперь власти планируют привлечь инвестора, которого заинтересует возможность вложений в аэропорт. У самого региона денег на его совершенствование нет.
Кроме функций воздушной «скорой помощи», вертолеты патрулируют леса на предмет пожаров, используются для наблюдения за линиями электропередач, доставляют грузы в труднодоступные места, которых в области немало. Осуществляют они также регулярные пассажирские перевозки. В летний сезон по пятницам и воскресеньям вертолет совершает полет из Костромы в Юрьевец и обратно с посадками в Кинешме и двух удаленных деревнях Макарьевского района — Красногорье и Нежитино. Для последней, знаменитой в некоторых кругах тем, что в ее окрестностях проводят свой фестиваль «Радуга» хиппи, вертолет до 2009 года, пока туда не пустили автобус из Костромы, оставался единственным регулярным сообщением с «цивилизацией».
«Имейте в виду, что катаясь на этом вертолете, вы, возможно, лишаете возможности добраться до цивилизации жителей отдаленных деревень, для которых этот вертолет не развлечение, а единственно существующий транспорт, — пишет пользователь “Живого журнала” gribon-275. — Старайтесь улетать из Костромы в воскресенье, а обратно в Кострому лететь в пятницу, этим самым вы будете лететь в противовес аборигенам».
Наличие малой авиации при бюджетных ценах на билеты и отсутствии дискриминационных тарифов для приезжих (такое практикуется во многих местах по стране: цены билетов для местных и приезжих отличаются в разы. — Примеч. авт.) способствует незначительному, но все же увеличению турпотока. У любителей транспортного туризма Кострома пользуется славой ближайшей к Москве «вертолетной Мекки» или «заповедника малой авиации», где можно за приемлемую цену прокатиться на рейсовом вертолете или самолете «Ан-2», и некоторые специально приезжают в город ради этого.
По возвращении из Юрьевца вертолет совершает рейсы по нескольким деревням Костромского района и в одну, расположенную в соседней Ярославской области. Постоянных жителей в этих деревнях почти не осталось, а основные пассажиры — костромичи, у которых в этих местах дачи. В 2012 году в администрации области рассматривали альтернативы полетам в эти деревни в виде налаживания регулярного автобусного сообщения или водного по реке Кострома, однако в итоге решили ничего не менять.
К слову, билеты на местные рейсы стоят от ста с небольшим рублей, самый дорогой до Вохмы на самолете «Ан-2» с посадкой в Шарье — чуть больше тысячи рублей.
Чуть ли не с первого рейса полеты из Костромы в Москву стали предметом жесткой критики со стороны жителей региона. Наполняемость самолетов «Ан-28-М», рассчитанных на 45 пассажиров, даже в самые лучшие времена, по данным «Костромского авиапредприятия», не превышала 40%. Костромичи обвиняли власть в «перевозке воздуха» за деньги налогоплательщиков.
«Во что обходились эти полеты, долгое время было тайной за семью печатями, — говорит “Русской планете” костромской маркетолог Владимир Лисицин. — А мне было очень интересно, сколько наших денег так выбрасывали на ветер. Только когда сменился губернатор в 2012 году, в СМИ, по-моему, даже федеральных, а не местных появилась цифра в 50 с гаком миллионов. Понятно, почему молчали».
В 2012 году авиаторы пытались привлечь дополнительных пассажиров за счет гибких тарифов по принципу «чем раньше берешь билет, тем дешевле», однако к коренному перелому это не привело, и от полетов в Москву в итоге решили отказаться. Впрочем, и рейс в Санкт-Петербург уже пытались вводить в 2010 году параллельно с полетами в столицу, но из-за все тех же проблем с наполняемостью и рентабельностью вскоре отказались от него, отдав предпочтение Москве.
В числе причин отмены рейса в столицу в администрации области называют развитое альтернативное сообщение: до Москвы можно добраться поездом, автобусом или улететь из соседних Иванова и Ярославля. До Санкт-Петербурга из Костромы ходят беспересадочные вагоны, которые в Нерехте цепляют к проходящему поезду, идущему в северную столицу из Иванова. Однако надеяться на лучшую наполняемость самолета в Петербург чиновникам позволяла ситуация с ценой билета.
Если до лета 2011 года путешествие из Костромы в столицу по воздуху обходилось в те же деньги, что и поездка в купе, то с лишением поезда № 147 Кострома — Москва статуса фирменного железнодорожные билеты подешевели, а полеты стали обходиться уже на несколько сотен рублей дороже. В феврале цена билета на самолет до северной столицы также закладывалась сопоставимая с проездом в купейном вагоне. «Ехать из Костромы в Санкт-Петербург намного дольше, чем до Москвы, — пояснил “Русской планете” Сергей Ситников. — И это дает надежду, что рейсы до северной столицы станут у костромичей более популярными».
С тех пор цены на перелет несколько раз удавалось снизить, что сделало билет на самолет выгоднее купейного. Это стало возможным благодаря включению области в федеральную программу развития авиации в регионах и получению предусмотренных ею дотаций. На днях «Русская планета» сообщала, что с 27 октября цена билета в очередной раз снижена и до весны составляет 2,5 тыс. рублей в один конец для пассажира старше 12 лет. Поездка до северной столицы в купе обходится почти в 4 тыс.
Проблем с наполняемостью самолета, похоже, действительно стало меньше. «Несколько раз прокатился до Питера на самолете, — рассказывает “Русской планете” костромской бизнесмен Семен Задоров. — Это действительно дешевле и быстрее поезда. Жаль только, что не каждый день летают. Сам первый раз думал, что полечу в пустом салоне, но не тут-то было: свободных кресел почти не было — и так при каждом полете. А вообще мне все-таки кажется, что летать в Москву, а не в Петербург было бы как-то логичнее».
«Как-то решил улететь в Москву на самолете, — просто для разнообразия, — рассказал “Русской планете” москвич Виталий Коровин, часто приезжающий в Кострому к родственникам. — А я же не местный, всех здешних нюансов не знаю. Куда, по логике, надо идти? Естественно, в аэропорт. Стоит он пустой, на входе охранник спрашивает, зачем пришел. Говорю, что за билетом, а он не пускает и отправляет в кассу на Сусанина. Сказал, что в аэропорту она только за полчаса до вылета открывается. Но заверил, что могу смело приходить в аэропорт прямо в день отправления до завершения регистрации — дескать, не бойся, улетишь без проблем. Так и было».
По словам Задорова, ажиотажа с билетами не наблюдается и сейчас: к самолету можно приходить, как на вокзал к электричке. Отсутствие кассира в кассе аэропорта объясняется тем, что у авиапредприятия его просто нет. Билеты на его рейсы продает костромская фирма «МУШ». Поэтому и обращаться приходится в ее кассу, расположенную в городе. А перед отправлением рейсов из аэропорта ее же кассир приезжает туда и обслуживает пассажиров.
Причина в том, что у перевозчика, как пояснили «Русской планете» в фирме «МУШ», нет денег на обучение и сертификацию своего персонала и ему проще передать эти функции посреднику, у персонала которого все необходимые сертификаты есть.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости