Новости – Люди












Люди
«Прикасаются к истории и у многих возникает интерес»

Фото: Татьяна Бондаренко
Зачем бывший комсомольский вожак создал железнодорожный музей
4 февраля, 2014 10:24
9 мин
Валерий Ковляр начал свое хобби с домашнего фотоархива и увлечения историей, продолжил отправкой гильз домой из армии, потом он спрятал паровоз. Сейчас у него свой музей. Корреспондент «РП» узнала, как Ковляр передает людям свою увлеченность.
Железнодорожный вокзал Энгельса несколько лет не принимает пассажиров. С 2006 года там находится уникальный музей «Забытая станция», где собраны вещи, с помощью которых можно проследить за развитием железной дороги, и предметы быта. Валерий Ковляр создал его совместно с братом Владимиром. Большая часть музейного фонда хранится дома, но места уже не хватает. Выставлено примерно 200 экспонатов.
Братья шутя называют себя больными людьми и фанатами.

На фото братья Валерий и Владимир Ковляры.
– Все началось с рассказов родителей. Отец приучил к порядку в фотографиях, к истории, — рассказал корреспонденту «РП» организатор музея Валерий Ковляр.
Экспозицию открывают предметы периода Великой Отечественной войны:
– Мы — поколение, соприкоснувшиеся с историей: в детстве к нам в село приезжали герои Советского Союза, участники войны. Потом служили в армии на Камчатке, видели последствия боевых действий, оттуда присылали в музей родного села Красный Яр экспонаты: гильзы, железки всякие, — добавляет Владимир Ковляр.
После окончания училища братья устроились на железную дорогу. Валерий стал секретарем комитета комсомола, занялся общественной работой:
– Я подумал: ни памятника, ни музея у железнодорожников нет. Первое наше большое дело — установка в 1987 году паровоза на станции Анисовка. Его могли списать на металлолом, а там котел 1916 года выпуска: такие паровозы участвовали в гражданской войне. Договорились с ребятами, загнали паровоз подальше в депо, заставили другими, чтобы не бросался в глаза. Потом узаконили его как памятник отечественного паровозостроения, школьники помогали реставрировать.
В те годы Валерий совместно с ветеранами-железнодорожниками организовал в Анисовке музей. Потом он поступил на исторический факультет, а его брат возглавил в Анисовке профсоюзный комитет железнодорожного депо.
– Валера привозил находки с археологических раскопок, — вспоминает Владимир Ковляр, — мне прежний профком передал материалы, фотографии и документы работников депо. Отовсюду и понемножку формировалась коллекция, к нам потянулись люди, мы начали «заражать» других.
Одно время Валерий Ковляр преподавал в школе, рассказывал детям об истории железной дороги. Успел он поработать и в Энгельсском краеведческом музее, в комитете по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского района, является членом регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников и культуры.
– Это помогает решать проблемы музея, — говорит он, — приобрел разносторонний опыт, остались знакомства.
О своих экспонатах братья могут рассказывать часами, за эти годы они собрали внушительную коллекцию: железнодорожные рельсы, паровозные таблички, механизм железнодорожного переезда, путевые и обходные фонари, форма и фуражки железнодорожников, документы, плакаты, фотографии, книги и пособия по истории железной дороги и средства связи.

На фото экспонаты музея.
Многие предметы уникальны, например, телеграфный аппарат «Морзе». Есть аппарат для управления разъездом и переводом стрелок: без специального ключа его невозможно привести в действие и пропустить через перегон поезд. Нашлось место бюсту Ленина. Хотели поставить памятник, но размеры помещения не позволили. За заданием музея стоит бронированный правительственный вагон, в котором ездили советские руководители.
Большинство экспонатов в рабочем состоянии. Если перевести стрелки на немецких часах начала XX века, те начинают бить. Можно использовать по назначению и вибрационный стиральный прибор 1959 года.
Сейчас Владимир Ковляр трудится помощником машиниста:
– Езжу по железной дороге, собираю все интересное, люди знают про музей, сами отдают или рассказывают, где взять, — говорит он, — показывает на чугунный утюг, — годами раму подпирал на станции Тырца, попросил — отдали.
Со станции в Князевке привезли раритетные костыли с датой выпуска для крепления рельсов.
– Люди чуть ли не каждый день предлагают вещи: работает сарафанное радио. Сейчас договариваемся с ДОСААФ, чтобы из их депо нам бартером передали платформу времен Великой Отечественной войны, взамен дадим современную платформу или металлолом, — говорит Владимир Иванович — Мы не только себе берем, наши экспонаты есть в музее на Соколовой горе, в музеях сел.
Маленькую коморку рядом с основным залом музея Валерий Ковляр оборудовал под кабинет. Показывает там удостоверения, марки, открытки, продуктовые карточки, нагрудные знаки и медали, личные дела железнодорожников. Планирует установить в Анисовке мемориал тем, кто трудился на железной дороге в годы войны:
– Они голодные в холод работали, таскали шпалы, обеспечивая бесперебойную работу дороги, их имена не должны быть забыты, — говорит он.
Недавно у братьев появился соратник — Валентин, он помог каталогизировать экспонаты, а теперь занимается созданием виртуальной версии музея.

На фото - сотрудник музея Валентин.
– Я родился в семье железнодорожников, с 4 лет интересовался историей дороги. Работаю в сфере компьютерных технологий, но проводя собственное исследование, забрел сюда. Ходил вокруг, вел себя подозрительно, — улыбается мужчина, — Валерий Иванович обратил внимание.
Музей работает не регулярно, его создатели не могут находиться там постоянно: дела, работа, да и живут они в Анисовке. Договариваться о посещении нужно заранее.
Зато там можно все потрогать и примерить. Корреспондент «Русской планеты» дунул в сигнальный рожок и примерил фуражку.
– Приходят школьники, я одеваю их в железнодорожную форму, фуражку. Они все хватают, иногда приходится чинить, — смеется Валерий Ковляр — Но главное, что тут они прикасаются к истории и у многих возникает интерес.
У Валерия Ковляра готовы две книги по истории железной дороги, но издать пока нет финансовой возможности. Помещение требует ремонта, в нем прохладно — дует от окон. Музей живет на энтузиазме основателей, но братья не унывают, ждут разрешение на передачу им здания:
– Пустили нас бесплатно, аренду не платим. Чтобы поставить музей на учет, железная дорога должна представить нам документы и разрешение на помещение, — пояснил Валерий. — После этого сможем искать спонсоров, чтобы сделали ремонт, кто-то здесь дежурил и музей работал постоянно. Специалисты областного краеведческого музея и общества охраны памятников подтвердили, что у нас соблюдены все стандарты.

На фото экспонаты музея.
Заместитель директора Саратовского областного музея краеведения Любовь Соломонова пояснила корреспонденту «РП», что для юридического оформления частного музея нужны тематически обоснованная экспозиция, музейное оборудование, инвентарная книга учета. Должны соблюдаться условия по содержанию и охране музейной коллекции: у музея должен быть сторож, помещение должно быть оборудовано сигнализацией, на окнах должны быть решетки.
Для братьев музей — дело жизни. Они говорят, что будут заниматься им, пока живы.
– Приходят бабушки, приносят вещи. Я не имею морального права бросить то, что мне доверили, на произвол судьбы, — рассуждает Валерий Иванович. — Можно договориться с кафедрами, чтобы студенты писали дипломы по истории железной дороги, искали в архивах документы, продолжали наше дело.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости