Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

«Я пытался бросить писать, как бросают пить и курить»

Ивановский поэт Юрий Орлов — о назначении литературы, писательских буднях и геополитике
Елена Коваленко
6 мин
Фото: Анастасия Бероева
На IX Международном Гумилевском поэтическом фестивале «Коктебельская весна – 2014» известному ивановскому поэту Юрию Орлову, на протяжении двух десятилетий бессменно возглавляющему региональное отделение Союза писателей России, вручили Диплом лауреата и Почетный знак — за верность классическим традициям русской поэзии и высокое служение российскому Отечеству.
Юрий Орлов рассказал «Русской планете» о том, для чего нужны писательские организации, что является для писателя способом самоидентификации и о том, что оплодотворяет поэзию.
– Как вам удалось совместить военную карьеру и профессиональное увлечение поэзией? Может ли вообще писатель или поэт совмещать творческую деятельность с карьерой в другой сфере?
– Очень мало писателей, которые всю жизнь мечтали стать писателями и становились ими, всю свою жизнь посвящая только этой творческой деятельности. Большей частью писатели и поэты — это люди, занимающиеся каким-то конкретным большим делом, будь то военная служба, как у Лермонтова или Давыдова, или медицина, как у Чехова. Чтобы писать о настоящей жизни, нужно ее проживать, пропускать через себя все чувства, эмоции, проходить через испытания, переоценивать, переосмысливать происходящее вокруг, а не отсиживаться дома за столом.
Для чего существуют союзы писателей, организации и прочие объединения? Это просто кружок по интересам, или у таких объединений свое назначение?
– Во-первых, писательские организации несут важную функцию создания литературной среды. Для поэтов и писателей такие организации становятся площадкой для встреч, творческого взаимообмена, обсуждения, критики. На таких площадках мы даем новым произведениям свою оценку, в основном, взыскательную. Такие оценки способствуют творческому росту. Во-вторых, вхождение в ту или иную писательскую организацию для автора, также как и выдвижение его, и получение им той или иной премии — это способ самоидентификации. Помимо этого, важная функция писательских организаций — сохранение культурной памяти о предыдущих поколениях авторов. Кто еще позаботится о том, чтобы установить бюст поэту или мемориальную доску?
А как писательские организации помогают молодым авторам?
– По сути своей, писательская организация — это творческая мастерская, без которой молодым писателям сложно обрести себя, встать на крыло. Ведь руководят такими организациями взрослые писатели и поэты, которые не получают за это никаких денег, они просто занимаются и нянчатся с молодежью. Писательская организация не может научить писать, творить. Ведь творчество — это потребность самовыражения. А мы помогаем молодым писателям обрести профессиональный критерий самооценки, чтобы они сами понимали и видели: плохо или хорошо, а если плохо, то почему. Этот критерий помогает в дальнейшем проецировать свое творчество на лучшие достижения в литературном мире и обрести собственный инструментарий. И еще один момент. Кто позаботится о том, чтобы лучшие произведения были выдвинуты на ту или иную премию? Кто позаботится о том, чтобы имя молодого писателя и его творчество было бы услышанным? В том числе и этим занимаются писательские организации.
Существует ли в таких объединениях понятие конкуренции, и в чем эта конкуренция выражается?
– Наша писательская организация прошла через такие тернии! Но мы выстояли, и только крепче сплочились. Только потому, что каждый из нас чувствовал: писательский союз — это как дом родной, мы привязаны к нему всеми фибрами, он часть нашей творческой судьбы, нашей жизни. Конкуренция всегда должна быть здоровой, доброжелательной. Как правило, поэты, наделенные большим даром, всегда обладают душевной щедростью. Корысть, зависть и ревность проявляются тогда, когда человек менее щедро одарен природой, когда он зациклен на своем творческом эгоизме. «Литература — не вагон, всем места хватит», — говорил замечательный поэт Геннадий Викторович Серебряков.
Какова главная функция писателей в наши дни, и есть ли она вообще?
– Литературное творчество призвано к тому, чтобы как-то возвеличивать человека, возвышать его. Оно должно помогать людям не теряться в оценках, что хорошо и что плохо, и трезво оценивать существующие реалии. Литературное творчество должно облагораживать душу, делать из подростка человека настоящего, взрослого, и давать ему пример литературных героев для подражания, то есть давать человеку нравственный стержень.
То есть назначение писателя и в воспитании аудитории?
– Литературное творчество — один из способов самовыражения. В это творчество необходимо погружаться, что значит погружаться глубоко-глубоко в себя. А это очень непросто. Для этого необходима высочайшая степень концентрации, если твои литературные изыскания — не какая-нибудь творческая забава и мимолетное увлечение. Стишок писнуть, пожалуй, всякий может — о девушке, о звездах, о луне... (Сергей Есенин — Примеч. ред.) Для серьезного писателя или поэта характерна высокая степень взыскательности к самому себе, к тому, что он пишет. Стихи — это лучшие слова в лучшем порядке, и важно подобрать эти слова и выстроить этот порядок. Каждое слово в поэтическом или прозаическом произведении должно работать, лучшее произведение — это когда случайных слов в нем не бывает. Каждое из этих слов — как ружье на театральной сцене, которое должно выстрелить. Подбором таких слов определяется настоящая плотность письма, когда ни прибавить, ни убавить. К этому стремятся все поэты и писатели.
Как современный писатель или поэт может заработать себе на жизнь собственным творчеством?
– Очень сложно, очень. Часто можно услышать вопрос: а чего это вы, писатели, такие бедные? Но в этом есть каверза. Ведь в советские времена, когда творческие союзы и были созданы, существовал свой порядок вещей. Все издания художественной литературы отчисляли средства в литературный фонд. И за счет отчислений преспокойно жили творческие союзы и писатели в них, ничего у государства уже не просили. Были свои дома творчества, куда писатели практически бесплатно ездили, творили в Коктебеле, в Переделкине, в Комарове. Потом, при Ельцине, когда Советский Союз разрушился, все стали пересматривать и на этот вопрос поглядели по-другому, порушив существующий порядок вещей. А когда известные писатели, находившиеся поближе к власти, спрашивали: «Как теперь будут существовать писатели-то?» — надо было как-то выходить из положения, и тогда власти решили разослать циркуляр: содержание писателей поставили строчкой в местных бюджетах. Но через некоторое время и это решение было отменено. И писатели стали бедными, их довели до этой бедноты стараниями властей. Мы ожидаем некоторых изменений. Наш нынешний президент старается поднять наше общество, и он озаботился ролью литературы в духовно-нравственной сфере, ролью русского языка, ролью писателя. Он предложил следующий 2015 год сделать годом литературы. И я очень надеюсь, что в этот год будет принят закон о творческих союзах. И тогда будет решен вопрос, на какие средства и за счет чего будут нормально существовать писатели.
От чего приходится отказываться писателям и поэтам в наши дни? Должны ли они ограничивать себя какими-то рамками или же «быть выше» того, что происходит вокруг?
– Писатель ни от чего отрекаться не должен. Как писал Некрасов: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». И Достоевский говорил: «Кто не страдает — тот не пишет». Почему так много талантливых авторов среди фронтовиков? А потому что они столько всего испытали и прочувствовали! Глубина их переживаний неизмеримо выше, чем у людей, которые не проходили через все то, через что прошли они. Писатель может сменить десятки профессий и узнать жизнь. Жизненные наблюдения бесценны, они дают материал для будущих произведений. Поэтому отказываться писатель ни от чего не должен, он всегда должен погружаться в гущу событий, всегда быть в реальности, на острие событий. Он ни в коем случае не должен «быть выше», он обязан быть рядом с людьми, с народом, рука об руку. А рамки самоограничения могут быть исключительно нравственными, они должны определяться моралью и воспитанием.
То есть источник вдохновения не приходит извне, вдохновение поэту дает жизнь вокруг?
– Что оплодотворяет поэзию? Поэзию оплодотворяет парадокс. Вот ты однажды проснешься, а тебя уже нет, и это не абсурд.
Ты однажды проснешься,
А тебя уже нет.
Равнодушно качнешься
На холодный рассвет.
И пойдешь, пустозряшный,
Между нынешним всем
Догонять день вчерашний
Непонятно зачем.
Где раздолье широко,
Где деревья в цвету,
Прошуршишь, как осока,
И как моль на свету.
Как под сводами склепа
Проаукаешь тьму:
Все нелепо, нелепо,
Почему, почему?..
Да не надо вопроса
И не нужен ответ:
Время крутит колеса
А тебя уже нет!..
Кто-то исповедует абсурд, а я понял для себя, что парадокс гораздо в большей степени оплодотворяет мысли, чувства, поэзию. Поэтому, возвращаясь к предыдущему вопросу, если кто-то считает, что нужно быть богемным, что поэты могут не утруждать себя и плыть по течению — это не так. Я вижу большой смысл в преодолении. Литературное творчество — это большой труд, помимо вдохновения. Литература — это способ жить.
Нужно ли продолжать заниматься творчеством, если оно не приносит дивидендов, в том числе и моральных славы, признания?
– Нужно всегда оставаться самим собой, пытаться реализовать себя в тех способностях, которые тебе даны. Есть такое выражение: если можешь, не пиши. Сколько себя помню, я пытался бросить писать, как бросают пить или курить. Это неотвязная страсть, которая следует за тобой по пятам. Иногда это слишком затягивает и, не однажды, у меня было желание остановиться. Мы торопимся жить, ставим перед собой конкретные цели и задачи, возникают дела, которые необходимо делать, а эта страсть, хотя и приносит радость творчества и удовлетворение, но, в то же время, она размягчает. И, возникая из ниоткуда, она все останавливает, и ты, вместо того, чтобы делать насущные дела, просто погружаешься в себя. И все твои важные дела отходят на другой план. Но если ты не можешь не писать, то и вопрос о возможных дивидендах не стоит.
В чем специфика ивановских поэтов и писателей?
– По большому счету такой специфики не может быть. Дар поэта — это универсальнейший дар. Язык нас всех объединяет. А язык един, что у ивановских поэтов, что у рязанских. Я не готов доискиваться до какой бы то ни было специфики по региональному признаку, не вижу в этом смысла.
Интересуетесь ли вы политикой? Новостями? Как оцениваете то, что сейчас происходит в России, в мире? Что вызывает тревогу и участие?
– Меня очень тревожила потеря наших символов, хотя сейчас я снова нахожу смысл и в нашем гербе, флаге. Больно думать об обрушении, которое произошло на уровне власти, и народных страданиях, за ним последовавших. Я откликнулся на ельцинскую эпоху целым циклом. Мне было горько и больно видеть то, что происходило в стране.
Вы говорите про 90–е годы. А если говорить про день сегодняшний?
Смотрю на карту Боже мой!
Готов издать истошный вопль:
Где прежний лик страны родной?
Где легендарный Севастополь?
Досадно, что ни говори,
В былом выискивать прорехи:
Державу строили цари,
А разбазарили генсеки!
События на Украине, в Крыму просто приковали меня к телевизору. Мимо собственных эмоций пройти невозможно. То, что я вижу, рождает сильную эмоциональную реакцию. Когда события с Крымом завершились таким образом, я испытал восторг. Россию рушили, по клочкам растаскивали, и вдруг мы опять начинаем говорить о собирании русского мира. Мы опять начинаем объединяться и воссоздаваться. Это и есть момент возрождения страны. Сколько раз я слышал, что Россия пропала! Я никогда с этими словами не мог смириться. Я всегда жил ожиданиями, что Россия возродится, и когда к нам снова вернулся Крым, я лишний раз удостоверился, что ничего не пропало, были бы люди. Ведь все зависит от конкретных людей, от лидеров, а мы обрели национального лидера, который действительно отстаивает наши интересы.
Будущее поэтов и писателей в России — ближайшее и отдаленное — какое оно?
– Что-то происходит с языком, что-то меняется, но поэзия и писательство это на все времена. Поэтому трудно говорить о каком-то конкретном будущем. Побудительный мотив к творчеству всегда будет оставаться прежним. Ведь это самовыражение, а потребность в самовыражении будет всегда.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
6 мин