Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Общество
Русская планета

Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»

Трансформация эпох

Исторические события и модные тенденции — на открытках двух столетий
Кристина Тараева
28 марта, 2016 17:44
11 мин
В самарском историко-краеведческом музее им. П.В Алабина проходит выставка «Он и Она: мужчина и женщина в почтовой открытке». Наряду с существующими видами изобразительного искусства почтовая открытка знакомит нас с воплощениями и стандартами идеала мужчины и женщины XIX–XX веков. В калейдоскопе представленных образов раскрываются символы красоты, времени и пространства на протяжении нескольких эпох. Корреспондент РП побывал на выставке и убедился в том, что почтовая открытка не только средство коммуникации, но и настоящее произведение искусства.
На сегодняшний день в фондах музея насчитывается порядка 3000 почтовых открыток, 300 из которых задействованы в самой экспозиции. По замечаниям организаторов, идея создания такой выставки обусловлена тем, что до недавнего времени отдел истории показывал тематические экспозиции, минуя постоянные коллекции музея. Таким образом, уже в начале марта многочисленное собрание почтовых открыток было представлено посетителю.
– Мы отсмотрели почтовые открытки, и обнаружили в них целую галерею женских образов. Но так как женский мир существует в неразрывной связи с мужским, мы решили проследить, как раскрываются стандарты идеала женской и мужской красоты в изобразительной открытке, — поясняет заведующая отделом истории историко-краеведческого музея им. П.В Алабина Ирина Лазарева.
В основе художественной концепции выставки лежит идея замкнутой темы в рамках отдельно взятой витрины, — комментирует ведущий художник историко-краеведческого музея им. П.В Алабина Олег Ефимушкин. — На вертикально ориентированном паспарту, напоминающем страницу фотоальбома, представлены подлинники почтовых открыток. Так как сама открытка представляет собой все-таки легкий жанр, было принято решение расположить подлинники в гармоничном ненавязчивом ритме. Для того чтобы более детально рассмотреть представленные в экспозиции подлинники было решено вывести их электронные копии в интерактивное пространство.
Свою историю почтовая открытка ведет с 1869 года. Именно в этот период появляются почтовые карточки, которые применялись в качестве поздравительных отправлений или как элемент личной коллекции. Изобразительная открытка появляется в 1872 году, после Франко-Прусской войны. Ее предтечей стали случаи, когда солдаты изображали произвольные рисунки на почтовой карточке, посылая сообщения с фронта. Одновременно с этим событием почтовая открытка появляется и в России, однако в изобразительном варианте она распространяется только в 1895 году, когда министерством внутренних дел было официально разрешено отпечатывать почтовые карточки частного изготовления. Первоначально это были фотографические видовые открытки, изображавшие достопримечательности Москвы. До этого на протяжении почти двадцати с половиной лет, иллюстрированные открытки завозились к нам из Европы.
Открывает экспозицию галерея женских образов дореволюционного периода, главным образом эпохи ар-нуво. До конца XIX – начала XX века была типична неоднозначная и двусмысленная концепция женской красоты, с загадочным взглядом, вызывающей сексуальностью, которая притягивает и одновременно угрожает опасностью. Прекрасная и вздорная, нежная и лживая, объект любования и насмешки — такой двойственной предстает женщина в мире почтовой открытки начала XX века. Особую популярность в указанный период получают мифологические сюжеты, а евангельские образы тем временем переосмысливаются, приобретая черты «роковых женщин».
Открытки рубежа веков знакомят нас со всевозможными моделями женского платья, головных уборов, причесок, украшений и аксессуаров. Некоторые из этих моделей сопровождаются историко-бытовыми предметами, заставляя представленные образы «оживать». Так, воссоздать атмосферу женского мира в указанную эпоху помогают миниатюрные веера, шляпки, перчатки, сборники стихов и т.д.
Мода эпохи модерн завораживает своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позднее. Если мы обратимся к элементам женского костюма, то здесь сможем увидеть как на смену пышным и объемным платьям приходит абсолютно утонченный крой, создающий ощущение легкости и невесомости. Этот костюм отказывается от всего старого и присягает новой вере. Неотъемлемым элементом женского гардероба были шляпки, которые пышно украшались цветами, перьями, декоративными лентами, оборками из кружева, воздушными тканями и тесьмой. Женщины эпохи модерн носили шляпку с большим достоинством: выйти из дома без нее считалось дурным тоном. Главным требованием к шляпке было то, чтобы она едва касалась прически, и было совершенно незаметно, как она прикреплена. Немаловажным атрибутом, дополняющим неземной женский образ, был изящный зонтик.
Так же на рубеже веков были популярны изображения в стиле «ню», где восхищение вызывают не только лицо женщины и ее наряды, но и обнаженная фигура. Женщину, затянутую корсетом и задрапированную с ног до головы, сменяет свободная красавица.
– В большинстве случаев на почтовых открытках мы встречаем картины художников, которые экспонировались в парижских салонах. На такие образы можно смотреть без стеснения, так как главной целью художника была трансляция первозданной красоты женской природы, — говорит Ирина Лазарева.
Дореволюционная фигура мужчины трактуется как образ творца и созидателя. Это был представитель сразу трех, казалось бы, несовместимых качеств: разумность, мужская сила и интуиция. Это любитель всего нового и неординарного, который способен создавать собственную реальность и жить в ней, поддерживая творческий беспорядок и воспевая свой воображаемый мир. Среди представленных портретов мы можем встретить всеми узнаваемый образ Льва Толстого, родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева, и образ великого композитора Людвига ван Бетховена.
Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»
Фото: Вероника Подрезова / «Русская планета»
Кроме того, в указанный период было весьма популярным изображение театральных актеров Московского художественного театра 1910 гг., с их неповторимой харизмой и многоликостью творческих амплуа. Однако, по мнению Ирины Николаевны Лазаревой, несмотря на многогранность натуры, образ мужчины мало менялся с течением времени. Но в открытках мы можем проследить смену психологического портрета мужчины на протяжении всего времени. Говоря о внешнем облике, мужская одежда в обозначенный период окончательно унифицировалась: крой упростился, цвета стали более однообразными. Неотъемлемым атрибутом мужского образа была трость.
Фигура мужчины существовала в едином тандеме с женским образом. Это, несомненно, мужчина-революционер, охваченный бунтарскими настроениями. Такой мужчина всегда находился в оппозиции. Невозмутимый, уверенный в себе и решительный. Его потребность в свободе безгранична. Он высоко ценит индивидуальность и открыт для передовых идей. 
Мужские и женские образы указанного периода, отличаются от предшествующей эпохи своей документальностью и в некотором смысле аскетичностью художественного решения: большинство изображений выполнены в одноцветной печати и низком качестве.
В 30-е годы XX века с развитием фототехники популярной становится фотооткрытка с элементами документального репортажа: изобразительное фотоискусство во многом шагнуло вперед, привнося с собой новые художественные решения в оформлении почтовых открыток:
– Продолжая традицию революционной эпохи, главными героинями фотоизображений были сильные и независимые женщины. Только теперь на смену революционеркам пришли героини труда, чей подвиг воспевался в художественной культуре. Одним из примеров может послужить серия фотооткрыток с изображением женского экипажа самолета «Родина» (самолет АНТ-37 «Родина» — знаменитый самолет, который по официальным данным в сентябре 1938 года совершил беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, протяженностью 6450 км, — Примеч. авт.). Это были первые в истории нашей страны женщины, которые были удостоены званий Героев Советского Союза, — комментирует Валерия Плетнева.
Отличная от будничного образа советской женщины внешность героини кино славилась своей утонченной и грациозной натурой. Изображения актрис любили печатать на открытках. В некоторых семьях до сих пор сохранились коллекции этих фотографий.
Женская мода советского периода не была отмечена многообразием стилей в отличие от предшествующих эпох. Унифицированный характер одежды более не подчеркивал изящности женской фигуры. Однако мода тех времен была продиктована не только идеологическим подтекстом.
– По сравнению со столичными городами, куда приезжали иностранцы, в провинции наблюдалось затишье: провинциальным модницам ориентироваться было попросту не на кого. В формировании женского образа большую роль играли журналы «Работница», «Крестьянка». По представленным в них моделям создавались индивидуальные наряды, — поясняет Лазарева.
В экспозиции представлены открытки с портретами артистов Куйбышевской оперы. В дополнение созданного антуража на витринах расположились театральные программки и предметы личного обихода советских актеров.
Продиктованный веянием времени в указанный период популярным становится героический образ мужчины-первооткрывателя, который бросает вызов самой природе. Это было время, когда страна грезила покорением Севера.
Единением двух театральных миров в экспозиции стала авторская выставка бумагопластики, центральным объектом которой стала тематическая «3D» открытка «Он и Она».
– Идея дополнить выставку ретро-открыток изделиями из бумаги заключалась в том, чтобы подчеркнуть разнообразие ее применения. Изделия выполнены в технике бумагопластики, которая является трехмерным прочтением изобразительного пространства, — комментирует Анна Митко, главный художник Сызранского драматического театра имени А.Н.Толстого. — Так же центральная часть экспозиции представлена объемными фигурами: это женщины в костюме стиля «Ампир», «Ханума», Ангел города, Муза Мельпомена, Боярыня Акулина, Лилитук (кукла-макет Лилитука — инопланетного цветка в спектакле «Космические пираты»).
Несмотря на абсолютную полярность мужской и женской природы, мир каждого из них определялся исключительно в процессе совместного взаимодействия. Финальным аккордом становится воссоединение мира мужчины и женщины. Здесь мы можем увидеть открытки с изображением влюбленных пар, и результат их союза — дети. Венчают экспозицию поздравительные пасхальные и праздничные советские открытки.
Представленные в экспозиции подлинники очень подробно прослеживают эволюцию образов на протяжении веков, оставляя в поле зрения самое главное — время над идеалом не властно. 
Поделиться
ТЕГИ
11 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ