Новости – Титульная страница
Титульная страница
Если долго стоять у реки
Новосибирск. Фото: Алексей Куденко/Коммерсантъ
В Новосибирске при освоении прибрежных территорий сталкиваются все с новыми и новыми проблемами
5 декабря, 2013 15:14
3 мин
«Наш город в течение 120 лет развернут от реки, а не к реке, что является нонсенсом», — заявил губернатор Новосибирской области Василий Юрченко на последнем заседании совета по градостроительной и коммунальной политике при правительстве Новосибирской области.
И действительно, располагаясь на обоих берегах Оби, город фактически не имел, да и сейчас не имеет выхода к воде. Исключение — небольшая набережная с прилегающим парком «Городское начало» и пляж в левобережье. Остальные прибрежные территории заняты либо промзонами, в том числе Новосибирского речного порта, либо деградированными землями (земли, на которых в результате воздействия естественных (природных) или антропогенных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. — Примеч. ред.), такими как Затон, Лесоперевалка и др.
В Генеральном плане Новосибирска, принятом в 2007 году, освоение прибрежных территорий обозначено как одно и приоритетных направлений развития города.
– Наличие воды является одним из элементов качества городской жизни. Поэтому главная задача ближайшего десятилетия — выход города на акваторию Оби, — пояснил «Русской планете» Евгений Загороднов, профессор НГАСУ (СИБСТРИН), член общественного совета по градостроительству и промышленности строительных материалов по Новосибирской области.
Для этого, по замыслу авторов Генплана, необходимо обустроить еще 5–6 набережных — на обоих берегах, вынести Речпорт за пределы города, найти площадки и для других промзон, а освободившиеся пространства использовать для создания рекреационных территорий, жилищного и коммерческого строительства.
Евгений Загороднов рассказал «Русской планете» о проекте «Зеленое кольцо», включающем городскую набережную, продленную вплоть до устья Ельцовки, а также рекреационные территории в долинах рек Каменка и Ельцовка. Цель проекта — воссоздание и усиление природных качеств этих территорий, поэтому воду очистят и затем будут использовать в рекреационных целях.
– Таким образом, в городе будет достаточно зеленого пространства, как с позиции качества жизни, так и с позиции физиологии человека, — уверен Евгений Загороднов.
Существует и одобренный Архитектурно-градостроительным советом Новосибирска проект развития набережной. Но пока заявляется лишь о реализации девелоперских проектов, например, многофункциональный комплекс (МФК) «Снежная миля». МФК должен появиться на пустыре, протянувшемся вдоль улицы Большевистской, рядом с набережной и отелем «River Park». Девелопер планирует вложить в проект, включающий строительство пяти зданий, — от торгового центра и гостиницы до жилых апартаментов и театра, около 6 млрд рублей. Максимальная высота — 23 этажа. Строительные работы продлятся 3–5 лет.
О планах строительства нового жилого микрорайона в районе левобережного выхода Димитровского моста недавно рассказал другой новосибирский девелопер — ГК «Метаприбор». На месте нынешней Лесоперевалки — площадь участка около 40 га — появится 20 жилых домов высотой 25–30 этажей и объекты социальной инфраструктуры. Автор проекта – известная компания Tilke Ghmb & Co, создатель гоночных трасс для «Формулы—1». Жилой микрорайон планируют сдать в эксплуатацию через 8—10 лет.
– Уникальность проекта прежде всего в его расположении на берегу реки, — отметил на презентации проекта Владимир Мартыненков, президент ГК «Метаприбор».
Казалось бы, задуманное соответствует вектору развития, обозначенному Генпланом, и приближает город к реке. Однако, по мнению Игоря Поповского, завкафедрой архитектуры гражданских зданий НГАХА, в последние годы ситуация, напротив, усложнилась. Существующая набережная отрезается запущенной накануне мощной транспортной развязкой на Южной площади.
– Попробуйте дойти пешком от Автовокзала до парка «Городское начало», — говорит Игорь Поповский, — это практически невозможно.
Помимо этого, в районе правобережного выхода Димитровского моста строится торговый центр «Леруа Мерлен», который явно не является рекреационным объектом.
– Кроме того, в Генплане, который предусматривал формирование зеленой полосы вдоль реки, не прописаны экономические механизмы, позволяющие реализовать такой финансовоемкий проект, — отметил в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» Игорь Поповский. — И хотя девелоперы заявляют о намерении благоустроить часть прибрежной территории, прилегающей к объекту, на самом деле возведение подпорной стенки, да и весь блок работ по оформлению набережной не является «подъемной» для одной даже очень состоятельной компании. Вкладывать немалые средства в создание рекреационных территорий должен городской бюджет.
Однако такие расходы пока непосильны для городского бюджета. Принимая главный финансовый документ на 2014 год, депутаты горсовета были вынуждены согласиться с сокращением расходов не только на благоустройство дворов, но и строительство новых детских садов и школ. Поэтому для реализации проектов в прибрежной зоне Оби власти рассматривают варианты муниципально-частного партнерства.
Одним из таких проектов станет универсальная арена. Автор — норвежская компания Space Group. Арену планируется построить рядом с перспективной набережной и с Коммунальным мостом на левом берегу Оби. Участок под строительство имеет площадь 9 га, а общая площадь задействованной территории под благоустройство вокруг арены и строительство набережной предполагает 30 га земли. Гари Бэйтс, руководитель Space Group, представляя проект арены, рассказал, что здесь можно будет проводить не только спортивные, но и культурные мероприятия.
Поиск инвестора для реализации проекта губернатор поручил специально созданной рабочей группе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости