Новости – Титульная страница












Титульная страница
Выбрать между «Радиком» и «Педиком»

Абитуриенты у списков поступивших. Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин.
Получить качественное высшее образование в Таганроге становится с каждым годом все труднее
5 августа, 2013 15:08
8 мин
Таганрожцы всегда считали свой город молодежным, несмотря на растущее число граждан пожилого возраста, достигшее к концу века почти трети от общего числа жителей. Но наличие в городе двух достаточно крупных вузов — Таганрогского государственного педагогического института (ТГПИ) и Таганрогского радиотехнического института (ТРТИ), — поступать в которые приезжали молодые люди из других регионов страны, плюс несколько техникумов (авиационный, механический, металлургический, морского приборостроения) позволяло говорить о «студенческом» Таганроге.
Столпом высшего образования в Таганроге, безусловно, был основанный в 1951 году радиотехнический институт (ласково называемый горожанами, студентами и выпускниками «Радик»), олицетворявший вместе со всеми своими НИИ и ОКБ научный потенциал города. Как гласит справочник Таганрога 1977 года, «сегодня ТРТИ входит в первые 15 вузов РСФСР по объему опытно-конструкторских работ» и «если все 16 вузов Ростовской области выполнили за пятилетку заказы народного хозяйства на 100 млн рублей, то доля ТРТИ в этом — 25 млн». Именно «Радик» закончило подавляющее большинство людей, входивших в городскую элиту.
Ну а про педагогический говорили не уничижительно, а по-доброму: «Ума нет — иди в “пед”». Этот девичий на 99,9% институт являлся исправной кузницей учительских кадров для Таганрога, прилегающих сельских районов и даже ближайшего к городу «кусочка» Украины. Если посмотреть на нынешний состав Таганрогской городской думы, то из 25 депутатов по 7 человек закончили и «Радик», и «Педик».
В 1993 году дуумвират «Радика» и «Педика» разбавил первый частный институт новой экономической политики, ныне ТИУЭ. «Единственный профильный экономико-правовой вуз, основанный по инициативе администрации Таганрога на заре становления рыночной экономики обновляющейся России», — говорится на его сайте. Начав с пары классов в соседствующей с администрацией школе №10, ТИУЭП-ТИУЭ выжил и занял свою нишу в системе городского высшего образования. Там готовят «юристов, экономистов, менеджеров, психологов и рекламщиков». А радиотехнический институт к тому времени, тоже на некой новой волне, стал университетом.
По иронии судьбы частный ТИУЭ, испытывающий в последние годы стабильные трудности с набором студентов, стал сегодня единственным самостоятельным городским вузом. Таганрогский радиотехнический университет в 2007 году в результате слияния добавился во вновь образованный Южный федеральный университет (ЮФУ) и стал именоваться ТТИ ЮФУ — Таганрогский технологический институт в составе Южного федерального университета. Утешением Таганрогу, гордящемуся своим «Радиком», стал тот факт, что первым ректором ЮФУ был назначен Владислав Захаревич, до этого 16 лет возглавлявший ТРТИ-ТРТУ.
После «Радика» настала очередь реорганизовываться и Таганрогскому педагогическому, который в апреле 2011 года обзавелся добавкой «им. А.П. Чехова». Буквально на днях, 29 июля, приказом министра образования РФ Дмитрия Ливанова Таганрогский педагогический, до того дважды попавший во всероссийский список неэффективных вузов, будет присоединен к Ростовскому государственному экономическому университету (РГЭУ), более известному как РИИНХ — институт инженеров народного хозяйства. И будет теперь таганрогский «Пед» филиалом.
Руководство Таганрога в последние годы неизменно гордилось тем, что для получения хорошего высшего образования выпускникам школ не обязательно уезжать из города. Мол, все, что душе угодно, можно найти в городе — тут тебе и «Радик», и «Педик», и ТИУЭ, куда можно пойти, имея деньги и не поступив в радиотехнический на «бюджет». Плюс еще несколько вузов, выдающих к сильному недовольству ТИУЭ такие же «дипломы государственного образца», но за более скромные деньги — филиалы Российского гуманитарного университета, Российского нового университета, московских Социально-гуманитарного, Авиационного, Технологического институтов, Донского технического университета.
На балу «золотых» выпускников 2013 года по поводу того, куда пойти после школы выпускнику, прозвучало два противоположных пожелания: председатель городской Думы Юрий Стефанов по-отечески посоветовал юношам и девушкам никуда не уезжать из города, поскольку здесь есть самые разнообразные возможности продолжить образование. На что другой «поздравитель» — заместитель главы администрации города Марина Радомская, курирующая образование, — озвучила свой прогноз, предположив, что большинство «золотых» выпускников уедет из города. Хотя, казалось бы, какая разница, где получать диплом одинакового государственного образца.
О том, что не все равно, говорят и бывшие студенты, и ученые Таганрогского радиотехнического. История превращения своего уникального «Радика» в филиал для таганрожцев обидная и несправедливая.
- После присоединения к ЮФУ стало хуже, даже профессора-руководители работ жаловались, что ломают то, что отлично работало, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» выпускник 2011 года Глеб Холод, поступавший в ТРТУ. — До ЮФУ говорили про сертифицированность наших дипломов в США, но каких-то конкретных дел по этому направлению не было. При мне несколько наших преподавателей ездили в Штаты в командировку, нам потом показывали фотографии. Самое главное, что до присоединения все знали «Радик», у него была репутация. Я когда заканчивал, в дипломе было написано «Таганрогский технологический институт ЮФУ», а поступал-то я в университет! А сейчас я слышал, там вообще филиал. Может, ничего страшного в материальном и техническом плане, но чисто по-человечески обидно.
«Чисто по-человечески» дальше было еще обиднее. С 1 сентября 2012 года последнему ректору все еще относительно самостоятельного ТТИ ЮФУ Александру Сухинову не продлили договор и институт стал превращаться в «просто» факультеты большого ростовского ЮФУ. Начальство в Ростове, бухгалтерия с печатями — там же. В 2012 году бывший таганрогский супербренд стал именоваться «Таганрогский кампус ЮФУ».
Видимо, слово «кампус» превысило порог терпения таганрожцев и вопрос: «Мы великий "Радик" или что?» — был задан на самом высоком в нашей стране уровне. В мае 2013 года на встрече президента России Владимира Путина со студентами и преподавателями ЮФУ в Сочи директор НИИ многопроцессорных вычислительных систем Южного федерльного университета Игорь Каляев (сын бывшего 18 лет ректором ТРТИ Анатолия Васильевича Каляева) обратился по поводу статуса «таганрогского кампуса» непосредственно к Путину.
Вот как этот разговор был описан в стенограмме на сайте Кремля.
- Как вы знаете, как корабль назовешь, так он и поплывет. Мы все знаем, какое у нас отношение к филиалам. Конечно, это существенно понижает статус инженерного направления нашего университета, инженерных подразделений. Негативно сказывается на престиже обучения и работы в этих подразделениях. Ну, и в целом на моральной атмосфере и как бы всех сотрудников, преподавателей и студентов, которые обучаются вот в этих инженерных подразделениях, — сказал директор НИИ многопроцессорных вычислительных систем Южного федерального университета Игорь Каляев.
- Владимир Владимирович, тут может быть отчасти и моя вина. Значит, мы недостаточно внимания уделили этому вопросу. Таганрогский университет был всегда очень сильным. Он всегда был традиционно сильным. Как инженерный вуз он по всей России славился. Он был по своему статусу вполне сравним с Ростовским государственным университетом. Главная проблема, которая есть сегодня, и она упирается в то, что если было бы не 60 километров, а 6, то тогда никаких бы проблем не было. Но был бы в рамках федерального университета еще один институт. И, в общем, этот вопрос психологически снимало бы, — цитируется следом помощник президента РФ, бывший министр образования РФ Андрей Фурсенко.
- А какая разница: 6 или 60 километров? — поинтересовался Владимир Путин.
- Другой город, — пояснил Андрей Фурсенко.
- А можно как раз вот только это убрать и все. И будет в другом городе, но единый вуз? — предложил Владимир Путин. — И денег не надо. Ну, давайте хотя бы, как минимум, внесем вот эти изменения в закон, который позволит не называть просто это филиалом.
По мнению Путина, «вот сейчас вы являетесь филиалом, но все-таки федерального университета, а так будет таганрогский институт. Может быть, хороший, может быть, мы его с вами — я готов поучаствовать в этом даже и лично, и со своими коллегами — раскрутим так, что он будет смотреться круче, чем Чеченский университет, вполне может быть. Но это совсем другой статус, понимаете? Это не филиал федерального [университета], а какой-то институт в Таганроге. Это разные тоже вещи, вы должны для себя это определить».
- Думаю, что здесь нельзя вам ничего навязывать, но вместе с вами, вместе с руководством университета надо подумать. Но в то же время если есть возможность придать больше самостоятельности в рамках федерального университета… — завершил вполне миролюбиво президент свою речь.
Встреча состоялась 22 мая в городе Сочи. Не прошло и двух недель, как чудесным образом «кампус» стал академией. Инженерно-технической академией Южного федерального университета.
Сегодня ректор ЮФУ Марина Боровская, давшая короткое интервью РП по поводу размывания статуса таганрогской части ЮФУ, настроена весьма оптимистично:
- Мы работаем над тем, чтобы вернуть таганрогскому радиотехническому название «ТРТИ», вносим соответствующие изменения в устав. Мы понимаем, что это сложившийся таганрогский бренд, и заинтересованы в сохранении привычной аббревиатуры. Это будет Инженерная академия Южного федерального университета — ТРТИ ЮФУ.
- Как идет приемная кампания в Таганрогский радиотехнический, и вообще, какие у него перспективы?
- Все очень неплохо, хорошие перспективы, хорошие рейтинги, в том числе и на международном уровне. Можем позволить себе брать студентов с баллом ЕГЭ не ниже 50. Сохраняем все профили, в первую очередь упор на инженерную часть, которым всегда славился таганрогский радиотехнический. Кроме того, пользуются спросом так называемые сопровождающие специальности.
Оставшись после «великих слияний» первой половины 10-х годов самостоятельным вузом, ТГПИ в конце 2001 года попал в другую, на первый взгляд более неприятную историю — он был признан неэффективным. Тогда много говорилось о «невнятных» критериях определения этой самой неэффективности, единых для и аграрного вуза, и для консерватории. Ректор ТГПИ Ирина Голубева тогда резко выступила против такого подхода. Она заявила «Кавказскому узлу», что, по ее мнению, для оценки педвузов Минобрнауки должно было ввести несколько дополнительных критериев. Прежде всего, это помощь школьным учителям. По ее словам, «никто не против мониторинга и перемен в системе высшего образования, но для группы педагогических вузов нужно использовать ряд дополнительных критериев — во-первых, количество реализуемых вузом программ по дополнительному образованию». Вторым оценочным критерием, предъявляемым специально к педвузам, по мнению Ирины Голубевой, «является оценка профессорско-преподавательского состава».
Просьбы оценивать вуз по дополнительным критериям ТГПИ направлял в адрес министра образования Левитина, губернатора Ростовской области, тем не менее ТГПИ остается в списке учебных заведений, подлежащих реорганизации.
На сайте ТГПИ до сих пор можно прочесть многочисленные отзывы и бывших выпускников, и глав окрестных сельских районов с просьбами и требованиями оставить таганрогский «пед» самостоятельным вузом. Однако ситуация сильно осложнилась, когда ТГПИ снова попал в «шорт-лист» из 30 «неэффективных» вузов, судьба которых была уже прописана более четко — закрытие или реорганизация. Именно реорганизация была документально оформлена министром образования РФ 29 июля сего года. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» далее будет существовать в виде филиала университета с наименованием «Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)».
Первый проректор по учебной работе ТГПИ Сергей Дяченко в беседе с корреспондентом РП настроен скептически:
- Мы движемся к объединению, приказ подписан, хорошо это или плохо — пока трудно сказать. Вы же видите, какое отношение у центральных властей к педагогике. Такое ощущение, будто им вообще учителя не нужны, не хотят признавать педагогику ни в каком виде. И вообще, как поведет себя правительство в следующем году — неизвестно. В этом году бюджетные места на педспециальности сокращены на 10%. Ведет ли это к сокращению коллектива преподавательского состава? Вообще, есть определенные нормативы, будем сокращать ставки, но не увольнять, конечно.
- Какое настроение среди преподавателей в связи с переменами?
- Настроение рабочее. Не закрыли же вуз, ну будет таганрогский филиал. Большее возмущение вызывает не сама реорганизация, а критерии, по которым она проводится. Например, площадь. Или количество иностранных студентов. Ну, какие иностранные студенты пойдут в педагогику? И вот неисполнение какого-то критерия — и все, вуз признан неэффективным. Но ведь у нас власть, которая сидит в Москве, считает, что Россия заканчивается за МКАДом или вообще за Садовым кольцом. Что они придумают дальше, трудно сказать. Уничтожить можно быстро, построить быстро нельзя. А сейчас сокращаются именно государственные вузы, а ведь именно в них создавался весь научный потенциал страны.
Чуть ли не единственным положительным моментом реорганизации ТГПИ Сергей Дяченко назвал тот факт, что институт присоединен к Ростовскому экономическому университету, в котором «нет перекрестных специальностей», а не к ЮФУ, допустим, в котором бы, по его словам, «мы растворились».
А что же единственный самостоятельный таганрогский вуз — ТИУЭ? Как рассказал «Русской планете» Александр, один из его преподавателей», находящийся на грани увольнения по собственному желанию, «мы все в институте внимательно следили и следим за событиями, происходящими вокруг "Радика" и ТГПИ. Особенно по части сообщений о повышении заработной платы преподавателям. Потому что там то и дело повышают, а у нас все больше как-то в обратном направлении дела идут». По мнению Александра, в ТИУЭ сегодня работают «два типа преподавателей: те, которые работают не за деньги, а за идею (то есть у которых с финансами все нормально) и пенсионеры, которым просто некуда деться». По его словам, с набором абитуриентов в вузе «уже несколько лет достаточно кисло все».
«А тут еще зарплату преподавателей привязали к набору — чем больше набор, тем больше зарплата. Маленький набор — зарплата меньше, — продолжает Александр. — А преподаватели-то набором не занимаются. А те, кто занимается, у них зарплата растет и от уровня набора не зависит».
Александр также отметил сильно за последние десять лет понизившийся уровень абитуриентов и студентов. «При таком наборе у нас, как правило, никого не отчисляют вообще. Ну, разве что если студент мертвый. Это не шутка, это слово надо писать без кавычек», — пояснил преподаватель.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости