Новости – Люди












Люди
«Очень важно, чтобы знали и помнили»

Виктор Слушник на открытии выставки в честь его 90-летия. Фото: Наталья Горяйнова / "Русская планета"
Как Великая Отечественная война из летчика сделала художника
21 июня, 2016 15:45
6 мин
16 июня в Липецке отметили 90-летие заслуженного художника России Виктора Слушника. С юбилеем участника Великой Отечественной войны поздравили власти города и области. Президент Владимир Путин прислал поздравительное письмо, которое зачитали на открытии выставки юбиляра. Заслуженный художник России Виктор Слушник поделился с «Русской планетой» воспоминаниями о военных годах.
«Я свою будущую жизнь представлял по-разному»
Виктор Слушник родился в 1926 году на маленькой станции Раздельная под Одессой. Отец агроном-лесовод работал при железной дороге, и семье часто приходилось переезжать с места на место. Мама работала телеграфисткой и была замечательным музыкантом. Она создала дома маленький ансамбль. Дети умели играть на гитаре и мандолине. Дядя, художник-любитель, очаровал 7-летнего Витю запахом масляных красок. Мальчик любил наблюдать, как дядя выбирал места для пленэра, как на чистом холсте появлялась новая жизнь. Уже в первом классе Витю и учителя, и одноклассники называли художником за любовь рисовать все и всегда, а он мечтал о небе.
– Я свою будущую жизнь представлял по-разному. Мы тогда все летчиками хотели быть. Но если бы я не стал художником, думаю, все равно моя жизнь бы как-то с искусством была связана. В моих планах только никогда не было войны. Когда узнали, что началась война, у меня страха не было. Сами понимаете, детство есть детство. Помню, испытал удивление: как фашисты посмели напасть на Советский Союз, — рассказывает художник.
Через неделю после дня рождения мальчика, началась война. Уже в июле немецкие и румынские войска оккупировали Винницкую область, где жила семья.
В марте 1944-го Винницкая область была освобождена. А в июне того же года Виктора призывали в армию. Его отправили в глубокий тыл, в Красноярск, где располагался центр ускоренной подготовки артиллеристов. Во время учебы художественный талант молодого артиллериста был замечен замполитом части. Он предложил Виктору написать портреты членов политбюро. Работа была только начата, когда пришел приказ перебросить часть на границу с Восточной Пруссией. Молодого артиллериста командование хотело оставить в тылу.

Виктор Слушник - артиллерист, 1944 год. Из личного архива Виктора Слушника.
Виктор Слушник — артиллерист, 1944 год. Фото: из личного архива Виктора Слушника
– Замполит меня уговаривал, но как я мог остаться, — рассказывает Виктор Петрович. — Я вместе со всеми рвался в бой, Родину защищать. К тому же, — смеется ветеран, — рассказывали, что на фронте неплохо кормят. Отправили нас на 3-й Белорусский фронт, которым командовал Черняховский.
Первый бой
К началу сентября 1944 года войска 3-го Белорусского фронта в ходе наступательной операции «Багратион» вышли на ближние подступы к Восточной Пруссии. Войска Черняховского приступили к оборудованию позиций и готовились к Гумбиннен-Гольдапской операции (наступательная операция советских войск 16-30 октября 1944 года, отличалась ожесточенными сражениями. — Примеч. РП), в ходе которой нужно было прорвать несколько немецких оборонительных рубежей, вступить в Восточную Пруссию и освободить Кенигсберг.
Художник вспоминает, что их необстрелянных 18-летних парней первое время на фронте завораживали рассекающие ночь трассирующие пули, о смерти они тогда не думали.
– Это казалось, как в театральной постановке, красивый спецэффект. Ночь, всполохи пуль — красота. И мы юнцы, прибывшие на фронт, несмотря на опасность, любовались этим зрелищем.
Именно на фронте Слушник создал свои первые профессиональные работы. По словам художника, его альбом был полон зарисовок местечек, где стоял их полк. На 16 октября было назначено наступление. Это была первая попытка советских войск разгромить восточно-прусскую группировку немцев. И это был первый бой красноармейца Слушника:
– Вот мы идем за свой пушкой, «соропяткой», и чтобы не упасть, держимся за ствол орудия. Спать хочется. Ноги как бы сами идут. Вдруг меня подбросило вверх — подорвались на мине. На этом война для меня кончилась. Я на несколько минут потерял сознание. Пришел в себя, вижу, надо мной склонился санитар. Он попытался меня поднять. Ноги не слушались. В этот же день в медсанбате мне ампутировали левую ногу. Правую удалось сохранить. Хирург пожалел меня, молодого парня, — правую ногу, буквально, собрал по частям. Меня отправили в глубокий тыл в Читинскую область. Там протезировали ногу. И столько я лет с протезом, что уже его и не ощущаю. Но тогда для меня 18-летнего остаться без ноги было трагедией. Спасла меня любовь к искусству. Рисование стало самым приятным, что можно было ощутить в жизни.
Фронтовой альбом художника не сохранился. Он так и остался лежать где-то в полях под Кенигсбергом под пушкой, которая взлетела на воздух вместе со своим расчетом.
«Они построят все»
Вернувшись на Украину, Виктор Слушник в 1950 году окончил Одесское художественное училище. Педагоги рекомендовали продолжить обучение. Слушник поступил в Рижскую академию живописи, в класс Эдуарда Калнынша. Потом были три года работы в Таджикистане, где Слушник преподавал в художественном училище и возглавлял союз художников Ленинабада.
– В Таджикистане для меня, как для художника, все было интересно. Но я тяжело привыкал к жаре. Моя сестра жила в Липецке и звала меня: «Виктор, приезжай. В Липецке организовывается союз художников. Ты будешь доволен». Когда я приехал в Липецк из Таджикистана, меня удивила индустриальная мощь города. У меня есть картина «Они построят все». Да, это был политический заказ. Но меня искренне удивили эти маленькие люди, которые строили большой завод (Новолипецкий металлургический комбинат — Примеч. РП). И они ведь, действительно, все построили: и страну подняли из разрухи, и в космос рванули. Только вовремя не смогли потом мы все это защитить, врага не разглядели близко, — вздыхает ветеран.
По картинам Слушника сейчас можно восстановить историю Липецка. Видно, как город из года в год меняется: вот появилась первая трамвайная линия, вот на месте маленьких домиков с соломенными крышами выросли многоэтажки. Кисти заслуженного художника принадлежит более 500 работ. Последнее время Слушник все больше внимания уделяет пейзажам. Он считает, что в средней полосе России природа как бы тихо улыбается человеку.
– Сфотографируйте меня рядом с журавлями, — просит Виктор Петрович. — Вы же знаете песню Марка Бернеса «Журавли»? Помните ее? Сейчас это очень важно, чтобы знали и помнили.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости