Новости – Люди












Люди
Дед Анатолий и «зайцы»

Фото: Мария Чернова
Водитель автобуса из Иркутска — о бабушках-льготницах, добрых делах и холодной войне
20 февраля, 2015 08:22
6 мин
Как-то водитель иркутского автобуса № 21 Анатолий Сашков повесил у себя в салоне объявление: «Ветеранам и беременным — проезд бесплатный». Оценили все, кроме мэрии: чиновники попросили в кризис благотворительностью не заниматься. Как он отреагировал на выговор и что бы сам сделал на месте городских и российских властей, чтобы справиться с кризисом, Сашков рассказал «Русской планете». Хотя и попросил «лишней рекламы не делать».
Когда меня «засветили» с этим объявлением о бесплатном проезде для беременных, я полгода отдувался. Думал, выгонят меня с работы. Да! Начальник, хозяин автопарка, клоуном обзывал и грозил уволить.
Но сначала-то все было шоколадно: все благодарят, пассажиры увидят объявление — улыбаются, начальник хвалит за находчивость. А потом понеслось. Шефа вызвали в городскую администрацию и говорят: «Ты что тут благотворительность разводишь? Тебе за проезд слишком много платят, что ли? Так давай мы тарифы еще понизим!» Угрожали, так сказать.
А куда еще ниже, спрашивается? Мы же всего по 12 рублей за проезд собираем, и то не с каждого. Ты где по стране такие цены-то еще найдешь? Соседний маленький Ангарск аж по 17 рублей гнет. Улан-Удэ — 18 рублей в маршрутке, тоже не отстает. Куда еще ниже-то?
Мы и так уже разорились, считай, с этим кризисом. Солярка подорожала, запчасти к импортным автобусам — тоже. Только одна автомойка и стоит столько же. А потому что они тоже на грани: повысят цены, и последние клиенты разбегутся. Теперь, чтобы отбить одно только топливо, я полдня катаюсь. А иной раз и солярку не отобью, когда день пустой. В убыток себе работаю иной день.
У нас ведь как считают: удалось зайцем проехать — молодец! Так и получается, что дай Бог, если с половины всех пассажиров удается собрать за проезд. Нет, беременных я продолжаю возить бесплатно, но «втихаря», без развешанных по автобусу объявлений. Шеф разрешил, но с условием: «Занимайся благотворительностью тихо». А как иначе-то? Ведь беременные женщины — самые незащищенные люди. Бабушка моя рассказывала, что, когда в годы войны работала акушеркой, даже тогда матерям-одиночкам небольшое пособие выплачивали. Но беременным при этом ничем не помогали. Так и сейчас. А то, бывает, и хуже. Как-то видел, у женщины в положении сумку из рук вырвали. Не побежит же она с пузом за ним…
При этом они — капля в море пассажиров. И даже, когда едут, то стесняются выйти, не заплатив. Всегда деньги протягивают. Вот наркоманы или бомжи какие часто едут бесплатно. Не потащишь же каждого в отделение.
Или старушки: это вообще такая категория, на любую халяву падки. Я как-то одной разрешил бесплатно проехать — через день уже взвод старушек поджидал меня на конечной. В общем, пару дней поездил так: автобус по швам трещит, а денег нет. А потом взмолился: что ж вы, пенсионерки, на мне-то бесплатно-то ездите толпой? Есть же муниципальные автобусы, которые по вашим проездным должны вас бесплатно возить. А они: «Так их не дождешься, на маршруте городские автобусы появляются только под вечер. Самые сливки снимают».
Но все равно безбилетников не высадишь. Сразу вспоминаю, как школьников или пенсионеров кондукторы прямо на мороз выбрасывали. Ребенок у нас в области даже замерз так. Что примечательно, зверствуют в основном муниципалы, которым от того, провезет он безбилетника или нет, по сути ни жарко, ни холодно. А вот частники — даже мигранты, гастарбайтеры — наоборот, всегда жалеют: слабых, детей никогда на улицу не выгонят.
Так вот, я бы на месте властей вместо того, чтобы все оптимизировать да оптимизировать, помог частникам. Лучше повысить немного тариф на проезд, рублей до пятнадцати, чем дождаться, что весь бизнес на перевозках разорится. Все равно городской транспорт не потянет весь поток пассажиров. Больше потратят потом на увеличение муниципального автопарка.
Почему именно власти должны помочь? А кто сделал так, что цены выросли? Мы, что ли, население, в холодную войну опять полезли? На принцип пошли — ну так помогайте тем, кто от этих принципов пострадал.
Почувствовал ли я на себе падение рубля? Конечно, почувствовал. Зарплата моя никак не выросла, зато расходы — в разы. Один раз зайдешь в магазин — полтыщи как с куста. Уже не хватает прежних доходов. А они к тому же грозят снизиться. Автопарк хозяин распродает. Вот уже объявлениями весь автобус оклеил. Мне прямо уже сказал: «Ищи работу, скоро закроемся». Если это не кризис, то что?
С этими супермаркетами вообще беда. Они мало того, что «забили» мелкие магазинчики, так еще и цены по-конски увеличили. И продают одно фуфло. При этом местные фермеры страдают от того, что продать не могут свое мясо, свежайшее молоко. Вез как-то мужичка из деревни неподалеку: у них там почти каждый разводит кур, держит свиней и коров. Жаловался, что корову придется забить: слишком много молока получается, киснет, никто не берет. Представляете, деревенское молоко! Я ему говорю, ты вези в город. А он говорит: сети-то не берут, а частные лавочки закрываются. Ему-то самому не открыть свой магазин. Да и везти до города лишнего бензина нету.
А как он услышал о наших ценах первый раз: молоко по 90 рублей за литр! Выхолощенное, пластмассовое молоко! А кролик — несчастный килограмм стоит 400 рублей! У него же себестоимость не больше сотни. О льготах сельхозжителям они там, в деревнях, вообще не знают. Мое мнение — им либо нужно доносить как следует, либо делать, чтобы они по-настоящему работали, а не только на бумаге были.
Сестра из деревни, к примеру, жалуется, что ГСМ им компенсируют уже после сезона. К тому же надо доказать, что ты столько-то бензина потратил и потратил на дело. Возни больше получается с бумагами, чем толку. А деревенские, они к бюрократии вообще не привычные. Вот и идут все льготы для них мимо.
Я, конечно, не голосую за возврат к Советскому Союзу, я за свободный рынок. Но нельзя же так на самотек все пускать. Можно же контролировать цены на самые важные вещи: бензин там, квартиры, продукты необходимые.
Сам-то я в кредиты не влез. Боюсь их как огня. А знакомые-то все по уши в них. У нас иначе квартиру-то не купишь. Вот, к примеру, немолодая уже семья платит 30 тысяч каждый месяц за жалкую двушку. Не хоромы какие-то, но целиком одну зарплату отдай банку. И когда они расплатятся за нее? Учитывая их возраст и срок ипотеки — уже дети закроют кредит. А как молодым быть? Почему им-то никто не помогает? Сделали этот материнский капитал. Но платят-то его уже при втором ребенке. А до этого, первого им где рожать? В хлеву? Мне кажется, надо помогать и молодым семьям, и беременным, и семьям с первым ребенком. Или хотя бы сдерживать цены на жилье. Установить какой-то предел, как с ценами на хлеб например.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости