Новости – Люди












Люди
«Живу практически в тех же условиях, что в немецком трудовом лагере»

Женщины в в трудовых лагерях Германии. Фото: samddn.ru
Жительница Сочи Нина Курило, во время Великой Отечественной войны угнанная в Германию, просит переселить ее из разваливающего дома без отопления и канализации
17 мая, 2016 11:50
7 мин
Сочинка Нина Курило, во время Великой Отечественной войны несовершеннолетняя узница трудового лагеря, хорошо помнит те страшные времена, когда Украину оккупировали немецко-фашистские войска. Солдат вермахта она видела воочию, в доме к тому времени остались одни женщины — мама и трое дочерей, Нина самая старшая. Отец, дяди и братья в 1941 году ушли на фронт. Фашисты выгнали женщину с тремя детьми на мороз, даже не дав одеться, а дом сожгли.
– Мы ушли к бабушке и дедушке, они нас приняли. Но туда пришел староста, отбирал людей, которых должны отправить на работы в Германию. И выбрал меня. Нас погрузили в теплушки и повезли, — рассказывает пенсионерка.
14 летняя девочка попала в немецкий трудовой лагерь в предместье города Любек. В лагере она пробыла три года, детей и подростков содержали в бараках в ужасных условиях и заставляли работать с перерывами только на сон.
– Трудно было. Кормили раз в день супом из брюквы, а работали мы много и тяжело, никто не смотрел, что мы еще дети. Как я выжила, до сих пор не понимаю. Нам помогали простые немцы. Меня брала одна семья к себе домой, так было можно, как бесплатную рабсилу. Хорошо ко мне относились, кормили вволю и не разрешали работать, — рассказывает Нина Курило.
Одна немецкая женщина предлагала Нине остаться в Германии и жить вместе с ней, но она отказалась: очень хотелось вернуться на Родину, увидеть родных, о судьбе которых она все эти годы ничего не знала. Освободили их трудовой лагерь в апреле 1945 года английские войска. По словам Нины Курило, она даже не думала, что выживет. Дети не выдерживали тяжелых работ и ежедневно умирали десятками. До прихода союзников фашисты уничтожили половину населения лагеря, топили баржи с детьми и подростками в Балтийском море. Остальных уничтожить просто не успели. Вернулась домой, встретилась с родными. Об этом Нина Ивановна рассказывает почти без эмоций. Давно это было. После тех событий прошла целая жизнь, девушка получила педагогическое образование, вышла замуж за ветерана Великой Отечественной войны, в 1956 году родила дочь. И долго не рассказывала о своем пребывании в Германии — боялась. Только спустя 60 лет впервые поведала о своей непростой юности журналистам, ее воспоминания к 60-летию Победы опубликовали в немецких и российских СМИ. После войны жилось нелегко, для всей страны это были трудные времена. Но Нина с мужем были молоды и полны сил, поэтому преодолевали любые сложности. Теперь ей 89 лет и, конечно, она очень слаба. Живет в разваливающимся доме вместе с 60-летней дочерью, пытаясь добиться выделения благоустроенного жилья. Зимой пенсионерки мерзнут, летом задыхаются от плесени и комаров. В этом доме она прожила почти 60 лет. В доме нет централизованного отопления, а все удобства на улице, причем туалет и кухня в доме расположены так, что добраться до них Нине Ивановне уже не под силу.
– Я прошу мэра и губернатора прийти ко мне и посмотреть, как я живу. Заберите меня отсюда, я вас очень прошу, я тихий, спокойный человек, еще одну зиму я в таких условиях не переживу, — плачет пожилая женщина. — Никогда не думала, что на старости лет окажусь в таких ужасных условиях. В 14 лет такие условия можно пережить, но не в 90. Я сейчас живу чуть в лучших условиях, чем в Германии. Перед 9 мая мне пришло из администрации письмо, в котором мне отказано в предоставлении жилья. Я прошу поместить меня в социальный дом для ветеранов.
Женщина отмечает, что отношения с дочерью не складываются, поэтому хотела бы дожить свой век одна, под защитой государства.

Нина Курило. Фото: Анна Грицевич / «Русская Планета»
Маленькая комнатка, в которой только кровать и небольшой столик, давно не видела ремонта. Обои давно выцвели, окно покосилось. Дочь оставила ей на столе миску со сладкими кукурузными палочками. Говорит, что это вся ее еда на день. Похоже на правду: Нина Ивановна крайне истощена, ей требуется срочная медицинская помощь. Однако дочь Нины Курило Татьяна считает, что ее мать ни в чем не нуждается и сама не хочет хорошо питаться.
Сотрудник пресс-службы администрации Сочи Микаэл Нарсесян пояснил корреспонденту «Русской Планеты», что Нина Ивановна Курило проживает совместно с дочерью Татьяной, которая является собственником квартиры.
– Право на проживание в специализированных домах имеют одинокие и одиноко проживающие пожилые граждане, являющиеся инвалидами. Такие правила прописаны в Положении о специализированных домах системы социального обслуживания населения, утвержденном главой города Сочи 19 апреля 2005 года № 1459. У Курило есть дочь, которая обязана ухаживать за своей престарелой матерью, а значит, она не одинокая. Поэтому никаких правовых оснований для заселения пенсионерки в социальное жилье нет, — отметил Микаэл Нарсесян.
По его информации, Нина Курило не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по городу Сочи.
– Если жилое помещение действительно ветхое и не пригодное для проживания, дочь пенсионерки Татьяна Курило может обратиться в МАУ МФЦ по Центральному району города Сочи с заявлением о признании их дома не пригодным для проживания, — отметил Нарсесян.
По его словам, если такое заявление будет подано и его удовлетворят, то тогда появятся основания для предоставления жилого помещения вне очереди. Администрация Центрального района может приступить к обследованию дома Курило только после того, как заявление будет написано. Потом вопрос по ветхости либо аварийности жилья вынесут на обсуждение межведомственной комиссии, которая примет окончательное решение: нуждается ли пенсионерка в улучшении жилищных условий.
Сочинский юрист, руководитель общественной организации «Закон и порядок» Роман Шикарев сообщил корреспонденту «Русской Планеты», что узников трудовых и концентрационных лагерей приравняли к ветеранам Великой Отечественной войны. И предоставление им жилья, в случае, если они действительно нуждаются — это прерогатива федерального бюджета. Заявление пишется в администрацию региона, в нашем случае — Краснодарского края.
– У нас заявительная система, то есть ветеран или его представитель должен сам заявить о том, что он нуждается в улучшении жилищных условий, только тогда начинаются какие-то действия. Чтобы встать в очередь на улучшение условий, нужно много ходить по инстанциям, каждый день довольно продолжительное время, — отметил Роман Шикарев. — Необходимо также написать заявление в управление социальной защиты, сотрудники которого смогли бы несколько раз в неделю навещать Нину Курило, она имеет на это право, поскольку ее дочь тоже является пенсионеркой.
– Конечно, здесь нужно браться за это дело, чтобы понять ситуацию в семье. У ветеранов Великой Отечественной войны и приравненным к ним лиц очень хорошая пенсия, много льгот, в том числе по лечению. Правоохранительные органы должны разобраться, куда уходит пенсия Нины Курило, почему на эти деньги невозможно отремонтировать ее дом, — считает Роман Шикарев.
По его мнению, Нина Курило нуждается в постоянной опеке государства, таких специализированных учреждений в Сочи нет, в специальном доме системы социального обслуживания живут люди, которые в состоянии сами о себе позаботиться хотя бы в бытовом плане.
В сочинской городской общественной организации «Общество бывших малолетних узников концлагерей» сообщили, что несколько лет назад практически все те, кто нуждался в улучшении жилищных условий, получили квартиры. О том, почему Нина Курило и ее дочь не воспользовались этим правом, обществу не известно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости