Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Титульная страница
Титульная страница

Ремесла в ассортименте

В Вологде завершился фестиваль «Голос ремесел», участниками которого стали 350 мастеров народных промыслов из 45 городов России
Елена Коваленко
4 мин
Ремесленник Борис Зварыгин на фестивале "Голос Ремесел" Фото: Елена Зубкова
Шатры и палатки выросли на Кремлевской площади, на набережной реки Вологды, в Кремлевском сквере. Мастер-классы по тихим, беззвучным ремеслам — плетению из бересты или, скажем, ручной вышивке — развернулись именно в шатрах. А под открытым небом жужжат-гудят-стучат бензопилы, молоты, топоры. Для участников фестиваля «Голос ремесел» — это возможность показать себя, увидеть достижения коллег, завязать новые знакомства и продать свои изделия. Для публики — не только красивое зрелище, но и удачные покупки.
Обычные бревна на глазах зрителей превращаются в фигуры животных. Аист и крокодил уже готовы. Теперь скульптор в очках и наушниках отсекает бензопилой лишнее у следующего полена. Интересуюсь у мастера по имени Александр: кто это будет?
– А не знаю, — пожимает он плечами, — еще не решил. По ходу дела сориентируюсь.
Александр служит дьяконом в одном из вологодских храмов, а деревянные скульптуры для него — просто увлечение.
Мастеров, работающих «для души», без каких-либо коммерческих целей на фестиваль съехалось немало. В основном это люди старшего поколения, когда-то работавшие в ремесленных артелях или преподававшие в центрах ремесел. Выйдя на пенсию, они не утратили своего профессионализма, ездят по фестивалям ремесел и дают мастер-классы.
Рядом с шатром Валентины Дощинской, мастерицы из Вельска Архангельской области, слышны восхищения гостей фестиваля. Самовар и заварной чайничек, сплетенные из корней сосны выполнены настолько искусно, что у публики вызывает несомненный интерес.
Спрашиваю у Валентины о цене маленького шедевра. Говорит, что за самоварчик ей предлагают в разных регионах от 20 до 80 тысяч рублей. Но продавать свое творение Валентина не планирует. Только показывает.
У шатра с самоварчиком выстраивается длинная очередь желающих научиться плетению из корня сосны. Ученик Владимир Ситов пытается уловить самые простые элементы техники плетения. Но, похоже, корни сосны слушаются только опытных умельцев, а из новичков принимают только самых настойчивых.
– Я случайно забрел на фестиваль. Сам я из Мурманска, судоремонтник, погостить приехал в Вологду. У меня давно была мечта научиться чему-нибудь… ну, возвышенному что ли, — Владимир поднимает голову от деревянных нитей и кивает на самоварчик. — Вот и научусь. Хотя чует мое сердце, дело это непростое. Это вам не атомные ледоколы чинить.
Валентина Дощинская говорит, что в Архангельской области ремесло плетения из корней сосны пока живет. Работают четыре мастера. Они-то и стараются передать молодежи свои умения.
– Только не хочет молодежь пачкать руки да бить ноги по лесам, — сетует Валентина. — Ведь сначала нужно материал найти, вытащить щипцами корни, потом очистить их. Это тяжелый труд. Я уже не говорю о самом процессе плетения, о бесконечном терпении, которого требует это ремесло.
– Мы с сыном Денисом приехали в Вологду из Санкт-Петербурга, на два дня, — рассказывает одна из посетительниц фестиваля Тамара Вересова. — Подобные поездки я стараюсь устраивать как можно чаще, каждые выходные куда-нибудь ездим. Таким образом, я уже больше года пытаюсь оторвать Дениса от компьютера.
Тамара говорит, что водила сына к врачам, но никто не смог помочь 13-летнему подростку избавиться от компьютерной зависимости.
– Боюсь сглазить, но все-таки скажу. Кажется, здесь мы нашли нужное лекарство.
Вот я сижу здесь уже три часа. А Денис все это время — у кузницы. С мальчиком-кузнецом познакомился, тот его научил молотом орудовать. Вот посмотрите, сам подковку выковал, — Тамара показывает мне маленькую сувенирную подкову, — на счастье. И вчера весь день вертелся около кузницы, помогал тому мальчишке-мастеру. Устал так, что заснул в 10 вечера — небывалый случай. В общем, я решила сдать билеты и остаться еще на один день. А потом… Денис просится поехать в Тверскую область, в гости к этому мальчику.
Кузнецу Макару Григорьеву 14 лет. Он из деревни Бабье Спировского района Тверской области. Макар — потомственный кузнец и уже третий год с отцом проводит у наковальни. В семье семеро детей. Он старший.
– У нас хоть и большая семья — девять человек, а живем мы зажиточно, — рассказывает Макар. —  Лично я никуда из деревни не уеду. Деревни одна за другой закрываются, потому что работать людям негде. А наша-то никуда не денется. Мы не уедем. Профессия кузнеца всегда в цене, всегда прокормит. Мы с отцом работаем по заказам, занимаемся художественной ковкой изделий: решетки, калитки, двери. Ездим по ярмаркам и фестивалям. Мне нравится.
Возле Макара все время толпятся зрители. Наблюдать за этапами процесса ковки интересно. А самому побывать в роли кузнеца — интересно вдвойне. От мальчишек отбою нет. Макар терпеливо учит, и сверстников, и совсем маленьких.
Большая часть участников фестиваля приехали с коммерческой целью — продать свои изделия. Светлана Тереховская из Санкт-Петербурга делает расписные пряники. Когда-то работала дизайнером на заводе, производящем кафельную плитку. Семь лет назад знакомые из Архангельска подарили Светлане козулю — расписной пряник из особого теста. Эта козуля и повернула жизнь дизайнера-плиточника в другое русло.
– Если сравнивать с моей прежней работой, то доход у меня, стал не намного больше, — говорит Светлана. — Тут дело не в деньгах, а в свободе. Я очень люблю путешествовать, на заводе у меня такой возможности не было, отпуск раз в год — и все. А теперь мы круглый год разъезжаем по ярмаркам и фестивалям по всей стране. В Вологде всегда мечтала побывать. Вот и сбылось.
Светлана вспоминает, что не сразу научилась пряничному делу. Самое трудное, по ее словам, правильно изготовить тесто. А место для мини-пекарни нашлось в собственной питерской квартире.
– Просто выделили одну комнату под пекарню, так и решили вопрос с помещением, — смеется Татьяна, выводя имя на очередном прянике. — С годами я нашла еще ряд плюсов в занятии ремеслом. Не надо покупать офисную одежду, не надо просыпаться по будильнику, можно больше времени уделять воспитанию дочери.
Наш разговор прерывает покупатель, заказавший пять «Ань», пять «Сергеев» и двух «Александров». Пряники именные. И всегда свежие. Не черствеют. Хранятся долго — год и более.
Коллега Светланы по пряничному цеху Ольга Пермякова, представлявшая на «Голосе ремесел» промысловую артель «Архангельский пряник», тоже не жалуется на бедность и отсутствие покупательского спроса.
– Какой человек не хочет повысить свое благосостояние? — спрашивает Ольга и сама же отвечает. — Никакой. Козуля — символ плодородия, благоденствия и удачи. Чем больше козуль человек подарит родным и друзьям, тем удачнее для него будет год. Перед Новым годом и Рождеством покупатели сотнями берут у нас козули. Летом, конечно, поменьше, но без прибыли не остаемся.
Для валеночников, кружевниц и ткачей главная проблема — сбыт. Товар у ремесленников очень качественный, но и цены высокие. К примеру, пара валяных домашних тапок у костромских валеночников стоит полторы тысячи рублей. Покупают, потому что, во-первых, в магазине эти же тапки стоят по 3-4 тысячи. А во-вторых, здоровье дороже денег, считается, что такие тапки помогают от ревматизма и артроза.
– Народный промысел окончательно погибает только в том случае, если не приносит дохода, — говорит РП костромской валеночник Борис Зварыгин. — А сегодня занятия народными промыслами могут быть вполне прибыльным бизнесом. Вот почему даже маленькие артели, состоящие из 3-4 человек, берут на работу менеджера по продажам. Без этого трудно сейчас. Сделать качественные изделия — это полдела. Как и кому продать — вот главный вопрос. Ну, не буду скрывать, мы свои тапки-валенки реализуем успешно. Даже планируем выйти на большие объемы. Главное — убедить покупателя. 
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
4 мин