Новости – Люди












Люди
На заводскую проходную

Градообразующее предприятие задушил кризис и китайцы. Фото Артема Иванчука
В Усолье-Сибирском закрывается градообразующее предприятие
22 февраля, 2014 18:44
9 мин
Тысячи жителей небольшого городка остались без работы после закрытия химического комбината. Как поясняет его руководство и городские власти, предприятие не выдержало конкуренции с китайским производством. Ирония в том, что, модернизируя некоторое время назад «Усольехимпром», его руководство рассчитывало сбывать продукцию именно на китайский рынок.
Осталось 200
Сегодня в коридорах здания администрации крупнейшего когда-то предприятия в Усолье-Сибирском — ни звука. Редкие сотрудники грустно замечают, что предприятие умирает. Еще полгода назад рабочие большие надежды связывали с тем, что завод будет производить поликремний, применяемый в солнечных батареях. Надежды не оправдались — предприятие не выдержало конкуренции с производителями аналогичной продукции из Китая.
– У нас в регионе химия, как говорится, приказала долго жить. Предприятие уже сейчас, по сути, закрыто. Те работы, что еще ведутся — уже конвульсии, — не скрывает мэр Усолья-Сибирского Александр Рожаловский. — Решение о закрытии принял собственник завода.
По логике властей, сохранить площадку в рабочем состоянии необходимо. Они рассчитывают на то, что рано или поздно к ней проявит интерес какой-нибудь инвестор. Таковые, по словам чиновников, уже имеются, но администрация района пока боится называть их.
— Сейчас мы рассматриваем несколько вариантов. И не хотим обмануть доверие усольчан, которым и до этого уже много наобещали, но мало сделали. Расцвет химического производства в городе обеспечивал работой более десяти тысяч человек. Сейчас на площадке работает едва ли 200 сотрудников. Подумайте — с десяти тысяч до двухсот человек! Страшные цифры. Но нам остается смотреть только вперед, ведь хуже быть уже не может. Все плохое, что могло случиться, здесь уже произошло. Надо смириться с тем, что мы уже не сможем восстановить химическое производство, —прокомментировал для РП ситуацию министр промышленной политики Приангарья Алексей Климов, специально приехавший в Усолье-Сибирское.
Из-за остановки усольского производства губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, создал при правительстве региона отдельную рабочую группу, контролирующую закрытие завода. Именно в ее задачи входит реабилитировать крупнейший в стране химкомбинат.
Проект производства поликремния должен был стать прорывным в новой для российской промышленности нише солнечной энергетики. Строительство технологичного производства стартовало еще семь лет назад. Планировалось, что мощность нового производства превысит ежегодный показатель в три тысячи тонн поликремния. Львиную долю продукции при этом собирались выводить на рынок Китая.
Но строительство завода остановили. Инициаторы проекта решили, что заканчивать его нерентабельно с учетом ситуации на рынке.
– Проблема в том, что на момент согласования проекта килограмм поликремния на рынке стоил порядка $400 долларов. После кризиса 2008 года цена стала снижаться. К 2010 году она достигла уже $70, через год снизилась вообще в разы. Все потому что страны-потребители свернули программы господдержки производства и использования солнечной энергетики. Ситуацию усугубил и ввод большого числа конкурирующих заводов в Китае. Когда в итоге стоимость килограмма поликремния достигла $16, о закрытии объявили ранее прибыльные предприятия, подобные «Усольехимпрому», из Штатов, Европы и того же Китая, — объясняет РП иркутский финансист, кандидат экономических наук Семен Истреков.
Рабочей группе губернатор области поручил три основные задачи. Первое —проконтролировать, чтобы каждому сокращенному работнику завода выплатили все полагающееся деньги и предоставили новую работу. Второе — сохранить инфраструктуру промплощадки. Третье — найти инвесторов с более жизнеспособными проектами.
—Что касается сохранения инфраструктуры — на промплощадке есть и энергосети, и линии, к которым подключен ряд предприятий Усолья — все это мы обязаны сохранить и не утянуть «на дно» компании, смежные с заводом. Эти оставшиеся активы производства и должны, по идее, привлекать потенциальных инвесторов, — рассуждает замгубернатора Приангарья Иван Хоменко, возглавляющий рабочую группу.
Специалисты рассматривают варианты изменения профиля производства. Так промплощадка завода, по мнению экспертов, прекрасно подходит для газовой химии.
— Здесь хватает энергетики, есть способ обустроить химическое производство, и есть возможность исполнить все экологические требования. Но это один из вариантов. Также здесь можно развернуть небольшой проект по машиностроению, который мы тоже рассматриваем. Как только информация сформируется и станет более определенной, мы сразу объявим о новых проектах, — заверил РП министр промышленной политики в регионе Алексей Климов.
Операция «Ликвидация»
В связи с закрытием «Усольехимпрома», а городе следует окончательно завершить прежние, замечают экологи. Так, власти региона уже предложили включить демеркуризацию закрытого на заводе цеха по производству ртутного электролиза в федеральную программу по охране Байкала и развитию прибайкальских земель.
На публичных слушаниях горожане одобрили решение отдать городские земли под захоронение отходов производства ртутного электролиза. Там же было решено изменить генплан города и часть земель населенного пункта перевести в категорию промышленных. Но кроме перемен в генплане Усолья демеркуризация предполагает инженерно-экологические изыскания, чтобы определить уровень загрязненности земель.
– Следует классифицировать накопленные отходы по уровню опасности. А еще обработать ртутьсодержащие отходы и захоронить их согласно классу опасности. Между прочим, прямо под рушащимся цехом по производству ртутного электролиза находится свыше ста тонн ртути, — предупреждает эколог, кандидат химических наук Иван Скребышев.
Планируется, что для нейтрализации отходов недалеко от производства ртутного электролиза соорудят спецмогильник из двух камер. Могильник закроют еще и слоем асфальта, состояние которого будут постоянно мониторить. А по периметру могильника и цеха ртутного электролиза возведут ограждение из бентонитовых глин — этот материал исключает проникновение ртути.
Как именно будут ликвидировать сам завод «Усольехимпром», гендиректор предприятий Валерий Ростокин еще не знает.
— Мы пока не начали ликвидацию, давать комментарии не могу. Мы только взялись за разработку мер по стабилизации ситуации, охране активов и решению вопросов экобезопасности. Что станет в итоге с ресурсами, знает только сам собственник. Холдинг сейчас формирует новую структуру, чтобы обеспечить перевод энергоресурсов туда, где находятся подключенные к промплощадке предприятия Усолья. Штат этой структуры составит примерно 200 человек. Эти люди будут заняты ликвидацией завода и сохранением оборудования, чтобы в дальнейшем его мог использовать новый собственник, — рассказал Валерий Ростокин.
Накануне на заводе сократили еще около 400 работников, еще 287 сотрудников принудительно отправлены в отпуск, и только 135 — фактически работают на предприятии.
Бесполезный город
Как признаются сами горожане, большое количество бывших работников завода уже покинули Усолье.
– Многие насовсем уехали — работы ведь нет. Каждый пятый из моих знакомых уже не живет в Усолье. Продали жилье и попытались устроиться в соседних городах. В основном, в Черемхово и Ангарске. В Иркутске слишком дорогие квартиры, а в Братске ситуация не сильно лучше нашей, — жалуется РП жительница Усолья-Сибирского Ирина Мень.
Прямо на заводе местный центр занятости организовал консультации и прием соискателей. По их словам, им удается, если не найти новую работу уволенным, то хотя бы успокоить их.
– Три первых месяца бывшие работники получают свою среднюю зарплату от предприятия. Есть время прийти в себя, успокоиться и выбрать новое место работы или обучиться новой специальности. Многие, кстати, не меняя профиля работы, успешно устраиваются в соседнем Ангарске — в этом промышленном городе профессии инженеров, химиков, работников промцехов очень востребованы, — заверила РП руководитель усольского центра занятости Иноида Сидорова.
Как раз сейчас в отделе кадров Усольехимпрома очереди: уволенные накануне работники забирают свои трудовые книжки. Большинство из них проработали на заводе всю жизнь. Николай Семенов отдал предприятию больше 40 лет. На этот же завод устроился его сын, а потом и внук. Теперь история трудовой династии прервалась.
– Меня зовут, сюда на завод пришел еще 18-летним парнем. Сейчас мне 61 год, но стариком себя не чувствую — мог бы еще работать и работать. Сына моего пока не уволили, а вот внука «ушли» еще раньше меня. Тяжело, конечно, уходить. Столько сил вложил в родной завод, — признается усольчанин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости