Новости – Люди












Люди
Дорогие жильцы
Томск. Фото: Олеся Ященко.
В Томске хотят ввести налог для горожан, сдающих свои квартиры в аренду
6 февраля, 2014 17:44
7 мин
Опыт Красноярска показал, что это принесет дополнительные поступления в городской бюджет.
«Надо детально изучить данный вопрос, определить варианты взаимодействия всех служб: управляющих компаний, ТСЖ, налоговой службы, правоохранительных органов. Первоначально необходимо оценить объемы такого жилья в Томске и возможные меры воздействия на собственников…», — заявила заместитель главы города по социально-экономическому развитию Альфия Кобеева на заседании городской комиссии по доходам.
На вопрос, сколько квартир в Томске сегодня сдают в аренду, корреспонденту РП не смог ответить ни один из опрошенных представителей агентств недвижимости. У риелторов есть лишь собственное субъективное представление о емкости этого рынка. Они говорят, что сегодня в риелторских базах есть более 5 тыс. квартир, сдающихся в аренду.
– По моим ощущениям это несколько тысяч, возможно, даже десяток тысяч квартир, — предполагает риелтор Элла Павлова. — Работа у нас всегда есть, в сезон каждый риелтор за день по десятку квартир показывает.
Наибольшим спросом квартиры под съем пользуются летом, когда в город приезжают абитуриенты, и в начале осени, когда возвращаются с каникул студенты. В этот период цены на малогабаритное жилье — гостинки, комнаты на подселение, однокомнатные квартиры — повышаются примерно на 10%. Именно студенты держат высокий уровень цен на аренду квартир в Томске.
– Цены на аренду жилья эконом-класса у нас сопоставимы с новосибирскими: 12–15 тысяч рублей за однокомнатную в зависимости от района. Рынок дешевого жилья в Томске не сбалансирован: спрос существенно превышает предложение, — говорит Элла Павлова.
Компания «ТДСК» построила в 2012 году первый в городе доходный дом — 80 квартир для аренды. Половину фирма сдала работникам своих дочерних предприятий, вторую — томским врачам. Однако сами строители признали: планов на продолжение этого проекта нет, у него слишком долгая окупаемость.
Сегодня законодательство обязывает граждан уплачивать НДФЛ в размере 13% с любого дохода, в том числе — от сдачи квартиры в аренду. Особенности исчисления данного налога прописаны в статьях 228 и 229 Налогового кодекса РФ. Тех, кто его не платит, наказывают штрафом в размере от 20% до 40% от неуплаченной суммы. Также арендодатель обязан предоставлять налоговую декларацию. Иначе ему придется заплатить от 5% до 30% от суммы налога за каждый месяц просрочки.
Но томские риэлторы говорят, что доказать факт аренды очень сложно. Владельцы могут представить квартиросъемщиков дальними родственниками, которых просто пустили пожить. Показания соседей тоже не всегда станут доказательством: да, люди живут, но кто сказал, что они платят за это владельцу.
Поэтому в реальности только единицы арендодателей уплачивают налог. И то, как правило, по договору, в котором указана заниженная цена.
– Два года назад я переехала жить к сестре, а свою квартиру решила сдавать. Я сразу решила, что буду делать договор и платить налог. У нас в доме ТСЖ, поэтому платежек нет, все сами ходят к председателю за квитками, так что факт аренды было не скрыть. С жильцами мы подписали два договора. Один — с реальной ценой, его готовили в агентстве недвижимости. Второй — с заниженной, для налоговой службы. В нем сумма ежемесячного платежа была в три раза ниже рыночной, — рассказывает Ирина.
– Квартиросъемщики несколько раз угрожали, что они сообщат обо мне в налоговую, — рассказывает Ольга, которая уже 10 лет сдает однокомнатную квартиру, купленную для сына. — Как правило, это происходит, когда повышаешь плату за жилье. Почему-то арендаторы считают, что цена должна быть неизменной, пока они живут у меня. Но ведь дорожает вокруг все!
У Ольги есть опасения, что однажды люди реализуют свою угрозу, но платить налог и подавать декларацию она пока не собирается.
– Идти в отместку в налоговую? Это слишком хлопотно для самих съемщиков, — считает томичка Алина Царевская, которая снимает квартиру с мужем и ребенком. — Из принципа я не буду стучать на хозяев квартиры. Если это станет повсеместным, то просто вырастет арендная плата — как раз на размер налога. А в Томске итак цены на аренду очень высокие, сравнимы с Новосибирском, хотя он больше в несколько раз.
Эксперты признают: эффективных механизмов сбора налога с дохода от сдачи жилья в аренду пока нет.
– Не представляю, как власти будут выявлять съемные квартиры. Нельзя же просто прийти и сказать — показывайте, кто у вас тут живет. Конечно, можно привлечь участковых, но это будет равносильно поиску иголки в стоге сена. На мой взгляд, доказать факт аренды сможет только сам съемщик — например, если у него будет конфликт с владельцем, и он предоставит договор и расписки о передаче средств, — недоумевает риэлтор Элла Павлова.
Но скоординированные действия различных ведомств — налоговой службы, риэлторов, МВД и местных властей — имеют успех. В Москве выявлять арендодателей начали еще в 2010 году. В Красноярске — в 2011 году. Налоговая инспекция работает вместе с администрацией, принимают сигналы от соседей по специальному телефону доверия, привлекают участковых полицейских.
В 2012 году в Красноярске приняли закон о патентном налогообложении: владелец квартиры может приобрести патент как индивидуальный предприниматель и сократить расходы — налог составит не 13%, а 6%. Правда, должного эффекта этот закон не возымел.
– Я сдаю свою однокомнатную квартиру и снимаю двушку уже много лет и хорошо знакома с этим рынком, — рассказывает Диана, жительница Красноярска. — Но, ни разу не сталкивалась с владельцем патента. Почему-то, рассказывая о его выгодности, власти забыли упомянуть, что в 2013 году индивидуальный предприниматель должен был одних страховых взносов больше 30 тыс. рублей заплатить!
Предполагаемый экономический эффект для Красноярска от введения налога — около 30 млн рублей в год. Или одна тысячная от общих доходов городского бюджета.
– На мой взгляд, овчинка выделки не стоит: нужно будет приложить много усилий, а по факту собираемость будет несущественной для бюджета, — считает риэлтор Элла Павлова.
Финансисты же уверены, что в сегодняшней ситуации, когда доходы перераспределяются в пользу федерального и регионального бюджета, муниципалитетам не остается ничего другого, как расширять налогооблагаемую базу.
– Продажа земли и имущества – но этот источник дохода города фактически исчерпан. Остаются собственные налоговые доходы, где основное — это как раз НДФЛ. Его долю для муниципалитетов в очередной раз сократили — теперь городам остается 20%, а не 35% от подоходного налога. Поэтому расширение налогооблагаемой базы — единственный путь наращивания доходов. Пусть и таким сложным способом. Легких-то уже не осталось, — резюмирует кандидат экономических наук Юрий Полторацкий.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости