Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Костюм напоминает, кто мы такие»

Искусствовед, исследователь народного костюма Андрей Боровский. Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
Исследователь народного костюма рассказал, как одежда сохраняет вековые традиции и отражает национальный характер
Юлия Бородич
23 декабря, 2015 17:57
8 мин
В Томске прошел научно-культурный форум «Русские сезоны». С лекциями об истории народного костюма выступил искусствовед Андрей Боровский из Москвы. «Русской планете» удалось встретиться со спикером и обсудить, что значит сегодня для россиян национальная одежда.
– Андрей, вы не в первый раз гостите в Томске. Почему он вам близок? Как, на ваш взгляд, наш город сохраняет собственные традиции?
– Томск люблю, не перестаю удивляться этому городу. Это город, которому я благодарен за то, что здесь происходят вещи, заставляющие делать что-то новое, чувствовать себя растущим, востребованным. «Этно-форум», «Русские сезоны» — это только начало интеллектуальных мероприятий, связанных с народной культурой и ее восприятием с позиции человека XXI века. Я вижу, что у томичей много планов.
Наука не должна оставаться кабинетной. Сейчас любая наука является жизнеспособной, только если она интегрирована в общество, когда исследователи отвечают на вопросы конкретных людей. Поэтому подход Томска жизнеспособен и актуален. Это вопросы, которые каждый из нас себе задает: что такое русский язык, на каком языке говорю я, существует ли сибирский язык. Все эти темы ходят вокруг личности человека. Это вопросы самоидентификации.
Когда наука интересна не только специалисту, но и широкой публике, особенно молодой, это гораздо эффективней. Мы никогда не должны упрощать запросы аудитории. Томск — это интеллектуальный, студенческий город. Здесь думающая публика. Это огромное количество мотивированных людей со своими представлениями и вопросами. И необычные формы, которые предлагает Томск, направлены именно на эту современную интеллектуальную аудиторию.
– А как эти проблемы решают в других странах?
– За рубежом тоже нет таких форм проведения мероприятий, посвященных национальной культуре. В Европе есть опыт того, как народный костюм возобновляется и сохраняется. История у всех разная, но люди и их запросы по большому счету везде одинаковые. И одежда — не то, что разъединяет, а то, что объединяет. 
В некоторых европейских странах есть примеры того, как национальный костюм создавался заново. В Норвегии задумались о народном костюме в начале ХХ века — после обретения страной независимости от Дании потребовались новые символы идентичности. Но народный костюм не сохранился к тому времени, во всех землях Северной Европы одежда стала примерно одинаковой, менялась с модой, не имела национальных черт. И в Норвегии была поставлена цель возродить уже умершую традицию. Были собраны все сведения о том, что носили на этой земле, из каких материалов, собрали по крупицам все изображения, уцелевшие фрагменты старинных нарядов. И на их основе реконструировали «бюнад» — канон национального костюма. Он оказался жизнеспособным, к 40-м годам были созданы заново костюмы разных районов и типы одежды для разных случаев, а сегодня в Норвегии около двух сотен различных «бюнадов». Этот костюм надевают по праздникам, его имеют в каждой семье.
Похожая история произошла и в Швеции, где новый национальный костюм даже имеет конкретное авторство — его придумала Мэрта Ергенсен в 1903 году. Она предложила канон-образец, после того как шведская королева надела этот костюм, он превратился в национальный символ.
Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
У нас же у костюма многовековая история. Его нужно не воссоздавать, а изучать. Он настолько разнообразен, что мы не в состоянии описать его. Костюм менялся не только от уезда к уезду. Даже в одном селе говорят, что те, кто жил до моста, носили сороку, а те, кто после моста, кокошник, потому что приехали из разных мест. Даже если собрать наследие всех музеев, мы не найдем даже 1\5 части того, что было. У каждой хозяйки в сундуке было по 50 рубах, абсолютно разных. 
В Воронеже есть три села, расположенные на одном тракте. Раньше в каждом из них были храмы, в советское время храм остался только в одном. И люди каждое воскресенье ходили на службу в церковь центрального села. В том, из которого идти до храма дальше, не сохранилось костюмов. В том, которое было ближе, сохранилось много костюмов, а в котором был сам храм — еще больше. Почему это произошло? Потому, что еще 10 лет назад была традиция: на Пасху и на престольный праздник надевать праздничный народный костюм. Из далекой деревни шагать по трассе в поневе неудобно. Из села поближе — можно, но не каждая женщина ее наденет.
Костюм живет, пока для него есть контексты. Если нет — он тут же исчезает. В традиционной среде одежда не сохраняется как музейная редкость.
– Что отражает народная одежда?
– Говоря о русской народной культуре, мы имеем в виду крестьянство после правления Петра I, говоря о нашей национальной культуре — отражение традиций в городской одежде.
Конечно, крестьяне одевались не так, как горожане. Но везде и всегда было актуальным то, что одежда показывала достаток, сословную принадлежность, социальные метки сохранились в одежде и сейчас.
Одежда рассказывает о том, что актуально для нас. В первую очередь — на уровне гендерных различий. Почему появилась одежда «унисекс»? Потому что в современном мире возникают условия, когда не актуально ощущать себя мужчиной или женщиной. Это позиция западного мира: «Если я иду на работу, то иду туда как специалист, а не как женщина или мужчина».
Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
Фото: Юлия Бородич / «Русская планета»
Одежда отражает и наши религиозные воззрения: православный, мусульманский дресс-код сохраняется. Представления о том, что хорошо, а что плохо в одежде до сих пор показательны на Кавказе и в Средней Азии. Там четко определяется, какие цвета для каких случаев жизни предназначены. Например, темные — для женщин солидного возраста, а яркие может носить только молодая девушка.
В России мы будем смеяться над теми, кто надевает носки под сандалии и босоножки. Но это тоже неискоренимая русская традиция. У нас сохраняется семантика: босоногий — значит бедный. Это архетипы восприятия, которые продолжают жить в одежде.
Отличительные черты русского национального костюма можно увидеть в символике цвета. Черный — земля, плодородие, жизненные силы. Красный — кровь, огонь, красота. Белый — чистота и пустота, космос, траур.
В некоторых регионах России свадебный костюм был красно-белый, где-то черно-белый, потому что свадьба — это очень значимый переход, и осмыслить его можно было только через символическую смерть: когда умирает девушка, и рождается молодая женщина. Поэтому традиционный венчальный — это отчасти костюм траура, который сменяется ярким праздничным нарядом молодой жены.
– Как меняется современный костюм?
– Мы живем в эпоху постмодернизма, когда практически невозможно придумать что-то новое. Но это дает и честную свободу другого взгляда на культуру — нелинейного, не скованного идеологией. Сегодняшняя культурология следует взглядам Юрия Лотмана, предложившего смотреть на культуру, как на текст, где каждый элемент имеет значение, каждая составляющая самоценна.
Мы можем не шить сарафаны или носить лапти. Можно взять конструкцию сарафана и на ее основе сделать современную одежду. Если нравится узор какого-то традиционного костюма — его можно перенести на современную одежду. И это, скорее, хорошо.
Что точно не жизнеспособно — это стилизация, основанная на упрощении. Лучше честное цитирование, это корректно, и продолжает жизнь оригинала.
Мы можем сшить современную вещь по образцу народного костюма — для театра, музея, сцены. Мы можем создать в современном городе ситуацию для старинной песни или народного наряда. Можно в сарафане ходить по городу — но это будет современный городской сарафан. Если какой-то человек скажет, что он носитель традиционной культуры — не поверю. Мы в лучшем случае достаточно точно традиционную культуру цитируем современном мире.
Изучение русского костюма — это ответ на вопрос, как мы себя воспринимаем. Часть поиска идентичности. На сегодняшний день национального костюма у нас нет. Но есть желание его иметь — чтобы он напоминал нам, кто мы такие.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
8 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ