Новости – Титульная страница












Титульная страница
Троллейбусу подписали концепцию

Фото: Евгений Леонтьев
В Тольятти приговорили электротранспорт и решили строить дорогу через лес
19 декабря, 2013 13:40
3 мин
Вчера депутаты Тольяттинской гордумы одобрили концепцию развития улично-дорожной сети и городского пассажирского транспорта. Документ, впервые опубликованный осенью этого года, вызвал скандал: как оказалось, разработчики предложили городским властям революционные решения, которые могут основательно изменить облик города.
Концепция по заказу мэрии была разработана питерским ЗАО «Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры», и обошлась бюджету в 8,5 млн рублей.
Документ представлен в двух вариантах — консервативном и радикальном. Последний предполагает такие шаги, как строительство магистрали через городской лесопарк и полная ликвидация в городе троллейбусного сообщения.
10 декабря доработанный документ повторно рассмотрели, а вчера, фактически без обсуждений, одобрили на заседании гордумы. Депутаты остановили свой выбор на варианте, предусматривающем строительство дороги через лес, предложив провести ряд экспертиз и «разъяснительную работу с жителями». О судьбе троллейбуса в решении думы ничего не говорится.
Депутат Борислав Гринблат в беседе с корреспондентом «Русской планеты» напомнил, что концепция еще должна лечь в основу муниципальной программы и отразиться в генеральном плане города.
Впрочем, одобрение проекта и мэрией, и думой фактически означает, что у предложенной концепции не осталось серьезных политических оппонентов, и ее основные параметры, очевидно, будут реализованы.
Дорога в двадцать лет
Споры о необходимости Лесной дороги не утихают уже почти двадцать лет. Дорожная сеть Тольятти планировалась еще в 1970-х. Но сейчас в 720-тысячной «столице автопрома» уровень автомобилизации достиг 350 единиц транспорта на 1 000 жителей. Две существующие магистрали, связывающие крупнейшие районы города — Автозаводский (население — 440 тыс.) и Центральный — уже не в состоянии справиться с трафиком. В часы пик город встает в пробки.
Вариантов решения проблемы несколько. Основной — строительство дороги от Ленинского п-та до ул. Баныкина по лесной просеке. В конце 1990-х проект коммерческой автодороги по этому маршруту уже предлагался, но был заблокирован общественностью и экологами. Трасса должна пройти над подземными городскими водозаборами, и критики проекта уверены, что это приведет к их загрязнению. Другая опасность — стихийное развитие дорожной сети внутри леса и легализация жилой застройки. Особенно болезненно проект Лесной дороги воспринимается жителями после пожаров лета 2010 года, уничтоживших 2 тыс. из 8 тыс. га городского леса.
Один из последовательных критиков проекта, тольяттинский эколог Владимир Иглин считает, что город должен отказаться от Лесной дороги и ограничиться расширением существующих магистралей — Южного и Лесопаркового шоссе, со строительством развязок.
– Те, кто лоббирует Лесную дорогу, сначала должны найти деньги на новые водозаборы, — сказал Иглин корреспонденту «Русской планеты».
Борислав Гринблат предлагает и компромиссный вариант — строительство по тому же маршруту эстакады.
– Не думаю, что это будет дороже реконструкции существующих шоссе. Зато снизит экологические риски, — говорит Гринблат. — В любом случае, дорога в том или ином виде необходима. Иначе город задохнется в пробках.
Еще более острую реакцию вызвал пункт концепции, предусматривающий полный или частичный отказ от троллейбусного сообщения в городе, существующего с 1966 года.
– Отсутствие возможности инвестиций в развитие троллейбусного транспорта привело к старению подвижного состава и сокращению его количества, которого явно не достаточно для обслуживания существующей троллейбусной сети, — констатируют авторы концепции, предлагая в качестве «мягкого» варианта сократить количество маршрутов (с 24 до 12) и протяженность сети, при сохранении количества подвижного состава.
Глава департамента транспорта мэрии Павел Баннов на презентации привел и экономические доводы:
– Для того, чтобы восстановить нормальное функционирование МП «ТТУ» необходимо 1,2 млрд рублей. Задолженность предприятия составляет 120 млн рублей. Кроме того, требуются огромные вливания в содержание инфраструктуры. Серьезного обновления требует и парк троллейбусов. Сейчас у нас в наличии лишь 20 «живых» троллейбусов. Вместо 1 троллейбуса можно купить 3 автобуса, — подсчитал чиновник.
Интересно, что предварительный вариант концепции, представленный мэрии еще в мае, предполагал только один вариант решения «троллейбусного вопроса» — полную ликвидацию.
Эксперт общественной организации «Общественный транспорт Самарской области» Андрей Василенко в беседе с корреспондентом «Русской планеты» высказал опасения, что даже «мягкий» вариант впоследствии может привести к полной ликвидации троллейбусного сообщения:
– К сожалению, опыт других городов говорит именно об этом. Такова экономика общественного транспорта. Если это произойдет, Тольятти станет крупнейшим в мире городом, в котором нет троллейбуса или трамвая, — напоминает эксперт.
Один из бывших чиновников администрации города на условиях анонимности заявил «Русской планете», что, по его мнению, «троллейбус в Тольятти уничтожают давно и сознательно»:
– Тут есть два момента, — отмечает наш собеседник. – Интересы частных перевозчиков и имущество троллейбусного управления — земля и недвижимость. На эти активы всегда много претендентов.
– В Тольятти тяжелая, но довольно типичная ситуация, — рассуждает Андрей Василенко. — Можно построить хоть десять Лесных дорог, но это не решит проблему концептуально. Городские власти должны понять, что это вопрос транспортной культуры. Во всех современных мегаполисах людей стараются пересадить с автомобилей на общественный транспорт. Но в него необходимо инвестировать. Довести троллейбус до чудовищного состояния, а потом признать его «неэффективным» и уничтожить — это самый простой выход.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости