Новости – Люди












Люди
Полет Арктура

Четырехместный самолет «Арктур». Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
Пермские авиаконструкторы собрали первый в России четырехместный самолет
8 мая, 2015 15:17
13 мин
Когда несколько лет назад основатель пермской компании ВМБ «Авиа Группа» Владимир Большаков заявил, что скоро будет выпускать самолеты, это прозвучало фантастично — их в Пермском крае не делали уже более 60 лет. Но первый четырехместный самолет оригинальной конструкции с символическим названием «Арктур», что в переводе с арабского означает «Покоритель неба», уже успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Его максимальная скорость составляет 250 км в час, а дальность полета — 1000 км. «Русская планета» узнала у создателя модели «ВМБ 59 Арктур», каких новых горизонтов он намерен достичь.
– Владимир Сергеевич, кто станет владельцем первого «Арктура»?
– Ни личность покупателя, ни стоимость сделки я оглашать не буду. Однако могу сказать, что наш самый первый самолет достанется жителю Пермского края. Предварительные переговоры уже проведены, в ближайшее время будет заключен договор купли-продажи.
В дальнейшем мы планируем выпускать до 20 самолетов в год, наши мощности позволяют выйти на такой объем. Уже создан цех, в котором можно одновременно собирать до трех самолетов, причем на разной стадии готовности. Конвейерная сборка организована так, что когда через одни вороты выходит полностью готовый самолет, то через другие уже заходит стапель для нового «Арктура». Причем большого штата для этого не требуется: при условии работы в две смены заявленные 20 самолетов в год могут выпускать всего два сборщика на каждый экземпляр. Разумеется, при условии нормального финансирования, хотя бы 50-процентного.
– Сейчас единственное препятствие для выхода на серийное производство — это нехватка средств?
– Не только. Для начала именно серийного производства необходимо получить сертификат на новый тип самолета. Его оформление займет от 3 до 5 лет. Но пока длится этот процесс, мы параллельно можем выпускать воздушные суда в единичном экземпляре, поскольку «Арктур» уже зарегистрирован, он находится в реестре воздушных судов Российской Федерации. И вот здесь уже все упирается в финансирование.
Мы готовы работать с любыми заинтересованными инвесторами, как государственными, так и частными, в том числе и зарубежными. В пошлом году нас посетил заместитель председателя правительства РФ Юрий Петрович Трутнев. Он сказал так: как только сделаете первый самолет, мы поможем подыскать лояльный банк, который сможет предоставить «длинные деньги». Нам необходимо именно долгосрочное кредитование, 5–7 миллионов рублей на 10 лет под относительно небольшой процент, не более 15% годовых. И вот самолет готов, а вопрос с банком так и остался нерешенным... Впрочем, я только что вернулся из Москвы, и, возможно, уже нашел потенциального инвестора, причем связанного с авиацией по роду деятельности. Сейчас мы будем вести переговоры. А значит, банк с «длинными деньгами», будем надеяться, и не понадобится.

Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
– Ваше предприятие относится к малому бизнесу. Вы получили какую-либо финансовую помощь от правительства Пермского края?
– Если бы мы только что зарегистрировались, то могли бы рассчитывать на налоговые каникулы — то есть на несколько лет были бы освобождены от налога на прибыль. Однако наше предприятие худо-бедно, но существует с 2010 года. Поэтому претендовать на каникулы мы не можем.
Законодательное собрание Пермского края приняло решение, что для поддержки развития малой авиации все краевые предприятия, работающие в этой области, могут 15 лет платить нулевую ставку по налогу на имущество. Но и под эти налоговые преференции мы не попадаем. Поскольку было решено, что для получения налоговых льгот предприятие должно иметь в собственности взлетно-посадочную полосу длиной не менее 700 м. Получается довольно забавно. Мы работаем в сфере малой авиации, изготавливаем воздушные суда. Но чтобы нам предоставили льготы по налогу на имущество, мы должны построить еще и аэродром? Странно как-то придумано…
Особенно обидно ситуация в Пермском крае выглядит в сравнении с другими регионами. В Москве и Московской области, например, для поддержки малого бизнеса выделяют по одному миллиону рублей на предприятие в год. Причем для этого достаточно собрать элементарный пакет документов. Представляете, как здорово? А у нас — тишина. Признаться, у меня иногда возникают мысли: так может нам уйти из Пермского края в Московскую область и там зарегистрировать предприятие? И там же платить налоги? Но ведь если весь пермский малый бизнес бросится в Московскую область, то пострадает весь наш регион… Это неправильно, хотя соблазн и велик. Как, кстати, и интерес к нашему самолету среди жителей столицы.
– Уже есть первые москвичи, которые хотели бы его купить?
– Да. Корпорации заинтересованы в приобретении воздушных судов малого литража для своих сотрудников, часто выезжающих в командировки с транспортным плечом до 500–600 км. А частных лиц небольшие самолеты интересуют как альтернатива автомобилям. Москва — огромный мегаполис, из-за пробок добираться на работу все сложнее. Многие из тех, кто живет в пригороде, уже летают до центра города самолетами или вертолетами. Вокруг МКАДа создано около десятка маленьких частных аэродромов, которые принимают двух-, четырехместные воздушные суда. На этих аэродромах дежурят такси, которые отвозят прилетевших в центр. Есть и вертолетные площадки. Но самолеты в этой ситуации предпочтительнее вертолетов, поскольку конкурентнее по цене. Минимальная стоимость вертолета составляет 15 млн рублей, а наш «Арктур» можно приобрести в несколько раз дешевле.
– Осенью прошлого года вы говорили, что один самолет вашего производства будет стоить порядка 4 млн рублей. Эта сумма не выросла с падением рубля?
– Незначительно, поскольку «Арктур» практически целиком собран из отечественных материалов. На импортные составляющие в структуре цены приходится минимум. А стоимость листового алюминия, из которого изготовлен корпус, за прошедшие полгода выросла примерно на 5%, поскольку на складах были достаточно большие его запасы. Из-за роста курса доллара нам стали дороже обходиться лишь двигатели, который мы закупаем в Японии, и стрелочные приборы, которые приходят из Китая.

За штурвалом самолета «Арктур». Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
За штурвалом самолета «Арктур». Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
– Можно заменить эти элементы на отечественные аналоги?
– К сожалению, это невозможно, поскольку отечественных аналогов просто не существует. Необходимые нам двигатели в России пока не производятся, и для серийного производства они могут быть разработаны не ранее, чем через 5–7 лет. А стрелочные приборы у нас уже не производятся, поскольку кто-то решил, что это вчерашний день, нужно переходить на жидкокристаллические дисплеи. Хотя они, быть может, и современнее, но для начальных этапов обучения, для небольших самолетов не слишком подходят. На солнце жидкокристаллические дисплеи начинают бликовать, информация на приборной доске не видна. Приборная доска со стрелками надежнее. Теперь их по российской лицензии выпускает Китай, который стал единственным их производителем во всем мире. И европейские страны, и США закупают стрелочные приборы в Китае.
– Если стоимость «Арктура» с падением рубля практически не изменилась, значит, теперь он стал намного привлекательнее по цене, чем импортные самолеты такого же класса?
– Безусловно. До кризиса наш «Арктур» стоил примерно как дорогой импортный джип, а теперь его можно купить намного дешевле. Он стал доступнее. Самолет зарубежного производства обойдется не менее чем в 9–10 млн рублей, в два с лишним раза дороже. А по техническим характеристикам импортные модели практические такие же, как наша. Мы в очередной раз в этом убедились, когда проводили летные испытания «Арктура». Летчик-испытатель из Перми, тестировавший летные качества нашего «Покорителя неба», в итоге заявил, что мы создали очень интересную, хорошую модель, которая может со временем вытеснить с рынка кое-какие зарубежные аналоги. Его слова подтверждает и интерес, который уже проявляют к «Арктуру» покупатели из-за границы.
– Как бы вы оценили потенциал спроса на небольшие самолеты в Пермском крае?
– По нашим прогнозам, в ближайшие пять лет он резко вырастет. Будет настоящий бум на малые самолеты. Люди уже сегодня готовы их покупать. Простой пример: выставку «Крылья Пармы» посетило 30 тыс. человек. Авиация привлекает все больше заинтересованных взглядов. Еще один пример: недавно в соцсети «ВКонтакте» кто-то разместил объявление, что готовит пилотов. Всего за два дня нашлось 800 желающих освоить эту профессию.
Именно поэтому мы планируем создать учебный центр по подготовке пилотов малой авиации. В 2016 году собираемся набрать первую группу. Эта идея уже нашла поддержку у министра образования Пермского края. Мы надеемся, что на ближайшем совещании нас поддержит и министр транспорта. Если ничего не сорвется, учебный центр будет создан на базе авиационного техникума. Будут выделены ставки для преподавателей. А учащиеся смогут получить по окончании диплом государственного образца.
Кроме того, в ближайшем будущем мы хотели бы создать и собственный аэродром, на котором смогут тренироваться будущие пилоты. Но для реализации этой идеи нам, помимо инвестиций, необходимо решить вопрос с получением земли под строительство. Мы разослали несколько запросов в районные администрации. Если нам выделят участок, то дело пойдет.

Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
Первый четырехместный самолет «Арктур» успешно прошел летные испытания и готов к продаже. Фото: http://www.vmb-avia.com/#!gallery/c14nn
– Давайте представим такую ситуацию: десятки людей обзавелись собственными самолетами, получили корочки пилотов. А куда они смогут на них полететь? Ведь, чтобы приземлиться, даже небольшому самолету нужна посадочная полоса…
– Вопрос с взлетно-посадочными полосами без помощи государства не решить. В Пермском крае еще с советских времен сохранилось несколько полос, пригодных к эксплуатации. Но этого количества явно недостаточно, нужно восстанавливать старые и строить новые. Насколько мне известно, сейчас на эти цели выделены федеральные средства. В 2016–2018 году должны появиться новые взлетно-посадочные полосы, пригодные для малых самолетов. Соответственно, будет расти и спрос на них.
– Возможно ли, что владельцы небольших самолетов не смогут ими пользоваться, поскольку не сумеют получить официальное разрешение?
– Этого опасаться не стоит. Почти все воздушное пространство Пермского края относится к категории неконтролируемого. Под большие самолеты отведен лишь участок в радиусе 30 км от аэропорта «Савино». Лишь это пространство занимать нельзя. А всем остальные малые самолеты могут пользоваться в уведомительном порядке. Пилоту достаточно сообщить, куда и когда он летит. Да и это необходимо лишь затем, чтобы самолет можно было оперативно найти, если с ним что-то случится.
– «Арктур» останется самолетом для пикников или ему найдут более серьезное применение?
– Конечно, найдут! Например, в МЧС. Недавно один из сотрудников ведомства заявил, что оно заинтересовано в использовании двухместного самолета в сочетании с беспилотниками. Дело в том, что максимальная дальность полета беспилотных летательных аппаратов, которые сейчас используются МЧС, составляет всего 80 км. Этого недостаточно, чтобы охватить большую зону, например, при мониторинге пожаров. А если подвесить беспилотник к нашему самолету, то он доставит его в нужную точку, отдаленную на большое расстояние, и затем сбросит. После этого пилот сможет диагностировать на предмет лесных пожаров одну территорию, а беспилотник — другую. Это даст возможность охватить в два раза больше пространства и будет намного рентабельнее.
Еще одной сферой применения «Арктура» может стать сельское хозяйство. Сейчас поля опыляют от колорадского жука, удобряют с помощью тракторов. А один малый самолет может заменить при таких работах 20 тракторов Т150. Это даст хорошую экономию.
– К вам уже обращались сельхозпредприятия?
– Пока нет. Чтобы появился широкий спрос на наш самолет, о нем должны узнать. Мы надеемся, что решить эту задачу нам поможет второй «Арктур», который уже готов на 60%. В июле-августе он пройдет летные испытания, и станет нашей первой презентационной моделью.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости