Люди
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Люди
Русская планета

История на краю географии

Станчиковая церковь. Фото со страницы в Википедии.

В одно из самых загадочных поселений России отправилась научная экспедиция

Мария Медведева
15 августа, 2014 13:46
10 мин
В Якутии начала работу научная экспедиция по изучению истории уникального старинного села Русское Устье. Жители его, а русскоустьинцев на сегодняшний день осталось всего 130 человек, до сих пор сохраняют обычаи, песни, верования и даже язык такими, какими они были почти 500 лет назад.
Удивительна и до конца не изучена и история самого возникновения Русского Устья. Не случайно в экспедиции будут работать вместе якутские и новгородские ученые: по одной из версий, первыми жителями села стали выходцы из Великого Новгорода, бежавшие в середине XVI века на северо-восток — кто от преследований Ивана Грозного, кто от ратной службы, кто просто в поисках свободы.
Однако летом прошлого года в Якутии отмечали лишь 375-летие села — ведь первое сохранившееся упоминание о Русском Устье относится к 1638 году: в это время казацкий отряд Ивана Реброва открыл морской путь на Индигирку и основал в низовьях реки два острога.
– Документальных свидетельств, подтверждающих основание Русского Устья на 100 с лишним лет раньше, чем оно упоминается в летописях, не осталось. В том и трудность восстановления его истории, — рассказывает РП кандидат исторических наук Елизавета Фролова. — Однако в селе сохранились в первозданном виде обряды, фольклор, говор, характерные для русского севера периода XV-XVI веков, но никак не для более поздних периодов. И это вполне объяснимо: проведенные на этой территории раскопки показывают, что первые жители Русского Устья, или как сами они его называли, Русского Жила, добирались сюда не землей, а морем, причем объекты, найденные при раскопках — фрагменты морских судов, одежды, оружия, предметов быта, относятся именно к этому времени. А теперь представим: беглые новгородцы выстроили село в 100 км от Северного Ледовитого океана. Кругом — только местные народы, слова не знавшие по-русски. Отношений с западными российскими территориями нет. Таким образом и «законсервировался» на столетия язык местных русских. Ведь массово эти земли, особенно самые северные районы, где и находится деревня, стали осваиваться гораздо позже. Остались прежними обычаи. Разве что усвоены были новгородцами местные верования и обряды. А грамоте здесь если вообще детей и учили, то по старинным церковным книгам. Этим и объясняется то, что Русское Устье и по сей день остается своего рода заповедником истории и культуры.
Владимир Зензинов, один из лидеров партии эсеров, отбывавший в этих местах ссылку с 1912 по 1914 годы, рассказывает о быте, верованиях, обычаях жителей Русского Устья в книге «Старинные люди у холодного океана».
По его свидетельствам, «законсервированность» местных русских в далеком прошлом объясняется просто — территориальной удаленностью от других более-менее крупных населенных пунктов. По сути, местные даже и не подозревали о существовании других людей на белом свете, кроме их ближайших соседей — якутов и юкагиров. И даже летосчисление у них было свое: календарь, на котором года считали от сотворения мира. Ведь от Рождества Христова отсчет стали вести только при Петре, о чем русскоустьинцы не подозревали. Их календарь представлял собой дощечку с зарубками. Он, впрочем, был не очень точным, поскольку високосные годы на Индигирке не учитывали.
«Ближайшими русскими селениями от Индигирки являются с. Казачье (Усть-Янск) в 700 верстах и Нижне-Колымск — 600–700 верст, где, кстати сказать, очень сильно якутское влияние, — писал Владимир Зензинов. — Из ныне живущих на Индигирке верхоянских мещан никто дальше этих двух пунктов не был, а на юг никто не поднимался выше Абыя (700 верст от Русского Устья). Верхоянск, Якутск кажутся здешним жителям где-то на краю света, а Иркутск, Москва, Петербург звучат для них почти так же загадочно, как для нас названия планет — Марс, Юпитер… Вот, например, отрывок из разговора с одним русско-устинцем: «Ты знаешь, как царя зовут?» — «Не-е, не знаю, ведь он новый». — «Какой новый — 18 лет царствует!» — «Ну я и говорю — новый».— «А про войну с японцами слыхали?» — «Слыхали». — «А победил кто?» — «Мы победили, русские»…»
А вот и свидетельство уже из XXI века. В 2006 году журнал «Geo» опубликовал очерк Дмитрия Соколова-Митрича о Русском Устье.
«Перво ниохто не был, ни людей, никого, бул только дух на небесах, и от этого духа основался человек, и он там жил, на небесах. Он думает, этот человек: должна ведь быть жемля. Он посмотрел вниз — а там моро — и увидел: чего-то чернеет одном мести. Вот он к нему жближился, этому месту, и увидел: гагара на море плавает. Стал он ш ней баять (он тоже, этот гагара, как швятой): «А ты знаешь, где жемля лежит?»—«Я думаю, внутри есть, очень далеко», — отвечат гагара.—«Как-нибудь не могом ли достат жемли?» – человек шпрашиват...
Старик Шахов обмакнул юколу в соль, глотнул чаю, прикурил потухший «Беломор» и просто посмотрел на меня:
– Понимаешь хоть, о чем я говорю?
– Со слуха как-то не очень. Может, на русский перейдете?
Старик рассмеялся.
– А я и говорю на русском. Если я баять начну по досельному, вообще иностранцем стану».
– Конечно, русские, прожив столетия на Индигирке, не могли не перенять многого и от местных жителей, — рассказывает «РП» краевед Николай Елтышев. — Традиционные промыслы — охота, рыболовство, это понятно. Соответствующим образом изменился и их рацион: это мясо и рыба во всех видах, приготовленные по традиционным местным рецептам. Живут русскоустьинцы, как и сотни лет назад, в основном охотой на песца. Как, в общем, и многие коренные северяне. Единственное, жители села не занимаются оленеводством, поскольку ведут оседлый образ жизни. Но, что не менее важно, «северному» влиянию подверглись и религиозные представления русских индигирцев. Это такая причудливая смесь христианства, причем старых верований, с язычеством — опять же местным, северным, что, честно сказать, просто диву даешься. Крестом здесь обороняются от злых духов, обитающих, к примеру, в тундре, и от прочей полярной «нечисти». Что, когда и откуда было привнесено, как формировались верования индигирцев — тоже обширный предмет для изучения.
Но у оторванности русскоустьинцев от всего остального мира есть еще одна сторона. Вплоть до последних десятилетий жителям села неведомы были элементарные блага цивилизации.
Татьяна Браткова, журналист «Нового мира», побывала в Русском Устье в середине 1970-х. Вот что она написала после своей поездки:
«Настоящих домов, со скатной крышей, было всего два — фельдшерский пункт и магазин. В остальных домишках шло непрекращающееся изнурительное сражение с холодом, безостановочное кормление ненасытной железной печки. Печка из круглой железной бочки из-под горючего — первый подарок Северу от цивилизации; до появления бочек все дома отапливались камельками. Зимой — то есть с конца августа по июль следующего года — печка топится практически непрерывно. Комната в домишке одна, иногда с перегородкой, не доходящей до потолка: топить две печки — непозволительная роскошь. Малышей, как собачек, привязывали длинной веревкой к спинкам кроватей, чтобы не могли, играя, дотянуться до вишнево раскаленной, гудящей в углу печки. Так исстари заведено. Русскоустьинцы обычно посмеиваются: «Все мы на веревке выросли».
Но, как оказалось, и такой «доисторический» образ жизни в современном государстве — еще не предел.
– На самом деле во второй половине 1970-х — в 80-х годах жизнь в Русском Устье начала было выравниваться, дошли до села и цивилизация, и советская власть. Кстати, в 1988 году селу вернули его исконное название: в 1942-м оно было переименовано в Полярное, — рассказывает Николай Елтышев. — Но в 1990-е, как кто-то точно заметил, жизнь в селе снова была отброшена на уровень начала XX века. В этот период Русское Устье постигла судьба многих северных территорий: они, так сказать, за ненадобностью были фактически брошены на произвол судьбы. Ни нормального транспортного обеспечения, ни социальной инфраструктуры человеческой, ни даже завоза продуктов толком не было. Местные стали разбегаться кто куда, село пришло в упадок. Вот только к юбилею, к 375-летию, порядок здесь стали наводить. Восстановили местную церковь, разрушенную в 1930-е годы, сейчас службы здесь идут. На юбилей приезжала целая делегация новгородцев — вроде как к предкам своим далеким. Сейчас вот и историки поработают тут.
Вместе с археологами в Русское Устье приезжала целая делегация новгородцев. Чиновники вернулись, а ученые будут работать в Якутии еще целый год. Как рассказал РП заместитель руководителя департамента культуры Новгородской области Борис Зорин, северо-западный и северо-восточный регионы связывает давнее сотрудничество.
– 12 августа из Якутии вернулась большая делегация новгородцев — в Русском Устье побывал в том числе и наш губернатор Александр Смирнов, — рассказывает Борис Зорин. — Поводом стало освящение церкви Иконы Божьей Матери «Знамение». Эту икону, особо почитаемую в Новгороде — она является его покровительницей, мы также передали в дар русскоустьинцам. Хочу отметить, что церковь строилась исключительно на частные пожертвования — многие новгородцы пожелали передать таким образом привет своим далеким «родственникам». Перевозили эту церковь из Новгорода в тундру по железной дороге отдельными частями, и путь ее длился почти год, а на месте уже собирали. Привезли части собора в мае, а освятили только сейчас: собирали долго, ведь там еще и вечная мерзлота, грунты такие, что со строительством беда. Но теперь обряд освещения совершен, в храме идут службы. Планируется, что служители Новгородской и Старорусской митрополии будут совершать в старинное село миссионерские поездки и тесно сотрудничать с Якутской епархией.
Помимо нынешней экспедиции, уже начавшей свою работу, намечаются и другие проекты в области археологии, лингвистики, изучения архивов, культурного обмена.
– У нас якутяне часто бывают, — говорит чиновник. — И дело не только в нашей далекой истории, но и в недавних событиях. В годы Великой Отечественной войны много воинов из Якутии воевали и погибли в нашей Новгородской области.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ