Новости – Общество
Общество
Теория родительской заботы
Выпускники курса приемных родителей. Фото предоставлено НГПУ.
В новосибирском вузе готовят профессиональных приемных матерей и отцов
24 ноября, 2015 20:55
7 мин
В Новосибирской области на сегодня обрели любящие семьи 3 тыс. 144 воспитанника детских домов и интернатов. Их передали приемным родителям, усыновителям, опекунам с 2012 по 2015 годы. Регион входит в четверку лидеров в решении проблемы сиротства, в том числе и социального.
– В сфере защиты детства самые важные задачи — сохранение кровной семьи для ребенка и жизнеустройство тех детей, кто в силу разных причин остался без попечения родителей. При организации работы выбор сделан в пользу ранней профилактики семейного неблагополучия, помощи в актуализации внутреннего потенциала семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации, через социальный контракт, оказание своевременной необходимой поддержки, — констатирует министр социального развития региона Сергей Пыхтин в разговоре с корреспондентом РП.
Благодаря активной работе участковых социальных служб, выездных мобильных бригад при комплексных центрах социального обслуживания населения, а также работе центров помощи семье и детям, численность семей, находящихся в социально опасном положении, ежегодно уменьшается в среднем на 5–7%.
– Наряду с деятельностью по предупреждению сиротства организована системная работа по семейному устройству детей-сирот и сопровождению замещающих семей с вовлечением в нее всех имеющихся ресурсов: общественных организаций, волонтеров, — пояснил глава Минсоцразвития региона.
По данным министерства, на начало ноября в Новосибирской области 88,2 % детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на воспитании в замещающих семьях, и эта цифра неуклонно растет.
Приемные родители порой сталкиваются с трудностями в воспитании детей, которые уже многое пережили. Им нужна помощь, совет, а порой и полноценная консультация педагога, психолога, дефектолога. Ее оказывают специалисты кафедры социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета.
Уже девять лет университет развивает уникальный проект по обучению социальных педагогов со специализацией «Реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Два года назад в НГПУ состоялся первый выпуск профессиональных родителей. Как рассказывает Зоя Лаврентьева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования, эта программа была специально разработана и лицензирована университетом для семей.
Обычно небольшие группы из 16–20 студентов практически полностью состоят из приемных родителей одного или нескольких малышей. В процессе обучения совместно с учеными-педагогами и психологами университета они имеют возможность разрешить проблемы, которые волнуют их в реальном времени.
– На занятиях они очень часто задают нам такие вопросы, которые никакому специалисту органов опеки и попечительства задать не могут. Приемные родители получают за это заработную плату и очень профессионально ведут своих детей, у них много знаний. Кроме того, ежедневные встречи на лекциях позволяют им делиться опытом друг с другом. Кстати, между собой они дружат, ездят друг к другу в гости. Таким образом, я эту группу студентов рассматриваю с двух сторон: как образовательную учебную группу и как терапевтическое сообщество для самих приемных родителей, — констатирует преподаватель.
[Приемные родители получают дипломы. Фото предоставлено НГПУ.]
Приемные родители получают дипломы. Фото предоставлено НГПУ.
Ученый убеждена, что именно развитие института приемной семьи, с подготовкой профессиональных специалистов, которые возьмут на себя функции замещающих родителей, сможет стать для России тем спасательным кругом, который позволит каждой сироте обрести новую семью.
Статус приемного родителя предполагает не только получение за свой труд заработной платы — сейчас она составляет сумму примерно в 15 тыс. рублей на одного приемного ребенка — но и подписание трехстороннего договора, одной из сторон которого, наряду с родителями и госорганами, также выступают сами приемные дети. Иногда такой договор с замещающей семьей может быть расторгнут по инициативе приемного ребенка. А еще приемные родители должны быть готовы к тому, что биологические мамы и папы восстановятся в родительских правах.
Так, например, произошло в семье приемной мамы, студентки 6 курса педагогического университета, Марии Мезенцевой.
– В 2010 году у меня появился один приемный ребенок, потом второй, а потом первого приемного ребенка забрала биологическая мама, — рассказала Мария нашему корреспонденту.
На данный момент в ее семье остался только ребенок, взятый в семью из детского дома.
– Зато своих — четверо! Старшему 25 лет, а младшему 5. Когда я дозрела до решения стать приемным родителем, я просто пришла в опеку и сказала: «Дайте мне кого-нибудь, я готова!» Старший ребенок к тому времени уже вырос, мы переехали из Алтайского края в Новосибирск, а он остался там, стал жить отдельно, и я почувствовала, что как-то детей мало мне стало, — поделилась приемная мама. — Сначала, когда ребенка берешь, конечно, испытываешь сочувствие к нему, а потом, когда происходит его адаптация в семье, просыпаются и материнские чувства…
Мария видела, что малыш был счастлив, когда его забирала родная мама. Кстати, один из плюсов устройства детей в приемные семьи — это то, что в отличие от программы усыновления, в которой действует законодательный императив о тайне усыновления, приемная семья открыто заявляет о происхождении ребенка.
– Он был рад, а мне было очень тревожно. Мама, когда восстановилась в родительских правах, родила уже троих детей, а чуть позже — еще одну девочку, и я очень боялась, что не сложится у них с сыном. Ему было на тот момент 8 лет, и уже почти три года он прожил со мной.
Приемные родители должны однажды почувствовать внутренне и закрепиться на той тонкой грани, когда забота о ребенке не перерастает в собственническую любовь, а воспитание не становится казенным актом.
– Приемная семья — это временное устройство ребенка, приемные родители оказывают ему помощь и поддержку, а не создают себе новую семью. — Поясняет Зоя Лаврентьева. — И хотя из 81 приемного ребенка тех студентов, которые учатся сейчас у нас на разных курсах, забрали только одного — такое решение приняли органы опеки и попечительства на основании заявления 17-летнего приемного подростка, который просил разорвать отношения с мамой, потому что хотел жить самостоятельно — приемные родители должны быть к этому готовы.
Студентка тогда справилась с ситуацией, через год после отказа от нее приемного ребенка она написала блестящую дипломную работу на тему «Предупреждение вторичного сиротства». Сейчас бывшие приемные мама и сын общаются.
Уже на втором курсе обучающиеся с первого потока решили, что одних лекций им недостаточно и вышли к администрации института с инициативой создания городской общественной организации Студенческая научно-исследовательская мастерская (СНИМ) «Вместе». На базе зарегистрированной мастерской складываются отношения между студентами разных курсов, обсуждаются проблемы, которые не входят в учебную программу. Там же, как минимум раз в год, проходят обязательные тренинги, которые проводят приглашенные специалисты. Сейчас в мастерскую, кроме студентов, входят уже и магистранты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости