Новости – Люди












Люди
В первый раз в бизнес-класс

«День ювелира» в гимназии №5. Фото с сайта учебного заведения.
В какой школе, чему и как учатся дети чиновников и депутатов Екатеринбурга
18 февраля, 2015 16:54
12 мин
Прием будущих первоклассников в гимназию №5, самую престижную в Екатеринбурге, уже завершен. В новом учебном году ее двери откроются для сыновей председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера, депутата Законодательного собрания региона Ильи Гаффнера, руководителя свердловского областного кожно-венерологического диспансера Николая Струина, главы уральского представительства АСИ Даниила Мазуровского, детей многих других известных екатеринбуржцев. 1 сентября их поздравят с поступлением на торжественной линейке перед новым зданием школы. Кто произнесет приветственные слова в этом году, пока секрет. В прошлом году с обращением к первоклассникам и их счастливым родителям выступили председатель правительства Свердловской области Денис Паслер и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб.
«Русская планета» выясняла, чем эта гимназия отличается от других школ.
Для большинства школ столицы Среднего Урала сегодня самая большая проблема – это найти учителей, которые смогут хоть как-то учить детей. Как сообщили корреспонденту РП в пресс-службе городской администрации, к началу учебного года в школах Екатеринбурга не хватало почти 200 педагогов. Недоставало 60 преподавателей русского и английского языков, 70 - математики. В наибольшем дефиците были учителя начальных классов. Поэтому директора екатеринбургских школ обычно рады, если в принципе удается найти специалиста необходимого профиля. О том, чтобы устраивать конкурсы при приеме на работу, отбирать лучших, и речи нет. Но в гимназии №5 ситуация другая. Соискателю нужно доказать свое право преподавать в этом престижном учебном заведении.
– Нехватки кадров у нас нет. Некоторые сложности с заменой учителей у нас возникают, однако нужных специалистов удается быстро найти, — рассказывает директор гимназии №5 Галина Панькова. — Так, недавно посреди учебного года неожиданно покинула коллектив учитель истории, но мы тут же приняли на ее место перспективного молодого педагога. Когда у нас появилась вакансия преподавателя физики, к нам переехала учительница из Ханты-Мансийского округа. Я всегда считала, что ХМАО у нас впереди планеты всей в области образования, но эта женщина у нас работать не смогла, уволилась после первой же четверти. Приходило много желающих трудиться в нашей школе молодых людей, однако у них не было опыта углубленного преподавания физики. Соответствующего нашему уровню специалиста мы нашли не сразу. Дело в том, что далеко не все могут работать в учреждении статусном, где к педагогам предъявляются повышенные требования не только со стороны педагогического сообщества, но и прежде всего со стороны родительской общественности. Родители нам поднимают очень высокую планку, и мы выполняем этот образовательный заказ.
Вакансии в гимназии №5 в принципе появляются редко. Более 70% учителей работают здесь не один десяток лет. Причем большая часть педагогов имеет высшую квалификационную категорию. Почти для всех остальных екатеринбургских школ это недостижимый уровень.
Этот коллектив учителей обеспечивает соответствующие результаты у учеников.
– Процент обучающихся на «4» и «5» у нас выше всех по Ленинскому району Екатеринбурга, — подчеркивает Галина Панькова. — Из 23 школ района у нас стабильно самый высокий процент качества. То же самое — с результатами ЕГЭ. Наши ученики занимают призовые места не только на районных, городских и областных, но также на всероссийских и международных олимпиадах. Без проблем поступают в лучшие вузы, в том числе столичные и зарубежные.
В коллекции гимназии сколько наград и дипломов за победы в конкурсах различных уровней, что ими можно завесить не одну стену. В школе работает музыкальный клуб, есть эстрадная студия и студия цифровой фотографии, студия робототехники, пять спортивных секций на выбор, семейный киноклуб, а в актовом зале проходят фестивали документального кино.
Причин, по которым учителя стремятся устроиться именно в гимназию №5, много. Одна из главных — здесь они имеют возможность работать с самым современным оборудованием. Помимо стандартного набора, который есть во всех современных школах, статусная гимназия располагает мультимедийными проекторами, интерактивными досками, собственной типографией, которая печатает школьную газету, и 3D-классом.
– В прошлом году мы были признаны одной из лучших школ Свердловской области по внедрению инновационных технологий и получили грант, на который приобрели оборудование для 3D-класса, — рассказывает Галина Панькова. — Мы участвуем в самых различных проектах, выигрываем гранты и направляем полученные средства на улучшение материальной базы. Есть и другие источники. Например, в прошлом году нашей школе исполнилось 95 лет. Многие родители, чьи дети учатся у нас, решили сделать подарки гимназии к этой дате. Разумеется, они приобретали оборудование, которое лучше стандартного, имеющегося в других городских школах.
По высоким стандартам в престижной гимназии оснащены и лаборатории, актовые залы, мастерские. Даже обычные туалеты в двух школьных зданиях (1–5 классы учатся в корпусе, расположенном на улице Народной Воли, а 5–11 классы — в корпусе на улице Хохрякова) отличаются чистотой и современной сантехникой.
– Моя старшая дочь учится в обыкновенной школе, а сын — в гимназии №5, поэтому мне есть с чем сравнивать, — рассказывает мама шестиклассника Елена. — Нам стоило больших трудов пристроить сына именно в эту школу. Нас сразу предупредили, что попасть по обычной очереди почти нереально. Мы живем в типовой многоэтажке, которая расположена совсем рядом с корпусом младшей школы гимназии №5, но приписана почему-то к школе №173. Кстати, элитные дома, которые расположены от «пятерки» намного дальше, чем наш, относятся именно к ней. Чтобы пристроить сына, нам пришлось оформлять временную прописку в квартире у хороших знакомых, но оно того стоило. Когда дочка впервые зашла в здание этой гимназии, она сказала: по сравнению с их школой, эта — очень пафосный дворец. Здесь качественная мебель, компьютеры в классах, цветы в коридорах, везде чистота и порядок. Работает система видеонаблюдения. В гардеробе не воруют. В туалетах не курят и не колются. А в школьной столовой не воняет, а пахнет — понимаете, о чем я?
Даже кормят в гимназии №5 вроде бы и по стандартному меню, утвержденному Роспотребнадзором, но почему-то здесь самая обычная еда получается по-особенному вкусной.
– Детское питание должно быть полноценным, здоровым, сбалансированным по количеству белков, углеводов, витаминов. Исходя их этих принципов завозятся продукты и готовится еда, — поясняет Галина Панькова. — У нас работает очень хорошая, добросовестная бригада поваров, они любят детей и любят готовить, поэтому и еда у них получается вкусной, хотя чего-то особенного в меню нет. К тому же, если дети внезапно проголодаются, они всегда могут купить что-то в буфете, там у нас очень хороший выбор. Вообще, нужно признать, что наши гимназисты любят проводить время в столовой — сидеть за столиками, общаться, пить чай. Кстати, в столовой у нас не один, а два зала. В одном их них мы оборудовали интернет-кафе с доступом к Интернету через Wi-Fi. Это хорошее, комфортное место для общения детей.
И все же главное преимущество гимназии №5, делающее ее притягательной для чиновников, депутатов и бизнесменов, — это не отличный коллектив учителей и не первоклассное оборудование. Прежде всего, это состав учеников.
– В нашей гимназии нет ни одного ребенка из неблагополучных семей, где родители не занимаются воспитанием своих детей, — с гордостью говорит Галина Панькова. — У нас в принципе нет и детей мигрантов, вынужденных переселенцев. Дело в том, что наша школа расположена в самом центре города, в социально однородном микрорайоне. Вокруг нет никаких рабочих общежитий, бараков, соответственно, нет и характерного для них контингента неблагополучных детей. У нас учится много детей из многодетных семей, однако все это — благополучные семьи. Родители с тремя, четырьмя детьми живут в больших хороших квартирах либо в коттеджах, расположенных в загородных поселках. Хотя, конечно, есть и сложные родители. Например, одинокие мамы, которые слишком заняты на работе и не так много внимания, как нам хотелось бы, уделяют ребенку. Для всех остальных воспитание детей, хорошее образование для них является приоритетом.
Родители ясно понимают, что в школе дети учатся не только в классах, но и в коридорах. Если в престижной гимназии нет детей из неблагополучных семей, которые «плохому научат», то это несомненный плюс. А во взрослом будущем пригодятся как полученные знания, так и полезные связи, скрепленные годами детской дружбы.
– Почему настолько престижной и результативной является система закрытых школ, созданная в Англии и скопированная в США? Именно потому, что они закрытые, — говорит культуролог Вадим Завадский. — В такие школы попадают дети из одного социального слоя, со схожими ценностями и моделями поведения. В закрытых школах не отвлекаются на мультикультурность, многообразие и прочие современные демократические фетиши. Поэтому там не научат толерантности, зато смогут сформировать ориентиры, ведущие к социальному признанию и успеху. К тому же дети с одинаковыми траекториями развития и со стартовым капиталом в лице состоятельных родных, со временем и сами оказываются в верхних слоях общества. Встречаясь друг с другом во взрослой жизни, вчерашние однокашники используют дружеские отношения, чтобы укрепить позиции друг друга. Такие связи бывают намного более полезными, чем любые знания.
Кстати, сходство с английской закрытой школой руководство гимназии №5 подчеркивает: клетчатые жилетки, а главное — вышитый на детской форме геральдический герб школы не дают забыть, что это учебное заведение не из рядовых. Ученикам постоянно напоминают и о богатой истории гимназии, в которой они имеют честь учиться.
– Первый в городе пионерский отряд появился в школе №5, — говорит Галина Панькова. — Первые рельсы для первого свердловского трамвая отлиты из металлолома, который собрали пионеры школы №5. Наши школьники в 30-е годы обучили грамоте 600 текстильщиц камвольного комбината, привезенных из окрестных деревень. Все эти факты подтверждены документально.
Родители понимают: за то, что твои дети учатся в престижной школе, нужно платить. Причем не только деньгами. Непосредственное участие в жизни гимназии строго обязательно.
– В нашей гимназии очень активный родительский комитет, — поясняет Галина Панькова. — Его первым председателем был Павел Петрович Бажов, его дети учились именно у нас. Традиции родительской заинтересованности, помощи школе заложены еще в те давние годы. Родительский комитет собирается не менее раза в месяц и принимает активное участие в решении школьных проблем. Например, некоторые родители часто увозили детей во время учебных занятий на зарубежный отдых. Недавно мы обговорили эту проблему и решили, что теперь родители смогут забирать детей отдыхать только во время каникул. Родительский комитет также проводит различные мероприятия. Например, перед Новым годом у нас было соревнование на лучшее оформление класса — победителям родители вручали по коробке мороженого, конфет, шоколада.
Ничуть не меньше, чем организационная, в школе ценится материальная помощь от родитпелей. Но они не считают, что переплачивают за уровень комфорта, который обеспечивают детям за свои деньги.
– Мы не платили вступительный взнос, когда отдавали сына в гимназию №5, — рассказывает мама шестиклассника Елена. — Однако регулярно делаем добровольные взносы в фонд класса. Собранные средства идут на ремонт, приобретение оборудования. На хозяйственные нужды — охрану, клининг, хозтовары — в этом году собирают по 5 тысяч рублей. Раз в четверть на общеклассные нужды мы сдаем по тысяче-полторы. Питание обходится примерно в две с половиной тысячи. Разумеется, собираем деньги на подарки детям, и конечно же, учителям — они строго обязательны к каждому празднику. Причем нам еще повезло: в классе, где учится сын, у всех детей относительно небогатые родители. Поэтому мы скидываемся на подарки не по пять тысяч, как в других классах. Нужно платить и за некоторые уроки. Например, за уроки английского языка в первом классе или за хореографию. Отдельно оплачиваются и занятия с учителями по базовым предметам, которые проводятся после уроков. Вместе набегает серьезная сумма. Но с другой стороны, сейчас и в массовых школах нужно платить, а в этой ты хотя бы понимаешь, за что. Деньги не идут кому-то в карман, а тратятся на комфорт для моего же ребенка. Меня полностью устраивает, что мой сын не любит выходные, потому что в эти дни он не ходит в школу. За такое никаких денег не жалко.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости