Новости – Люди












Люди
Любовь и голуби

Анна Безак из Польши. Фото предоставлено Анной Безак.
В Иркутске иностранцев впечатляют откормленные голуби и количество влюбленных парочек на набережной
21 июля, 2014 07:52
12 мин
Иркутяне, планируя досуг иногородних гостей, обычно в первую очередь упоминают набережную в центре Иркутска, несколько городских храмов и соборов. Но в беседе с корреспондентом РП приезжие признавались, что в столице Приангарья куда сильнее впечатляют местные парки, отзывчивые горожане и откормленные голуби на улицах Иркутска. Впрочем, гости города, как и сами иркутяне, всегда особо отмечают две реки, на которых стоит Иркутск — Ангару и впадающий в нее Иркут.
Иркутяне любят пофилософствовать о том, как суров сибирский край. Неслучайно даже гимн региона, песня Александра Маршала «Иркутская история», начинается со слов: «Я в суровом родился краю, где высокие кедры поют».
Приезжие гости суровым местом Иркутск не называют. Правда, чаще всего туристы посещают Иркутск летом или осенью.
– В центре города — классическая архитектура XVIII–XIX веков, а все главные улицы такие широкие и четко перпендикулярные, что сразу напомнили продуманную планировку Петербурга. Да и сами иркутяне своим обходительным отношением напомнили мне моих интеллигентных питерских знакомых, — замечает в беседе с РП Саймон Поллет, британский журналист.
Люди в «памятниках»
Саймон прожил в Иркутске всего полгода, но уже успел обзавестись множеством друзей и составить собственное мнение о городе.
– Иркутск я бы охарактеризовал в первую очередь двумя прилагательными — динамичный и торговый. За те шесть месяцев, что я здесь, некоторые районы города успели сильно измениться. Иркутск постоянно трансформируется, и даже местные жители признаются, что не всегда успевают отслеживать перемены: то новый скверик откроется, то продолжение набережной появится, новый памятник, свежее заведение. Хотя мои иркутские друзья настаивают, что эта тенденция недавняя — мол, раньше консервативнее Иркутска в Сибири не было городов, — добавляет Поллет.
На архитектуру города обращают внимание все зарубежные гости. Из-за разрушительного пожара 1879 года старинный купеческий город в позапрошлом веке отстраивался заново, положив начало смешению архитектурных стилей. XX и XXI века это только закрепили.
– Иркутск — красивый город. Мне очень нравится его хаотичный центральный рынок! И вообще он примечателен тем, что чудесно сочетает современный хай-тек XXI века, советский китч прошлого столетия и национальный русский колорит. В деревянные избушки, которые до сих пор встречаются в Иркутске, я просто влюблен. Это дремучая история, окна у них давно уже вросли в землю, и при этом в домиках по-прежнему живут люди. У нас, например, жить в таких домах-памятниках по карману только очень богатым, — сравнивает бывалый путешественник из Ирландии Жиро О’Мурч.
Жиро отмечает, что в сравнении с западной частью России, где ему уже удалось пожить, Иркутск ему показался более дешевым городом в плане жилья и питания.
– У вас удивительно много заведений общепита — от пафосных рестораций до столовых. С последним явлением я вообще только в России впервые и познакомился, ближе всего к нему мне показалось западное бистро, но и это не совсем точная аналогия. Кстати, сами иркутяне часто жалуются на дорогое жилье. Я вам скажу — в западных городах вашей страны оно еще дороже, а я успел по полгода и дольше пожить в Питере, Новгороде, Ярославле, Новосибирске, Твери. Я уж молчу о Москве. Действительно, в Иркутске есть очень дорогие варианты. Например, мне как-то предложили снимать квартиру — роскошный пентхауз, за баснословные 70 тыс. рублей в месяц. Видимо, посчитали, что раз иностранец, то «при деньгах». Но есть и вполне эконом-варианты. Я вообще первый месяц комнату у бабушки снимал, пока работу не нашел. Это мой способ узнавать новые страны: я приезжаю в город, пару недель обживаюсь, веду себя как турист, тратя накопленное ранее, в том числе заработанное в предыдущих городах. После устраиваюсь на работу в новом городе и живу уже «как абориген». Такой способ позволяет узнать страну, и при этом не требует каких-то огромных накоплений на путешествия, — признается ирландец.
Жиро в свои «туристические» две недели успел съездить в Листвянку, посетить Иркутский драмтеатр и Музыкальный театр, побывать на паре экскурсий по Иркутску и покататься на речном трамвайчике.
– Сейчас я устроился барменом в один иркутский ресторан. Вообще я по профессии повар, когда остаюсь в городе на срок до полугода — успеваю «дорасти» и до су-шефа. Но на новом месте начинать, конечно, всегда «с нуля» приходится. А барменом работать — значит и ночную жизнь узнать. За неделю жизни «иркутского аборигена» меня сводили во все культовые забегаловки и клубы города. С коллегами я съездил на байкерский фестиваль и отдохнул на Байкале на острове Ольхон. Эта неделя была даже насыщеннее «туристической». Для меня это неудивительно, в моей практике «бытового» путешественника так обычно и бывает, — признается Жиро в беседе с РП.
Отдельно О’Мурч отметил не только архитектурный, но и национальный «микс» Иркутска.
– Мне понравилось то, что в вашем городе живет много бурятов. Я посетил в общей сложности 12 городов между Москвой и Иркутском: все они хороши, но какие-то одинаковые. У вас же повеяло чем-то свежим, приятно было увидеть asian-looking людей в Иркутске. Сразу какая-то другая атмосфера на улицах, — резюмирует ирландский путешественник.
Страшное и загадочное государство
Интересно, но туристы из азиатских стран на национальный вопрос смотрели совсем с другой стороны. Для многих из них, к сожалению, в Иркутске подтвердились опасения по поводу активного движения малолетних нацистов.
– Ваша страна в моих глазах всегда имела образ страшного и загадочного государства. И хотя для меня лично моя поездка в итоге оказалась намного лучше, чем я ожидала, вместе с тем здесь я познакомилась с иркутскими студентами по обмену из Кореи — они признались, что их несколько раз били русские студенты без каких-то явных причин! По их мнению, из-за того, что они похожи на китайцев. Эта ситуация меня очень напугала. Я тогда решила, что мои друзья неслучайно так волновались, когда я сказала им, что еду в Россию одна. Они категорично заявили, что это безумная идея — ехать азиатской девушке в Россию одной, — признается студентка из Южной Кореи Жин Ким.
На фоне этих рассказов необычно слушать рассуждения туристов о приятной внешности и дружелюбии местных жителей. К примеру, студент из Канады Мэтью Прол отметил не только внешнюю привлекательность местных жителей, но и «внутреннюю красоту».
– Девушки очень у вас красивые, — первым делом сообщил Мэтью Прол. — Вокруг атмосфера влюбленности. В центре города, куда ни взглянешь, повсюду парочки прогуливаются. Очень романтичный город. А еще дружелюбие! Внутренняя красота не уступает внешней: дружелюбие тут не напускное — настоящее. К примеру, парень, которого я знал на тот момент только по переписке, приехал за мной в аэропорт в 4 утра! А на мои бесконечные спасибо успокоил, что для него это не проблема. И вообще мало того, что он убеждал жить у него сколько понадобится, не торопил с переездом в студенческую общагу, так и по городу каждый день водил, знакомил с друзьями, несмотря на то, что работал. Вообще я частенько блуждал в Иркутске первые 3-4 месяца. Если выйти за пределы четко расчерченных центральных улиц, здесь легко заблудиться в мелких и запутанных переулках. Особенно если учесть отсутствие указателей на многих домах. Так вот, каждый раз находились люди, которые помогали мне найти дорогу. Бывало и провожали прямо до нужного места, даже если им не по пути было.
Отзывчивость местных жителей отдельно отметил каждый из опрошенных РП гостей города.
– Иркутск мы с женой проезжали на обратной дороге в Англию, во время нашего путешествия на машине в Китай и обратно. Мы отлично провели время с иркутскими ребятами, у которых останавливались. Они очень хорошие люди, как и сам город. Часто вспоминаем забавный случай, когда в центре Иркутска мы свернули на запрещенную для авто дорогу и нас остановила полиция. Мы не понимали, почему и что вообще произошло. На тот момент мы совсем плохо говорили по-русски. Так один из полицейских, очень добродушный и отзывчивый, позвонил своему китайскому другу, чтобы тот нам перевел и все объяснил. В итоге все разрешилось, и полицейские отпустили нас, даже не взяв никакого штрафа. Мы очень благодарны этому полицейскому и шлём ему привет! — рассказал стоматолог из Лондона Чанг Тейнхам.
Критиковать город большинству приезжих не хотелось. Тем не менее ряд основных проблем Иркутска гости все же назвали.
– Возможно, дело в климате, но город немного загрязнен. Для меня как студента также большой проблемой было передвигаться поздно вечером на общественном транспорте. Это почти невозможно, часто приходилось ходить пешком, когда на такси не было денег. Такси здесь, кстати, дорогое — намного дороже, чем у нас в Канаде. В городе многое появилось для туристов уже на моих глазах: сделали интересные экскурсии по достопримечательностям. Однако при этом бывает сложно найти нужный автобус. Я-то теперь уже неплохо знаю русский и могу при случае спросить, но туристу, который говорит только на английском, тут придется сложновато. С другой стороны, скучно и довольно глупо ехать в Россию без знания простейших фраз на русском, — полагает студент Мэтью Прол.
Как выяснилось, часто иностранные гости приезжают в Иркутск, не только выучив русский язык, но и разузнав о местных достопримечательностях особенно редкие факты.
– В Иркутске есть множество вещей, которые могут реально впечатлить вас, при условии, что вы знаете историю этих мест. К примеру, памятник царю Александру III на набережной в центре Иркутска. Впечатление неподготовленного туриста — какой эффектный большой памятник. Но если вы знаете, что царь указывает перстом направление Транссибирской железной дороги и вообще этого государя считают основоположником строительства ж/д путей, опоясывающих всю страну, это дает новый смысл памятнику. Еще среди русских ходит байка: мол, памятник указывает на Японию как на следующее, что Россия намерена покорить, — делится польская учительница, преподавательница иркутского вуза Анна Безак.
Пьяные полицейские в окружении храмов
Подытоживая свои впечатления об Иркутске, гости вспомнили самые курьезные ситуации, с которыми они столкнулись в нашем городе.
– Сквер Кирова — это большая территория с широченными дорогами. Иркутские водители не всегда останавливаются, даже когда ты переходишь дорогу по «зебре». Они буквально объезжают тебя! Это стало главным испытанием в нашем путешествии, — заметили братья из Австралии — Жан и Ян Моррисон.
Немало забавных историй иностранцы рассказывают и о затейливом гербе столицы Приангарья.
– Герб Иркутска — это пантера, держащая в зубах мертвого горностая. В первый же день в Иркутске мне стало ясно, почему два самых любимых вида наказания у Чингисхана были смерть и ссылка в Сибирь, — с серьезным видом заметил канадец Мэтью Прол.
А на нерелигиозных путешественников чаще всего сильное впечатление производят подробные экскурсии по многочисленным духовным заведениям Иркутска — церквям, соборам, храмам и часовням, расположенным поблизости от католических костелов, мечети и синагоги.
– В Иркутске мы видели несколько церквей с изображениями ада и пыток на стенах. Вообще у нас было целых две поездки по религиозным местам. И два дня мы провели под огромными сводами бесчисленных сооружений. Ни в одном городе я не встречала столько храмов «на квадратный метр». И среди этих духовных строений мы умудрились встретить в Иркутске двух пьяных полицейских, которые были счастливы сообщить нам, что «могут сделать с нами все что угодно, потому что они — представители закона», — с недоумением вспомнил Кристофер Амин из Великобритании.
Самый смешной комментарий об Иркутске мы получили от сотрудницы госбанка, приехавшей в Сибирь из Рима, известного, помимо прочего, и как «голубиная столица Европы».
– Ни разу в жизни я не встречала таких толстых голубей, как у вас в Иркутске. По-моему, они даже не могут летать! По крайней мере, я в Иркутске не видела ни одного летящего голубя, — удивляется итальянка Кристина Бергезе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости