Титульная страница
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Титульная страница

Рванули стоп-кран

Забайкальские чиновники хотят заменить пригородные электрички автобусами

Елена Коваленко
25 ноября, 2013 14:52
3 мин
В ближайшее время количество пригородных поездов в Забайкалье может быть сокращено. Фото Натальи Петровской
С 4 декабря в Забайкальском крае может быть прекращено движение пригородных электричек на маршрутеЧита — Могзон. Причина: недостаточное финансирование, которое получает ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания», отвечающая за железнодорожное сообщение между населенными пунктами региона. На данный моменткраевое правительство должно перевозчику1,40 млрд рублей.
Региональные власти обязаны компенсировать железнодорожным компаниям, осуществляющим за пригородные перевозки в регионах Российской Федерации, так называемые «выпадающие доходы». Это убытки, которые возникают у перевозчиков в результате политики по регулированию тарифов на проезд.
— По закону Российской Федерации, организация пригородного сообщения находится в ведении региональных властей. Они же должны формировать транспортный заказ и устанавливать тариф в пригородных поездах, — пояснил корреспонденту «Русской планеты» генеральный директор Забайкальской пригородной пассажирской компании (ЗППК) Николай Гаджала.
По его словам, в результате сдерживания цен на проезд в железнодорожном транспорте, забайкальский перевозчик недополучает колоссальные суммы. Так, стоимость билета на одного человека в первой зонесоставляет 22 рубля, а экономически обоснованный уровень тарифа равен 93 рублям. Чтобы компенсировать их, в 2013 году, согласно утвержденному бюджету региона, администрация края должна была перечислить железнодорожникам 10,6 млн рублей.
–Но ни в октябре, ни в ноябре деньги не поступали, — объясняет Гаджала. — Может такое случиться, что пригородной компании просто скоро нечем будет платить зарплату машинистам составов.Поэтому нам ничего не остается, как пойти на крайнюю меру и отменить пригородный поезд сообщением Чита — Могзон.
Более того, если ситуация с недофинансированием железнодорожных перевозок в крае не улучшитьсяв самое ближайшее время, это может обернуться глобальным сокращением направлений движения пригородных поездов. Ежемесячно в регионе этим видом транспорта пользуются порядка 120 тысяч забайкальцев, утверждают в пригородной пассажирской компании. Это, прежде всего: студенты, пенсионеры и прочие категории граждан, пользующиеся различными льготами.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, в первой половине ноября ОАО «РЖД» даже устроилаакция в поддержку пригородного сообщения — «Общественная приемная-2013: Добро пожаловаться!». В помещении пригородных касс Читы и нескольких других региональных городов был организован сбор подписей под соответствующим обращением к губернатору края Константину Ильковскому. Пенсионерка Зинаида Овсянникова ради этого приехалаиз Могзона. Для нее и других жителей этого населенного пункта электричка — самый удобный способ добраться до Читы.
– Я часто пользуюсь пригородными поездами, приходится к областным докторам ездить, которых нет у нас в районе. Сокращать электрички нельзя никак. В Могзоне очень много студентов, которые учатся в Чите. Как же они будут ездить? А автобус ходит один раз в день, это маленький «пазик», в котором всего 25 посадочных мест. Да и потом, за проезд в пригородном поезде я плачу 38 рублей, а на автобусе придется отдать все 200 рублей. Мне это не по карману, — пожаловалась женщина корреспонденту «Русской планеты».
Впрочем, губернатор Забайкальского края Константин Ильковский придерживается противоположного мнения. Он считает, что пригородное железнодорожное сообщение (в виду его нерентабельности) стоит заменить как раз автобусным. Тем более, что делать тариф экономически обоснованным, то есть поднимать цены на проезд в электричках до уровня, при котором железнодорожники не будут нести убытки, по мнению администрации региона, бессмысленно. Это приведет к тому, чтожители края просто перестанут ездить в электричках.
– Экономически рассчитанный тариф на проезд в пригородном поезде в 10 раз выше действующего. Увеличение стоимости проезда на 20-30% ничего не даст бюджету, покрыть убытки от перевозок мы не сможем, а фактически пострадают малообеспеченные слои населения, которые пользуются пригородными поездами, — пояснил «Русской планете» руководитель региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Виктор Паздников.
Но, по мнению Николая Гаджала, заменить железнодорожное сообщение автобусным в условиях Забайкальского края нереально.
– Специфика нашего региона такова, что населенные пункты находятся на больших расстояниях друг от друга. А в некоторые районы, такие как Яблоново, Лесная, Сохондо, и вовсе можно добраться только по железной дороге из-за отсутствия автомобильных дорог, — отметил Николай Гаджалав разговоре с «Русской планетой».
Справедливости ради стоит отметить, что труднодоступные места региона власти пока не планируют лишать пригородных электричек. Речь идет только о тех частях региона, где хорошо развита автодорожная сеть.
– Недавно был выполнен ремонт дорожного покрытия на участке Могзон — Хилок. Оно соответствует всем стандартам. Конечно, в таких районах можно пустить автобусы и отменить пригородный поезд, — уверенно заявил в разговоре с корреспондентом РП начальник управления транспорта и дорожного строительства края Дмитрий Палкин.
Впрочем, такие меры, считает чиновник, нужно применять взвешенно, учитывая интересы всех слоев населения региона. Но в данном случае эксперты уверяют, электричка на самом деле мало кому нужна. 
– Мы проводили мониторинг некоторых пригородных сообщений. В частности, раньше было 3 пригородных поезда на Могзон — утром, в обед и вечером. Наши специалисты пришли к выводу, что дневная электричка не наполняется, мы возим не людей, а воздух. Поэтому было принято решение о ее сокращении. Оптимизацию нужно проводить планомерно, — утверждает Палкин.
К слову, в России уже сейчас есть множество примеров, ликвидации маршрутной сети пригородных поездов. Например, в соседней с Забайкальским краем Амурской области из восьми направлений движения сохранены только три. Всего же по инициативе региональных властей в России только с 1 января 2012 года отменено более 300 поездов пригородного направления. В Курганской области — 19, в Новгородской — 32, в Челябинской — 40, Псковской — 15. Везде основная причина та же, что и в Забайкалье, местная администрация отказывается выделять деньги перевозчикам.
темы
3 мин