Новости – Титульная страница












Титульная страница
Сердечная достаточность

Фото: Наталья Климова
В конце августа в Башкортостане была впервые проведена операция по пересадке сердца
27 сентября, 2013 15:56
4 мин
Первым пациентом республиканского кардиоцентра, перенесшим трансплантацию сердца, стал 52-летний уфимец Валерий Зырянов. Тяжелое заболевание миокарда однозначно определило его будущее: спасти жизнь Валерию может только пересадка. Ждать подходящий орган пришлось почти год, новое сердце доставили по воздуху из Стерлитамака. Операция длилась около пяти часов и прошла без осложнений. Выполнил ее доктор медицинских наук, профессор Ринат Саитгареев (уроженец Уфы, работающий сейчас в Москве в центре им. Шумакова. — Примеч. авт.) с коллегами — кардиохирургами Григорием Акоповым и Владимиром Сурковым.
Врачи Республиканского кардиологического центра прошли обучение в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов им. академика В. И. Шумакова, и теперь перед ними стоит задача — накопить собственный практический опыт. За первым пациентом ведется наблюдение, медики контролируют его состояние, следят, чтобы не было отторжения, проводят постоянные лабораторные исследования. Сейчас состояние Валерия опасений не вызывает, он переведен в отделение и находится в палате, самостоятельно питается, передвигается. 25 сентября была проведена вторая операция по трансплантации сердца. Медики не спешат посвящать нас в подробности, пока не убедятся, что жизнь пациента вне опасности.
Кроме хирургов обучение проходили и другие специалисты: лаборанты, операционные сестры — все они необходимы при проведении трансплантации. Сама по себе операция, по мнению врачей кардиоцентра, технически может быть не столь сложной, как предшествующая подготовка, организация, слаженная работа всех звеньев цепи. Например, необходимо учитывать время, отведенное на пересадку — для сердца это не более четырех часов. Так что накопленный в Башкирии опыт консервации органов тоже пригодился. Кроме того, медики из Республиканской клинической больницы им. Куватова располагают и специализированной лабораторией, и патологоанатомической службой, и колоссальной практикой: в Башкирии произведено более 230 пересадок почки, а также пересадка печени.
Ильгиз Нагаев, заместитель главврача Республиканского кардиологического центра, д.м.н., рассказал корреспонденту «Русской планеты», сколько труда вкладывалось в работу на протяжении многих лет, чтобы такая операция стала реальностью, более того — постоянной практикой.
– Конечно, мы шли к этому долго, можно сказать, с первых дней появления кардиохирургии в республике. Год за годом постепенно обучаясь, осваивая, внедряя, мы наконец получили такие результаты. На пустом месте ничего появиться не может: это традиции, это опыт, это знания, учителя и ученики — всё в сумме. Наверное, просто пришло время подняться на новую ступеньку. Дело в том, что трансплантация сердца в последние годы стала действительно активно внедряться в практику. Достаточно сказать, что в Екатеринбурге более 26 операций по пересадке сердца уже сделано, в Татарстане 3 операции. То есть и в близлежащих регионах начинается развитие этого направления, и мы логически пришли к такому этапу. В общем, процесс идет, нам надо развиваться самим и людям давать шанс.
Республиканский кардиоцентр на данный момент является одним из прогрессивных центров России, в последние годы входит в десятку лучших из примерно сотни. Здесь выполняются практически все виды высокотехнологичной медицинской помощи по профилю сердечно-сосудистая хирургия, врачи оперируют, в том числе самых маленьких детей. Такое положение дел стало возможным благодаря достаточному финансированию. Например, некоторым пациентам необходима замена сердечного клапана, выполняемая через катетер. Этот клапан стоит полтора миллиона рублей, но всем больным сейчас делают операцию бесплатно. В 2003 году стентирование коронарных артерий было сделано менее чем тридцати пациентам, в текущем году таких больных почти тысяча.
Дорогостоящая помощь в области сердечно-сосудистой хирургии становится доступна жителям республики исключительно благодаря поддержке государства. Нагаев уверен: достаточное финансирование обеспечивает множество позитивных внедрений, и об этом нужно говорить, ведь именно новые технологии, новое оборудование, как паровоз, тянут за собой развитие больниц и специалистов. Например, с сентября в арсенале врачей кардиоцентра появилась новая технология реставрации сосудов с помощью биодеградируемых каркасов. Эта операция относится к области эндоваскулярной (без вскрытия грудной клетки. — Примеч. авт.) хирургии. Только в этом году в России получена лицензия на работу с такими каркасами — скаффолдами — и теперь можно внедрять технологию в широкую практику. В башкирском кардиоцентре выполнено две первые операции.
Новые технологии в медицине очень востребованы: операции по установке скаффолдов в прошлом году в Европе были проведены 12 тыс. раз. По опыту европейских медиков можно судить и о количестве нуждающихся в трансплантации сердца. Для сравнения — в Испании проводится примерно 30 операций на миллион населения, на всю Россию в 2012 году было сделано чуть больше 120 операций. А ведь для кого-то, как для Зырянова, пересадка сердца — последняя надежда сохранить жизнь. Такая ситуация в стране складывается главным образом из-за сложностей с донорскими органами. Это огромная этическая проблема, ведь в данном случае возможность жить дает чужая смерть, произошедшая в результате трагедии. Сложности существуют и на законодательном уровне, и в восприятии обществом института донорства.
Нагаев называет проблему донорства основной в области трансплантационной хирургии и вспоминает, сколько настороженных и откровенно негативных отзывов на проведенную операцию было в интернете. Казалось бы, жители республики должны радоваться, что у врачей появился еще один инструмент для спасения жизней, а реакция прямо противоположная, высказываются мнения, что теперь начнут пропадать люди, что дело дойдет до продажи органов.
Но все-таки в большинстве люди понимают, насколько значимое событие состоялось в Уфе. Алина, в прошлом пациентка кардиоцентра, в беседе с корреспондентом «Русской планеты» радуется успехам республиканских врачей:
– Мне самой врачи кардиоцентра помогли несколько лет назад. Теперь у них еще больше возможностей для спасения людей. Мне как простому обывателю сложно даже представить, что можно вот так внутрь человека заглянуть — да не то что заглянуть, а исправить «поломку», убрать одно сердце и поставить другое, это просто в голове не укладывается! Фантастика!
В России институт донорства только начинает развиваться, поэтому необходимо вести просветительскую работу, причем начинать ее с самого младшего возраста. В одночасье ситуацию не исправишь, может быть, пройдет несколько поколений, прежде чем появятся заметные результаты. Но это нужно делать методично, постоянно, во всех газетах, на телевидении, давать социальную рекламу, демонстрировать видеоролики о счастливых семьях людей, которые выжили благодаря донорскому органу.
В западных странах ситуация совершенно иная. Нагаев вспоминает известные в США случаи, когда сердце убитого ребенка родители разрешают пересадить нуждающемуся, а после успешной операции продолжают общаться с выздоровевшим малышом, видя в нем продолжение жизни своего погибшего ребенка. В Италии авто- и мотолюбители, согласные стать донорами в случае смерти в ДТП, возят с собой разрешающий документ. Врач уверен: развитие медицины идет очень быстро в плане технологическом, но тут без помощи общества не обойтись.
- Конечно, к хорошему быстро люди привыкают и многое начинают воспринимать как должное, но все-таки надо понимать, сколько сил и средств вкладывается в работу. Наши специалисты сутками живут в стенах кардиоцентра. Это ценнейший наш ресурс, кадры действительно решают все! Можно и деньги вкладывать, но без людей никаких результатов не будет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости