По состоянию на 3 июля 10:35
Заболевших667 883
За последние сутки6 718
Выздоровело 437 893
Умерло9 859
Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Антисанкционная география

Барнаульские рекламщики создали карту брендов, которые спасут Россию
Лариса Хомайко
8 мая, 2015 14:42
7 мин
Антисанкционная карта России. Фото предоставлено агентством Provoda
Агентство Provoda выпустило интерактивную «Антисанкционную карту России», на которой отмечены самые известные и эффективно работающие бренды регионов нашей страны. Эксперты считают: чтобы карта торговых марок РФ стала инструментом маркетинга российских территорий, ее надо развивать и дополнять.
– Иногда к нам обращаются довольно известные компании, и было удивительно узнавать, что их головные офисы в России, более того — в регионах. Захотелось систематизировать эти открытия, узнать: вот, в том регионе расположен такой мощный бренд, а в соседнем? — рассказывает «Русской планете» Антон Тимченко, креативный директор агентства. — А какой из брендов популярней? Устроили небольшой опрос среди рекламщиков, и пошло-поехало. Это, опять же, вопрос регионализма. У нас нет мощных социальных проектов, позволяющих узнать свою страну. Во всяком случае, я с такими не знаком. Было не совсем понятно, есть ли в России потребительский бренд: казалось, что экономика заточена под тяжелую промышленность, а из потребительского либо очевидно западные бренды, либо вообще ничего. И еще для нас как для людей, которые интересуются не только рекламой, но и страной, и жизнью, был очень важен вопрос регионализма. В Алтайском крае мы взяли «Эвалар» — эта компания известна во всем мире.
Превращение товара в бренд территории считает сомнительным Виктор Беляев, доктор экономических наук и профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга АлтГУ.
– Товаров, которые производятся на какой-либо территории и материализуют в себе ее уникальные характеристики, довольно много. Но, скажем, Вологодская область не использует вологодское масло как бренд всей территории. Или возьмем сыр «Рокфор» — только на юге Франции, в предгорьях Пиренеев, в пещерах живут особые микроорганизмы, которые «делают» на нем эту плесень. Но ведь не использует же эта территория эту уникальную характеристику сыра как свой бренд? Еще: «Эвалар», которым представлен на карте Алтайский край, делает, если не ошибаюсь, БАДы. И вот как будет выглядеть наша территория? Мы делаем какие-то БАДы, которые имеют сомнительную репутацию в части здорового питания? Вот такие вопросы возникают.
Другое мнение у Лады Шевкуновой, редактора популярного алтайского сайта «Рекпортал».
– Provoda — молодое агентство, поэтому практикует для продвижения эффектный выход с каким-нибудь социальным или бесплатным проектом, — говорит она РП. — Но ребята, в общем, молодцы, и это достаточно оригинальный проект. Представлять регионы через бренды — правильно, потому что бренды, которые живут в российских регионах, проработаны кровью и потом их создателей. Вести бизнес очень нелегко, и, как правило, те, кто развивается и держится, просто фанаты. Тем более, через наши бренды мы видим специфику нашего региона: у нас в крае это фармацевтика, «молочка», зернопереработка. То есть у нас брендируется то, что развивается, работает на конечного потребителя.
За время работы над картой Provoda сделали много, как они говорят, «мелких открытий». Оказалось, что самый известный бренд Рязанской области — Max Factor, потому что в 1895 году Максимилиан Факторович, подданный Российской империи, открыл свой первый магазин косметики в Рязани. А оригинальный рецепт конфет «Птичье молоко» был разработан во Владивостоке.
– Наши бренды не имеют такого глянца, раскрученности, как, скажем, в США, и по-другому воспринимаются людьми. Это тоже было удивительно, — рассказывает Антон Тимченко. — Скажем, мы столкнулись с непониманием жителей Башкирии: увидев, что их бренд — «Сода», они начали возмущаться: почему «Сода», а не компания «Башнефть». Но с точки зрения брендинга обычная пищевая сода на порядок выше, потому что ее знают и покупают по всей стране.
Виктор Беляев убежден, что критерии отбора брендов для карты были не совсем верны.
– Я считаю, что в таких делах надо отталкиваться не от внешних обстоятельств, а от того, что создает репутацию, — говорит ученый. — Надо отделять бренд, или имидж, от репутации. Бренд, или имидж — это работа талантливых имиджмейкеров. Они могут это наговорить, представить, нарисовать. А репутация — это то, что создается годами. Вот чем таким славен Алтайский край, чтобы можно было сказать: это репутация, это заработано людьми, это заработано краем, это является уникальной характеристикой? Мне кажется, что лучше бы сработал бренд алтайского меда, если бы удалось доказать, что он является уникальным — кстати, в университете проводились такие исследования. Или мука из твердых сортов пшеницы, или пантокрин — вытяжка из маральих рогов. Или наши сыры. Что в них есть уникального, в отличие от других сыров? Здесь есть над чем подумать, тем более что отрасль возрождается, развивается, у нас в селе Алтайском есть колледж по сыроварению, у них есть отношения с ведущими сыроварами мира, и студенты ездят во Францию на стажировки. Я бы лучше сыры выбрал. Когда-то у нас было производство плодовых вин, в Бийске на кафедре виноделия занимаются винами из облепихи, их тоже надо нанести на карту, они стоят того.
– Карта спорная в плане выбора брендов, но, с другой стороны, это право агентства, — возражает Лада Шевкунова. — Я обращаю внимание на российские бренды и, когда выходит какой-то наш товар в новой упаковке, безусловно, проявляю к нему интерес. И потом ты его ищешь, и для тебя это уже не просто, допустим, зубная паста. Если совпадают эти три позиции: российский производитель, интересная упаковка и подходящая ценовая категория, — я как потребитель на это покупаюсь. Мне нравятся интересные, образные, эмоциональные названия. Вот, допустим, на этой карте я нашла консервы «Толстый боцман» из Мурманской области. Это новый для меня бренд, но я подумала, что если увижу такие, то куплю.
Одним из критериев отбора брендов для карты было его присутствие в антисанкционном списке Евросоюза или США.
– Мы долго решали, что лучше выбрать в Тульской области: «Конструкторское бюро приборостроения» или «Тульский оружейный завод». И все-таки склонились к конструкторскому бюро, потому что оно попало в санкционный список раньше, чем оружейный завод, а значит, это более важное предприятие для нашей экономики, — рассказывает Тимченко. — Как люди небезразличные к будущему нашей страны, мы исходили из желания, чтобы ее экономика по минимуму зависела от внешних факторов. Для нас этот факт очень важен, и мы подумали, что стоит назвать карту так и посмотреть на все это с точки зрения импортозамещения. Крупных отечественных брендов хватает, но многие области, края и республики заточены под тяжелую промышленность. Все эти предприятия — советское наследие, и, как мы интуитивно поняли, наша экономика только начинает потихонечку восстанавливаться. Особенно это видно по сельскому хозяйству: во многих регионах сейчас представлены крупные сельскохозяйственные холдинги.
Лада Шевкунова отмечает, что карту нужно развивать — тогда она действительно станет инструментом продвижения территорий России.
– Карта интерактивно сложная, и ее надо дополнять, над ней надо работать, тогда получится интересный проект, — считает Лада Шевкунова. 
темы
7 мин